Cvp-нанализ в стратегическим управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:42, статья

Краткое описание

Аннотация. В статье рассмотрен один из методов эффективного принятия оптимальных стратегических решений на основе анализа себестоимости (CVP – анализа), представлены основные элементы этого анализа и способы их расчета на конкретном примере.
Ключевые слова: затратный анализ ( CVP - анализ), маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Выполнил:

студент 2 курса

 группы CУ-Иg 21

Владимирова Ольга Аркадьевна

 

CVP – АНАЛИЗ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ

 

Аннотация. В статье рассмотрен один из методов эффективного принятия оптимальных стратегических решений на основе анализа себестоимости (CVP – анализа), представлены основные элементы этого анализа и способы их расчета на конкретном примере.

Ключевые слова: затратный анализ ( CVP - анализ), маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

 

В современных условиях хозяйственной деятельности предприятий  актуальным является вопрос, связанный с принятием оптимальных решений по поводу формирования и управления прибылью, поскольку именно этот финансовый показатель выступает характеристикой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно простых и в то же время результативных методов анализа с целью оперативного и стратегического планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является операционный анализ, а именно анализ себестоимости на основе модели «затраты-объем-прибыль», или CVP - анализ.

Он позволяет руководителям предприятий найти наиболее оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, свести к минимуму предпринимательский риск, проводить эффективный анализ безубыточности, обосновывать решения по формированию производственной мощности и управлению логистическими процессами.

Помимо руководителей каждому бухгалтеру, аудитору, эксперту и консультанту использование данного метода может помочь в более глубокой оценке финансовых результатов и обосновании рекомендаций для выбора стратегии развития организации.

В качестве ключевых элементов CVP-анализа выделяются на сегодняшний день следующие: маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой предприятия от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.1 Расчет объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственными предприятиями в практической деятельности производится за счет использования таких показателей, как величина и коэффициент маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вложение предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Автором отмечены  два основных способа определения величины маржинального дохода на сегодняшний день. Первый способ предполагает вычитание всех переменных затрат из выручки предприятия за проданную продукцию. При втором способе определение величины маржинального дохода осуществляется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Средняя величина маржинального дохода представляет собой разницу между ценой продукции и средними переменными затратами.2 С помощью расчета средней величины маржинального дохода легко оценить вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Коэффициент маржинального дохода рассчитывается как доля величины маржинального дохода в выручке от продажи или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.3

Порогом рентабельности (точкой безубыточности) выступает показатель, который дает характеристику объема реализации продукции, когда выручка предприятия от продажи продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. По-другому, порог рентабельности ограничивает объем продаж, при котором предприятие работает без прибыли, но и не несет убытков.4

Можно выделить три ключевых метода, применяемых при вычислении точки безубыточности (порога рентабельности): графический, метод уравнений и маржинального дохода.

Графический метод основан на построении комплексного графика «затраты – объем - прибыль». Определение точки безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений выражается в расчете  следующей формулы:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль      (1)

Детализация порядка расчета показателей формулы придает ей следующий вид:

(Цена за единицу * Кол-во единиц) - (Переменные затраты на единицу * Кол-во единиц) - Постоянные затраты = Прибыль                                        (2)

Приведем пример расчета точки безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений на примере предприятия по производству обуви. В таблице 1 приведены данные, по которым будет производиться расчет.

 

Таблица 1 Показатели предприятия по производству обуви5

 

Показатели (в рублях)

Объем производства, 500 шт.

Всего

На единицу

Выручка от реализации

380000

750

Переменные затраты

255000

500

Маржинальный доход

125000

300

Постоянные затраты

90000

0

Прибыль

45000

0


 

Точка безубыточности характеризуется нулевой прибылью, поэтому ее можно найти при условии, что выручка и сумма переменных и постоянных затрат равны между собой.

Расчет: 750х = 500х + 90000 + 0; 
250х = 90000; х = 360,

где х - точка безубыточности;

Приведенный выше пример показал, что безубыточность реализации достигается при объеме 360 шт.

Для обеспечения эффективности применяемого расчета, точка безубыточности также рассчитывается и в денежных единицах путем умножения количества единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:

Расчет: 750 * х = 750 * 360 = 270 000 руб.

В качестве разновидности метода уравнений выделяют метод маржинального дохода, когда точка безубыточности (порог рентабельности) находится по следующей формуле:

Точка безубыточности (Q β) = Постоянные затраты (TFC) / Норма маржинального дохода (ТСМ β)                                                                           (3)

Найдем точку безубыточности, используя данные предприятия, показанные выше.

Расчет точки безубыточности предполагает не просто расчет суммы переменных и постоянных затрат, а определение того уровня снижения выручки предприятия, при котором прибыль становится нулевой. Это связанно с тем, что снижение выручки приведет и к снижению переменных затрат.

Ниже последовательно проведем расчеты с целью определения точки безубыточности (пороговой выручки) по нашему предприятию:

1. Определим величину маржинального дохода:

380 000 руб. - 255 000 руб. = 125 000 руб.

2. Вычислим коэффициент маржинального дохода:

125 000 руб. / 380 000 руб. = 0,33.

3. Определим точку безубыточности (пороговую выручку) в суммовом выражении:

90 000 руб. / 0,33 = 270000 руб.

4. Определим точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении:

270 000 руб. / 750 руб. = 360 шт.

Таким образом, применение CVP-анализа в своей практике, помогает коммерческим организациям оперативно и качественно решить многие задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Инструменты CVP-анализа позволяют отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Именно величина маржинального дохода является ключевым моментом в выборе стратегии поведения предприятия. Процесс увеличения прибыли может сопровождаться увеличением величины маржинального дохода. Ниже отметим основные способы достижения этого:

1) снижение цены продажи и соответственно увеличение объема реализации;

2) увеличение объема реализации и снижение уровня постоянных затрат;

3) пропорциональное изменение переменных, постоянных затрат и объема выпуска продукции.

Кроме того, выбор модели поведения предприятия также находится под существенным влиянием величины маржинального дохода в расчете на единицу продукции, то есть использование величины маржинального дохода решает стратегические проблемы, связанные с затратами и доходами предприятий.

В качестве механизма управления прибылью предприятия и принятия оптимальных решений на основе учета зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг) выступает производственный леверидж, а инструментом анализа для характеристики превышения фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, которая обеспечивает безубыточность реализации, является маржинальный запас прочности, определяемый по формуле:6

Маржинальный запас прочности = {[Фактическая выручка (TR) — Пороговая выручка (S β)] / Фактическая выручка (TR)} * 100                         (4)

Маржинальный запас прочности выражает процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Таким образом, увеличение маржинального запаса прочности приветствуется любым предприятием. Для нашего примера маржинальный запас прочности равен 22% [(380 000 — 270 000) / 380 000 х 100%]. Данное значение маржинального запаса прочности свидетельствует, о том, что если при изменении рыночной ситуации (сокращении спроса, ухудшении конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее чем на 22%, то предприятие продолжит получать прибыль, если более чем на 22%, - терпит убытки.

Для каждого предприятия, осуществляющего продажи на рынке своей продукции, обязательно требуется расчет цены продукции при безубыточной реализации, который можно осуществить по формуле:

Цена безубыточности = Пороговая выручка (S β) / Объем произведенной продукции в натуральном выражении (Q)                              (5)

Согласно данным из нашего примера, цена безубыточности единицы изделия равна 540 руб. (270 000 / 500 шт.). Знание формулы цены безубыточности, всегда позволяет установить требуемую цену реализации для получения конкретной величины прибыли при заданном уровне реализации объема производства.

Обобщая вышеизложенной, можно сделать вывод, что значение CVP - анализа выражается в содействии уменьшению риска, связанного с выбором правильного решения, определению резервов, формированию объективной оценки состояния резервов производства и степени их использования. Главное заключается в том,  что CVP- анализ позволяет разрабатывать пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

    1. Савицкая Г. В.         Анализ хозяйственной деятельности.     М.:

ЭКМОС,  2007. 342 с.

    1. Басовский    Л.Е.         Экономический       анализ.     М.:     ЗАО

«Олимп – Бизнес» ,  2008. 342 с.

    1. Яковлев С.П.    Современные особенности затратного анализа

// Аудит   и    финансовый  анализ.   2012. № 1. С. 16-21

    1. Хаджиев       М. У.     Маржинальный   доход       как     элемент

принятия оптимальных решений // «Экономический анализ: теория и практика».   2012. № 2. С. 17-23

    1. Жариков   В.В.   Организация   инвестиционного   процесса // Менеджмент. 2012. № 11. С. 7 – 14.
    2. URL:  http:   //   www.    bibliotekar.  ru/  biznes  -  40/  146.  htm

7.       URL:   http:  // cyberleninka.ru/article/n/analiz-dopuscheniy-modeli-cvp

 

 

 

 

1 Хаджиев       М. У.     Маржинальный    доход       как     элемент принятия оптимальных решений // «Экономический анализ: теория и практика».   2012. № 2. С. 17-23

2 См. выше

3 Басовский    Л.Е.         Экономический       анализ.     М.:     ЗАО «Олимп – Бизнес» ,  2008.  342 с.

 

4 Савицкая Г. В.  Анализ хозяйственной деятельности.     М.: ЭКМОС,  2007.  342 с.

5 Таблица составлена автором

6 URL:  http:   //   www.    bibliotekar.  ru/  biznes  -  40/  146.  htm

 

 


 



Информация о работе Cvp-нанализ в стратегическим управлении