Анализ современного состояния свободных экономических зон в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся:
изучение сущности и видов свободных экономических зон;
рассмотреть характеристику функций СЭЗ России:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика свободных экономических зон России………...6
1.1. Понятие и сущность свободных экономических зон………………....……6
1.2. Функции и виды свободных экономических зон…………………….….....8
Глава 2. Анализ современного состояния свободных экономических зон в России……………………………………………………………………….....12
2.1. Специфика создания свободных экономических зон в России………….12
2.2.Проблемы развития российских свободных экономических зон………28
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список используемых источников…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая русанов.docx

— 92.43 Кб (Скачать файл)

                                         СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Характеристика свободных экономических зон России………...6

1.1. Понятие и сущность свободных экономических зон………………....……6

1.2. Функции и виды свободных экономических зон…………………….….....8

Глава 2. Анализ современного состояния свободных экономических зон в России……………………………………………………………………….....12

2.1. Специфика создания свободных  экономических зон в России………….12

2.2.Проблемы развития российских свободных экономических зон………28

Заключение ……………………………………………………………………..36

Список используемых источников…………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

Введение

       Актуальность исследования. Создание свободных экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

   В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

    Свободные экономические зоны существуют в более 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта, занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономики постоянно растет.

    Цели создания свободных (особых) экономических зон многообразны: привлечение инвестиций для повышения конкурентоспособности отдельных производств, развитие экспорта, стимулирование инновационной активности национальных компаний. В последние годы пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России (сохраняющаяся неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высокое налоговое бремя в секторах, производящих несырьевую продукцию) настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особым экономическим режимом. 

Механизм СЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров.    Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик. На сегодняшний день в России созданы или планируются к созданию свободные экономические зоны почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.

     Объект курсовой работы - свободные (особые) экономические зоны России.

      Предмет - экономические отношения производства и распределения необходимого и прибавочного продукта между хозяйствующими субъектами, различных организационно - правовых форм.

     Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.

     К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся:

  1. изучение сущности и видов свободных экономических зон;
  2. рассмотреть характеристику функций СЭЗ России:
  3. ознакомиться со спецификой создания СЭЗ в России;
  4. рассмотреть проблемы и перспективы развития СЭЗ в России.

В ходе написания работы были использованы законодательные и нормативные акты, учебная литература, монографии ученых и научных исследований, посвященных исследуемой тематике, данные официальной статистики, информационные ресурсы Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика свободных экономических зон.

1.1 Понятие и сущность свободных экономических зон.

     В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.1

  Иными словами, свободная экономическая зона - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов:

  1. таможенное регулирование;
  2. налогообложение;
  3. лицензирование;
  4. визовое оформление;
  5. банковскую деятельность;
  6. имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю);
  7. предоставление концессий;
  8. управление свободной зоной.2

 

   Определенную специфику  в СЭЗ могут иметь также  акты трудового и социального  законодательства. В современных  теоретических работах, посвященных  проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона -это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях".3

   Выделяются следующие характерные черты СЭЗ:

1) выделение их из таможенной  границы государства и установления  особого режима регулирования  ввоза и вывоза товаров и  услуг. Как правило, импорт на  территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного  процесса, а также товаров широкого  потребления и продуктов питания  для продажи внутри страны  осуществляется беспошлинно. В свободных  экономических зонах обычно не  взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.

2) Система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и  национальным инвесторам, в том  числе:

- внешнеторговые (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

- фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

- финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

- административные, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

3) наличие локальной, относительно  обособленной системы управления  зоной, наделенной правом принимать  самостоятельные решения в широком  экономическом спектре. 4

    В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов - портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы значительно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики.

     Таким образом, смысл СЭЗ решается совокупностью решаемых задач, а не преференциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко выдвигается как основной аргумент необходимости их создания. Последнее - средство, а не цель. Свободные экономические зоны призваны способствовать ускорению экономического роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство.           

1.2 Функции и виды свободных экономических зон.

   Практика создания имеющихся СЭЗ и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные виды:

1) комплексные зоны производственного характера;

2) внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

3) функциональные, или отраслевые (технологические парки, туристические, страховые, банковские и др.).5

   Эти виды зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

     Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

     К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в

Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

     Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

    К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли

"Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево") , свободные таможенные зоны

"Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт  Терминал" (на территории московского Западного речного порта.

     Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на

основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

   К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо- курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".

    Таким образом,   на выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Выводы по первой главе:

1) Свободными экономическими зоны - это отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами.

2) Выделяются следующие характерные черты СЭЗ:

- выделение их из таможенной  границы государства и установления  особого режима регулирования  ввоза и вывоза товаров и  услуг

- Система преференций  и льгот, предоставляемых иностранным  и национальным инвесторам

-наличие локальной, относительно  обособленной системы управления  зоной, наделенной правом принимать  самостоятельные решения в широком  экономическом спектре.

3) Основные виды СЭЗ:

-комплексные зоны производственного  характера;

- внешнеторговые (свободные  таможенные зоны, в том числе  зоны экспортного производства и транзитные);

- функциональные, или отраслевые (технологические парки, туристические, страховые, банковские и др.)

Информация о работе Анализ современного состояния свободных экономических зон в России