Анализ российского законодательства относительно конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:09, реферат

Краткое описание

Изучите основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующих развитие конкуренции и порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках в РФ. Определите основное назначение этих документов и решаемые ими задачи. Дайте оценку эффективности их практического использования. Результаты анализа оформите в виде письменного отчета.

Вложенные файлы: 1 файл

РАР.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

Вступил в силу Федеральный  закон от 16.11.2011 № 322-ФЗ «О внесении изменений  в статью 6 Федерального закона «Об  иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон  «О порядке осуществления иностранных  инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для  обеспечения обороны страны и  безопасности государства» (далее –  Федеральный закон № 322-ФЗ).

Ключевыми нововведениями Федерального закона № 322-ФЗ являются сокращение видов  деятельности, имеющих стратегическое значение; исключение из сферы контроля сделок между организациями, которые  находятся под контролем российских собственников, а также сделок международных  финансовых организаций, участником которых  является Российская Федерация; изменение  критериев контроля иностранных  инвесторов в сфере недропользования с 10 до 25 %; исключение из сферы контроля сделок в отношении стратегических обществ в сфере пользования участками недр федерального значения, в результате совершения которых доля участия иностранного инвестора в уставном капитале таких обществ не увеличивается; упрощение порядка рассмотрения ходатайств при принятии Правительственной комиссией решения о предварительном согласовании сделки при наличии соглашения ФАС России с заявителем об обеспечении выполнения им обязательств, предусмотренных законодательством.

В целях реализации Федерального закона № 322-ФЗ, в 2011 году подготовлен  и внесен в Правительство Российской Федерации проект Распоряжения Правительства  Российской Федерации об утверждении  перечня международных финансовых организаций, сделки с участием которых не подлежат предварительному согласованию в соответствии с Федеральными законами № 57-ФЗ и № 160-ФЗ, которое было утверждено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 119-р.

Данный перечень включает в себя 12 международных финансовых организаций, в том числе, таких  как Международный банк реконструкции  и развития, Многостороннее агентство  по гарантиям инвестиций, Европейский  банк реконструкции и развития, Международная  финансовая корпорация.

Такие международные финансовые организации освобождаются от необходимости  предварительного согласования Правительственной  комиссией совершаемых ими сделок в отношении российских хозяйственных  обществ.

При этом для международных  финансовых организаций сохраняется  уведомительный порядок информирования уполномоченного органа о совершенных  сделках, а также запрет на установление ими контроля над стратегическими  обществами.

Кроме этого, в 2011 году в рамках работы по совершенствованию процедур контроля за осуществлением иностранных  инвестиций в стратегические общества, разработан и зарегистрирован в  Минюсте России (№ 20982 от 10.06.2011) приказ ФАС России от 23.03.2011 № 201 "Об утверждении  формы бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ "О порядке  осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Приказ утверждает новую форму, в соответствии с которой иностранные инвесторы представляют в ФАС России проект бизнес-плана стратегического общества в соответствии с Федеральным законом № 57-ФЗ.

Действовавшая ранее форма  бизнес-плана (Приказ ФАС России от 13.08.2008 № 308) была разработана в 2008 году в отсутствие какой-либо практики применения Федерального закона № 57-ФЗ и содержала  ряд избыточных или требующих  уточнения положений. Новая форма  бизнес-плана значительно сократила  объем требуемой информации и  упростила для иностранных инвесторов процесс подготовки материалов к  ходатайству.

Продолжалось совершенствование  законодательства о размещении заказов, направленное на повышение качества закупаемой продукции и совершенствование  отдельных элементов закупочных процедур, а также на решение ряда оперативных задач в сфере  размещения заказов.

Со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающего общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к их закупке для государственных  корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, закупки госкомпаний  и естественных монополистов становятся прозрачными и недискриминационными.

Оптимизирована процедура  проведения торгов на предоставление земельных и лесных участков, участков недр, на право заключения охотхозяйственных соглашений.

3 августа 2011 г. подписано  постановление Правительства Российской  Федерации № 650, в соответствии  с которым информация о торгах  на предоставление земельных  участков, лесных участков, участков  недр, на право заключения охотхозяйственных соглашений с 1 января 2012 г. должна размещаться на сайте torgi.gov.ru – официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. Ранее уже стало обязательным размещение на сайте torgi.gov.ru информации о торгах на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества, а также договоров о передаче прав на единые технологии. Размещение информации о торгах на едином федеральном Интернет-портале позволит обеспечить открытость торгов, равный доступ предпринимателей к государственному и муниципальному имуществу и правам недропользования.

3. Правовая защита  от недобросовестной конкуренции

К числу нарушений российского  конкурентного законодательства относится  недобросовестная конкуренция. Термин "недобросовестная конкуренция" используется в отечественном законодательстве в связи с присоединением СССР в 1965 г. к Парижской конвенции  по охране промышленной собственности 1883 г. Последняя имеет силу и для  Российской Федерации, ставшей правопреемником  бывшего СССР в области заключенных  им международных договоров.

Актом недобросовестной конкуренции  признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям  в промышленных и торговых делах (п.2 ст.10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности).

Законодательство России соответствует обязательным требованиям  по защите от недобросовестной конкуренции, установленным нормами Парижской  конвенции.

