Анализ себестоимости готовой продукции на производственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта провести анализ себестоимости готовой продукции на производственном предприятии.
Задачи курсового проекта:
1. Изучить значение ,задачи, последовательность анализа себестоимости продукции, источники информации.
2. Использовать экономическую характеристику предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1.Значение, задачи, последовательность анализа себестоимости продукции. Источники информации………………………………….……...5
Глава 2.Экономическая характеристика предприятия……………….….…..7
Глава 3. Анализ общей суммы затрат на производство…………….…….…9
Глава 4. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции……………….….…12
Глава 5. Анализ прямых и косвенных расходов……………………….……14
5.1 Анализ косвенных затрат………………………………………………….14
5.2 Анализ прямых затрат. ………………………………………………...….14
Глава 6.Резервы снижение себестоимости продукции…………………......16
Заключение…………………………………………………………………......18
Список литературы………………………………………………………..…...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая).docx

— 263.53 Кб (Скачать файл)

Центросоюз Российской Федерации

Нижегородский облпотребсоюз

Нижегородский экономико-технологический колледж

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине «Экономика отросли»

Тема: «Анализ себестоимости готовой продукции на производственном предприятии»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Сапарова Екатерина

Группы 41А

Специальности

«Автоматизированные

системы обработки

информации и управления»

Руководитель: Елфимова Т.Е

Дата сдачи________________

Дата защиты______________

Оценка___________________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...…3

Глава 1.Значение, задачи, последовательность анализа себестоимости продукции. Источники информации………………………………….……...5

Глава 2.Экономическая характеристика предприятия……………….….…..7

Глава 3. Анализ общей суммы затрат на производство…………….…….…9

Глава 4. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции……………….….…12

Глава 5. Анализ прямых и косвенных расходов……………………….……14

5.1 Анализ  косвенных затрат………………………………………………….14

5.2 Анализ  прямых затрат. ………………………………………………...….14

Глава 6.Резервы снижение себестоимости продукции…………………......16

Заключение…………………………………………………………………......18

Список литературы………………………………………………………..…...21

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данный курсовой проект посвящен изучению темы «Анализ себестоимости продукции». Актуальность выбранной темы находит отражение в следующем. Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия играет важную роль в обеспечении повышения эффективности производства. Он является существенной составной частью экономических методов управления. Предметом экономического анализа себестоимости является производственно-хозяйственная деятельность предприятий. Одним из важнейших направлений технико-экономического анализа деятельности предприятия является анализ себестоимости продукции. Себестоимость продукции относится к числу основных качественных показателей, характеризующих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Более того, для предприятий, производящих продукцию, цены на которую жестко регламентированы законодательством, снижение себестоимости — единственная возможность сделать свое производство рентабельным и получать прибыль. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Цель курсового проекта провести анализ себестоимости готовой продукции на производственном предприятии.

 

 

Задачи курсового проекта:

  1. Изучить значение ,задачи, последовательность анализа себестоимости продукции, источники информации.
  2. Использовать экономическую характеристику предприятия.
  3. Провести анализ общей суммы затрат на производство.
  4. Изучить анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.
  5. Изучить анализ прямых и косвенных расходов.
  6. Выявить резервы снижения себестоимости продукции.

Объектом курсовой работы является Прессовое производство ОАО «АВТОВАЗ» Самарской области города Тольятти .

Предметом исследования курсовой работы является себестоимость  готовой продукции на производственном предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ  

 

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции — четкое определение состава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и конкретизированы в Положении о составе затрат. Кроме того, на основе данного Положения министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др. Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Кроме того, в практике планирования, учета, калькулирования и анализа различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всех цехов не ее изготовление. Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (т.е. расходов, связанных с реализацией продукции покупателям).

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

  1. объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
  2. исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;  
  3. обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
  4. содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;  
  5. выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей [10]. Волжский автомобильный завод (сокращенное название - ВАЗ и АвтоВАЗ)– крупнейший автомобилестроительный российский завод по производству легковых автомобилей. Предприятие выпускало авто марок «Жигули», «Нива», «ЛАДА-Спутник», «Lada-Самара». В настоящее время завод производит легковые автомобили марок «Lada» («Лада») Калина, Самара и Приора, кроме того производит запасные части и комплектующие к ним. Адрес предприятия: 445633, Россия, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 36. Предприятие АО «АвтоВАЗ» представляет собой акционерное общество открытого типа. Общество является юридическим лицом и действует на основе Устава и учредительного договора, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. В основе данной работы лежит ознакомление с одним из многочисленных структурных подразделений АО «АвтоВАЗ» Прессовое производство, производство с незаконченным циклом выпущенной продукции, а именно штамповка кузовных деталей для автомобилей ВАЗ. Сфера деятельности этого производства заключается в изготовлении деталей для сборки автомобилей, а также реализация этих изделий на сторону. Прессовое производство размещено на основной производственной площадке ОАО «АвтоВАЗ». Структура Прессового производства включает в себя: цеха, экономическую службу, инженерно-техническую, отдел кадров. В корпусах расположены: цеха основного производства – производство крупной штамповки, производство средней и мелкой штамповки. Цеха вспомогательного производства – ремонтный, содержания производственных и бытовых помещений, транспортно-складских операций, подразделения обеспечения производства. Большую часть произведенной продукции Прессовое производство отправляет в СКП (57,8%). Готовые детали хранятся на складе готовых деталей, 55 % которых находятся на автоматизированных складах.

