Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:09, реферат

Краткое описание

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель данной работы - проанализировать современное состояние внешней задолженности России, её проблематику, зависимость и перспективы развития ситуации.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение и значение внешнего долга
1.1 Понятие государственного долга
1.2 Сущность и влияние внешней задолженности на экономику страны
Глава 2. Формирование внешнего долга РФ, структура и кредиторы
2.1 Динамика внешнего долга
2.2 Структура внешнего долга
2.3 Основные кредиторы РФ
2.3.1 Парижский клуб
2.3.2 Лондонский клуб
2.3.3 МВФ
2.3.4 Всемирный банк
Глава 3. Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы
3.1 Современное состояние внешнего долга
3.2 Перспективы долговой политики на 2012- 2014 гг
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

внешний долг рф.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

 
 

 
 

Внешний долг РФ

Определение и значение внешнего долга. Сущность и влияние внешней задолженности на экономику страны. Анализ современного состояния внешней задолженности, ее проблемы и перспективы. Основные кредиторы Российской Федерации. Динамика внешнего долга.

Содержание:

Введение

Глава 1. Определение и значение внешнего долга

1.1 Понятие государственного  долга

1.2 Сущность и влияние  внешней задолженности на экономику  страны

Глава 2. Формирование внешнего долга РФ, структура и кредиторы

2.1 Динамика внешнего долга

2.2 Структура внешнего  долга

2.3 Основные кредиторы  РФ

2.3.1 Парижский клуб

2.3.2 Лондонский клуб

2.3.3 МВФ

2.3.4 Всемирный банк

Глава 3. Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы

3.1 Современное состояние  внешнего долга

3.2 Перспективы долговой  политики на 2012- 2014 гг

Заключение

Список использованной литературы

 

1.ВВЕДЕНИЕ

В современном мире практически все государства прибегают к внешним заимствованиям. Внешняя задолженность порождает многочисленные проблемы, затрагивающие устойчивость мировой экономической системы в целом.

Наличие значительного по величине внешнего долга в настоящее время является неотъемлемым атрибутом экономического развития целого ряда государств. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Проблема обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность страны состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Цель данной работы - проанализировать современное состояние внешней задолженности России, её проблематику, зависимость и перспективы развития ситуации.

 

Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА

1.1 Понятие государственного  долга

внешний долг кредитор задолженность

Государственные деньги являются принципиальной сферой денежной системы страны, призванной обеспечить правительство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные деньги - это денежные дела по поводу распределения и перераспределения стоимости публичного продукта и части государственного богатства, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжение страны и его компаний и внедрение государственных средств на издержки по расширению производства, ублажению возрастающих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Центральное место в системе государственных денег занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их денежного покрытия. Его главнейшие функции - приведение в жизнь денежной политики, организация выполнения денежной программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, формирующийся основным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения собственных задач. В тех вариантах, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для воплощения нужных расходов, возникает бюджетный дефицит - превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците поступающих доходов оказывается недостаточно для обычного выполнения функций страны, в связи с чем, приходится прибегать к разным займам, что отрицательно сказывается на стойкости всего денежного обращения и является основной предпосылкой инфляции. Бюджетный дефицит непременно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, к примеру, необходимостью воплощения больших государственных вложений в развитие экономики, что отражает быстрее рост валового государственного продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные происшествия, связанные с войнами, стихийными бедствиями, издержки на которые не могли быть заблаговременно спланированы, но обязаны быть непременно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Перед правительством, столкнувшимся с неувязкой роста бюджетного дефицита, встает неувязка выбора из трех узнаваемых вариантов. Первый, кажущийся более лёгким, но и являющийся инфляционно опасным - дополнительная эмиссия денежных средств. Второй - усиление налогового бремени и сокращение государственных расходов. Третий - выпуск государственных долговых обязательств - казначейских ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов и т. П.), которые обеспечивают их покупателям гарантированный доход в виде определённого процента.

Неувязка бюджетного дефицита порождает делему государственного долга.

Государственный долг - это совокупность всех долговых обязательств Правительства РФ иностранным Правительствам, интернациональным финансовым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определенный период времени, а также задолженность внутри страны физическим лицам - резидентам, коммерческим банкам и иным юридическим лицам. В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.

1.2 Сущность и влияние  внешней задолженности на экономику  страны

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

Долговые обязательства русской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений  и договоров, заключенных от имени  русской Федерации, с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями, в пользу указанных  кредиторов;

- государственных ценных  бумаг, выпускаемых от имени русской  Федерации;

- договоров о предоставлении  государственных гарантий русской  Федерации, договоров поручительства  русской Федерации по обеспечению  выполнения обязательств третьим  лицам;

- переоформления долговых  обязательств третьих лиц в  государственный долг русской  Федерации на базе принятых  федеральных законов;

- соглашений и договоров, в том числе интернациональных, заключенных от имени русской  Федерации, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств русской  Федерации прошедших лет.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически, в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике госдолг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе и государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики.

Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в.. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

Причинами возникновения бюджетного дефицита и, как следствие, государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады, экономические кризисы и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Выявим взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трёхзвенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны, в основном, со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.

Принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляют собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключается в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладают органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложится на граждан страны, которые через систему налогов передают субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывает серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Также состояние долга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, служит одним из факторов изменения величины госдолга.

Заимствования государством осуществляется в согласовании с Программой государственных внешний заимствований, которая представляет собой список внешних заимствований федерального бюджета на еще один денежный год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего размера заимствований, размера использованных средств по займу до начала денежного года и размера заимствований в данном финансовом году. В Программе государственных внешних заимствований русской Федерации обязаны быть раздельно предусмотрены все займы и государственные гарантии.

 

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РФ, СТРУКТУРА И КРЕДИТОРЫ

2.1 Динамика внешнего долга  России

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть - долг бывшего СССР - Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть - новый российский долг - долговые обязательства перед нере-

зидентами, возникшие за время существования новой России.

Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (1992-1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. дол. США, т. е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд. в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд. дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. Внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП

Второй этап (1999-2001 гг.) - период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть - с 90 до 68 млрд. долл. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд. дол. (до 78 млрд.), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд. долл. (против прежнего максимума - на 42 млрд. долл., или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. Внешний долг превосходил последние всего в 4 раза. Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн. деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.

Информация о работе Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы