Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование направлений повышения эффективности работы торговой организации. Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:
изучить показатели эффективности функционирования организации;
провести анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……
1. Сущность и основные показатели экономической эффективности функционирования организации……………..…………………………………..
1.1. Экономическая эффективность розничной торговли, ее сущность, критерии и показатели оценки……………………………………………..
1.2. Показатели оценки и методика анализа экономической эффективности торговли………………………………………………………………
1.3. Тенденции развития торговой отрасли……………………………….
2. Анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………………
2.1. Экономическая характеристика деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………
2.2. Анализ эффективности использования капитала и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…………………..
2.3. Оценка влияния эффективности использования ресурсов организации на результаты ее деятельности………………………………………..
3. Пути и резервы повышения экономической эффективности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………..
3.1. Пути интенсивного развития ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………………………..
3.2. Резервы повышения экономической эффективности использования ресурсов и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…...……………………….…………………...…………...…………
Заключение………………………………………………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа_Эффективность_ЧУП Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...……

1. Сущность и основные показатели экономической эффективности функционирования организации……………..…………………………………..

1.1. Экономическая эффективность  розничной торговли, ее сущность, критерии и показатели оценки……………………………………………..

1.2. Показатели оценки  и методика анализа экономической  эффективности торговли………………………………………………………………

1.3. Тенденции развития  торговой отрасли……………………………….

2. Анализ экономической  эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………………

2.1. Экономическая характеристика деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………

2.2. Анализ эффективности использования капитала и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…………………..

2.3. Оценка влияния эффективности  использования ресурсов организации на результаты ее деятельности………………………………………..

3. Пути и резервы  повышения экономической эффективности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»………………………..

3.1. Пути интенсивного развития ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»……………………………………………………..

3.2. Резервы повышения  экономической эффективности использования  ресурсов и затрат ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»…...……………………….…………………...…………...…………

Заключение………………………………………………………………….......

Список использованных источников…………..………………………….......

 

 

3

 

5

 

5

 

8

14

 

16

 

16

 

18

 

24

 

28

 

28

 

 

30

34

37


 

 

введение

 

В экономическом анализе  результаты деятельности предприятий  могут быть оценены такими показателями, как объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия.  Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Актуальность выбранной темы курсовой работы предопределяется тем, что в современных условиях непременным условием для успешной предпринимательской деятельности организаций является ориентация на получение прибыли. Это же и критерий выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности. В Республике Беларусь при становлении и развитии коммерческих организаций проблема правильности формирования и распределения прибыли становится наиболее актуальной.

Объектом исследования является ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза».

Предметом исследования является комплекс теоретических и практических вопросов анализа экономической эффективности работы организации (на примере ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»).

Целью курсовой работы является обоснование направлений повышения эффективности работы торговой организации. Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:

  • изучить показатели эффективности функционирования организации;
  • провести анализ экономической эффективности деятельности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза»;

- определить пути и резервы повышения экономической эффективности ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза».

В процессе подготовки курсовой работы использовалась справочная и учебная литература, а также статистические материалы ЧУП «Центральный рынок Гродненского облпотребсоюза».

Методика исследования основана на использовании контент-анализа  различных источников научной и специальной литературы.

В процессе обработки  статистической информации применялся ряд специальных методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и др.

Рассмотрение эффективности экономической деятельности торговой организации основывается на передовых концепциях, теоретических положениях ведущих международных и отечественных специалистов (Ермолович  Л. Л., Волонцевич Е.Ф., Кабушкин Н.И., Савицкая Г.В., Кравченко Л.И. и др.), а также нормативно-правовой базе РБ.

 

1. Сущность и основные показатели экономической эффективности функционирования

организации

 

1.1. Экономическая эффективность розничной торговли, ее

сущность, критерии и показатели оценки

 

Экономическая эффективность - это результативность, соотношение  между достигнутыми результатами и затратами живого и овеществленного труда, ресурсов общества, выражающими достигнутый уровень развития производительных сил и степень их использования. Время кaк таковое - универсальный ресурс общества и его учет при оценке эффективности имеет принципиальное значение. Время связано с производительностью общественного труда и, следовательно, экономическая эффективность выступает наиболее обобщенной формой выражения производительности труда и экономии времени в широком смысле.

Экономическая эффективность  включает два аспекта: 1) измерение  эффективности использования различных видов затрат и ресурсов и определение путей повышения эффективности; 2) планомерный отбор и обоснование оптимальных вариантов решения хозяйственных задач.

Вопрос о критерии - принципиальный вопрос в оценке эффективности. При различии подходов к оценке эффективности общая схема одна и та же:

Эффективность = Эффект / Затраты, ресурсы.