Прессовое производство в процессе производственной деятельности выполняет следующие функции:   

  1. осуществляет порезку заготовок и их складирование; 
  2. изготавливает детали автомобилей;  
  3. контролирует ход производства и принимает необходимые оперативные меры по отклонениям; 
  4. контролирует качество в процессе производства и принимает меры по устранению причин возникновения дефектов и изолирует брак;  
  5. сдает детали на склад готовой продукции;
  6. осуществляет отгрузку готовой продукции;  
  7. осуществляет учет готовой продукции;
  8. осуществляет учет и анализ состояния незавершенного производства;  
  9. осуществляет ремонт спецоснастки и штампов, используемых в Прессовое производство;  
  10. осуществляет учет и анализ загрузки оборудования; 
  11. осуществляет учет и текущее обслуживание оборудования;
  12.   выполняет все установленные в ОАО «АВТОВАЗ» требования по организации производственного процесса (пожарной и экологической безопасности, охраны труда, системы управления качеством, правил внутреннего трудового распорядка и т.д.).

Анализом себестоимости продукции в Прессовом производстве занимается планово-бюджетный отдел.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ СУММЫ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

 

Анализ себестоимости начинается с получения общих выводов о структуре и динамике производственных затрат на производство. Для этих целей применяется анализ затрат по экономическим элементам, который позволяет изучить состав затрат и охарактеризовать структуру себестоимости продукции. В различных отраслях промышленности структура производственных затрат не одинакова, поскольку отражает специфические особенности производства и разную техническую оснащенность отдельных отраслей. В зависимости от того, удельный вес каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют следующие виды отраслей:

–трудоемкие — большой удельный вес трудовых затрат, т. е. расходов на заработную плату (угольная, горнорудная промышленность, лесозаготовки);

–энергоемкие — значительная доля расходов на энергоресурсы (цветная металлургия);

–материалоемкие — основой производства являются сырье и основные материалы, соответственно, доля их расхода значительна в общей структуре затрат (многие отрасли легкой, пищевой промышленности, машиностроения);

–отрасли с большим удельным весом затрат на амортизацию.

Такая классификация имеет большое значение, прежде всего, для определения путей снижения себестоимости. Из приведенных в табл. данных видно, что фактические затраты в 2012 г. больше затрат предыдущего года на 3,2 млрд. рублей или 24,08 %. Такое повышение затрат вызвано причинами, среди которых наиболее вероятными можно считать:

–увеличением объема производства;

–изменение модификационного ряда выпускаемой продукции;

-увеличение  стоимости материалов и тарифов.

Данные свидетельствуют о том, что в отчетном году, равно как и в прошлом, наибольший удельный вес занимают материальные затраты, 78,34% и 79,11% соответственно. Из этого следует, что прессовое производство относится к металлоемким. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению материальных затрат.

Также наблюдается увеличение расходов на заработную плату и отчислений на соцстрах. на 22,23 и 24,23% соответственно вследствие индексации заработной платы, изменений в структуре кадров и увеличения выпуска продукции. Амортизация возросла по сравнению с предыдущим годом на 63,15% за счет ввода в эксплуатацию нового высокоэффективного и дорогого оборудования и переоценки в 2012 году основных фондов согласно мировым аналогам. Затраты на топливо и потребляемую электроэнергию возросли на 11,34%, что объясняется увеличением тарифов на энергоносители и увеличением потребляемой энергии в результате увеличения объемов производства. Увеличение затрат на услуги также объясняется следующими причинами: увеличение цен по ремонтообслуживанию грузоподъемного оборудования, проведение проверки оборудования на геометрическую точность, причем в 2011 году эта проверка не проводилась. Удельный вес прочих денежных расходов сократился на 0,27% в результате мероприятий по сокращению затрат на производство, увеличение расходов на капитальный ремонт оборудования. Таким образом, увеличение общей суммы затрат было вызвано повышением в абсолютном выражении суммы каждого элемента затрат. Стоит также отметить, что возрастание общей суммы затрат произошло в результате увеличения в 2012 году количества машино-комплектов на 14429 шт.

Для выявления причин изменения общих затрат рассмотрим влияние изменения структуры затрат на изменение общих затрат. Расчет проводится по формуле:

 

;                                       (1)

         ,                                      (2)

где,

 З общ. — общая сумма затрат

 З — затраты каждого вида;

Информация о работе Анализ себестоимости готовой продукции на производственном предприятии