Недобросовестная конкуренция  на товарных рынках - это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих  субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям  делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут  причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам  либо нанести ущерб их деловой  репутации (ч.7 ст.4 Закона о конкуренции  на товарных рынках).

Для установления противоречия конкурентных действий нормам действующего законодательства следует учитывать, что такие нормы содержатся, например, в Законе о конкуренции на товарных рынках, Законе о защите конкуренции  на финансовых рынках и в других актах - в ГК РФ (ст.10, 138), в законодательстве о рекламе (ст.6 Закона о рекламе), о промышленной собственности (ст.14 Патентного закона РФ, ст.46 Закона РФ "О  товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров" и др.), о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности (ст.29 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности) и т.д.

В качестве критериев противоправности недобросовестной конкуренции особо  выделяется противоречие действий правонарушителей требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Тем самым указанным  морально-нравственным категориям придается  правовое значение. Действующее законодательство не содержит определения понятий  добропорядочности, добросовестности, справедливости и их противоположностей (соответственно, недобросовестности, неразумности и т.п.). В гражданском  законодательстве предусмотрена презумпция добросовестности и разумности участников имущественного оборота. Так, если закон  ставит защиту гражданских прав в  зависимость от того, осуществлялись ли они разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (п.3 ст.10 ГК РФ).

4. Порядок проведения  анализа и оценки состояния  конкурентной среды на товарных  рынках

Проведение анализа и  оценки состояния конкурентной среды  на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка.

б) определение продуктовых  границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава  хозяйствующих субъектов, действующих  на товарном рынке;

д) расчет объема товарного  рынка и долей хозяйствующих  субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

и) составление аналитического отчета.

В случаях, указанных в  подпунктах «а» и «д» пункта 1 настоящего Порядка, определение уровня концентрации товарного рынка, определение  барьеров входа на товарный рынок  и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке могут  не проводиться.

При анализе и оценке состояния  конкурентной среды на товарном рынке  в качестве исходной информации могут  использоваться:

- данные государственной  статистической отчетности, характеризующие  деятельность хозяйствующих субъектов;

- сведения, полученные от  налоговых, таможенных и иных  государственных органов, органов  местного самоуправления;

- сведения, полученные от  физических и юридических лиц;

- результаты товароведческих  экспертиз, заключения специализированных  организаций, а также отдельных  специалистов и экспертов;

- данные ведомственных  и независимых информационных  центров и служб;

- данные объединений потребителей  и объединений производителей;

- сообщения средств массовой  информации;

- данные собственных исследований  антимонопольного органа и данные  антимонопольных органов других  государств;

- данные маркетинговых,  социологических исследований, выборочных  опросов и анкетирования хозяйствующих  субъектов, граждан, общественных  организаций;

- технические условия  и другие нормативы;

- обращения физических  и юридических лиц в антимонопольный  орган;

- данные иных источников.

Законом устанавливаются  барьеры для применения разнообразных  негативных практик во взаимоотношениях между торговлей и поставщиками. Также закон упорядочивает сроки  расчетов за поставленный товар.

Подводя итоги, следует отметить, что закон о регулировании  торговой деятельности в РФ является лишь первой ступенью на пути создания единой нормативно-правовой базы для  регулирования стремительно развивающейся  торговой деятельности в России и оставляет возможность для его дальнейшего совершенствования.

 

5. Выводы

Состояние конкурентной среды  в настоящий момент характеризует  высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые  нередко действуют даже тогда, когда  они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса, в том числе  дефицит мощностей естественных монополий.

Неразвитое состояние  конкурентной среды отражается на конкурентоспособности  российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках.

Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные  факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса  с защитой экономических интересов  потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных  предприятий.  При развитой конкурентной среде даже единственный предприниматель  на рынке вынужден учитывать при  осуществлении ценовой и иной политики появление возможных конкурентов.

В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов  появляются возможность и стимулы  к сознательному, устойчивому и  значимому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность  тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В таких случаях  появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное  регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.

В настоящее время устойчивая тенденция к повышению концентрации производства во многих отраслях на мировом  рынке способствует слияниям и укрупнениям  российских компаний. Однако сам факт высокой концентрации не означает низкого  уровня конкуренции на рынке. Напротив, для ряда  отраслей высокий уровень  концентрации является необходимым  условием эффективности. 

Госдума приняла законы, которые расширяют права федеральной  антимонопольной службы. Монополизация рынков, особенно в регионах, зачастую происходит при попустительстве властей, более того — под их прикрытием. Нередко чиновники, представляющие органы местного самоуправления, «вступают в преступный сговор с владельцами крупных компаний, создавая им „зеленый коридор“ для любых манипуляций на рынке, в том числе для искусственного завышения цен». Таким образом, блокируется создание здорового конкурентного поля, недорогие и качественные товары попросту не доходят до потребителя.

В процессе проведения административной реформы снято либо снижено значительное количество административных барьеров, в том числе существенно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, часть из них планируется заменить обязательным страхованием, упрощен  порядок регистрации организаций  и предпринимателей, сокращен перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, для отдельных видов деятельности разработан уведомительный порядок  начала их осуществления.

Информация о работе Анализ российского законодательства относительно конкуренции