Экономический эффект и  экономическая эффективность отражают две стороны одного и того же понятия. Понятие «эффект» означает действие, результат, следствие чего-либо. Понятие «эффективность» - действенный, результативный, производительный.

Экономический эффект бывает двух видов: товарооборот - это величина абсолютная, положительная. И хозяйственный - прибыль, убыток - величина абсолютная, положительная или отрицательная.

Отношение экономического эффекта к затратам на его достижение или к ресурсам определяет экономическая эффективность -  величина относительная. Эффективность может увеличиваться или уменьшаться за счет эффекта, а также за счет изменения затрат или ресурсов.

Цель повышения эффективности -  получение дополнительного эффекта без дополнительных затрат. Это достигается за счет экономии ресурсов и текущих затрат. Таким образом, в качестве экономического эффекта, т. е. результата торговой и хозяйственной деятельности, выступают:

товарооборот,

прибыль.

В качестве ресурсов выступают:

живой труд,

средства труда,

предметы труда.

Текущие затраты -  это издержки, связанные с использованием ресурсов и реализацией результатов торговой деятельности [17, c.64].

Все факторы, влияющие на деятельность предприятия, оказывают влияние и на его производительность (эффективность).

Влияние этих факторов проявляется  по-разному в зависимости от их сущности.

Принята следующая классификация факторов эффективности:

- по источникам;

- по основным направлениям развития и совершенствования торгово-хозяйственной деятельности;

- по месту реализации.

Факторы, сгруппированные  по первому признаку характеризуют, главным образом, виды ресурсов и затрат. Здесь выделяют следующие факторы: снижение трудоемкости, снижение материалоемкости, снижение фондоемкости и капиталоемкости производства, экономия времени, рациональное использование природных ресурсов, повышение качества продукции и услуг, сокращение потерь и непроизводительных расходов.

Факторы, сгруппированные по направлениям развития и совершенствования торгово-хозяйственной деятельности, определяют пути снижения затрат и ресурсов, выделенных по первому признаку.

По третьему признаку, факторы подразделяются на внутрипроизводственные и внешние. Внутрипроизводственные факторы воздействуют на изменение прибыли и контролируются самим предприятием. К внешним факторам предприятие может только приспособиться, не оказывая на них непосредственного воздействия. Внешними факторами выступают, прежде всего, рыночные условия, в которых работает предприятие - конъюнктура рынка,  цены на продукцию, сырье и материалы, банковские ставки, система налогообложения и др. Следует отметить, что данная группировка факторов актуальна для менеджмента, так как влияет на выработку стратегии предприятия и способы ее реализации [17, c.67].

При стремлении к высокой  эффективности следует учитывать  такой мощный стимул, как человеческий фактор. Мотивация персонала является ключевым элементом в функционировании современных систем качества и существенно влияет на формирование организационной структуры предприятия.

Эффективность торговой организации можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.

Эффективность выступает  в двух аспектах: социальном и экономическом. Социальный аспект предполагает оценку степени влияния торговли на различные стороны уровня жизни, удовлетворение спроса, качество обслуживания потребителей [7, c.211].

Следует также отметить, что эффективность функционирования национальной экономики определяется, прежде всего, уровнем результативности деятельности ее отдельных субъектов хозяйствования.

В условиях относительной  стабилизации макроэкономических параметров основу повышения эффективности торгово-хозяйственной деятельности составляет продуманный и взвешенный менеджмент задействованных в хозяйственном обороте ресурсов, непрерывное его совершенствование с целью приведения в соответствие с изменяющейся средой.

Поиск адекватных рыночным преобразованиям механизмов адаптации  деятельности требует системного видения  и комплексного подхода к управлению ресурсным потенциалом, ибо наличие элементов менеджмента отдельных видов ресурсов - материальных, трудовых, финансовых, информационных и др. - не решает проблемы их оптимальных пропорций, сбалансированности параметров и скоординированности функционирования. Между тем отсутствие синхронности в движении товарных и финансовых потоков вызывает снижение параметров ликвидности и платежеспособности, ухудшает финансовое состояние субъектов предпринимательской деятельности, что впоследствии приводит к потере финансовой устойчивости. В свою очередь направления движения финансовых потоков требуют строгой увязки с движением материальных и трудовых ресурсов. Несогласованность функционирования ресурсной базы предприятия в итоге приводит к резкому падению эффективности и даже к убыточности его деятельности [15, c.37].

 

 

1.2. Показатели  оценки и методика анализа  экономической

эффективности торговли

 

Одним из основных требований успешного функционирования организаций в условиях формирования рыночной экономики является безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Основными показателями, характеризующими доходность и финансовые результаты хозяйственной деятельности организации, являются прибыль и рентабельность.

Конечный итог многосторонней деятельности каждого хозяйствующего субъекта – это его финансовые результаты – прибыль или убытки. В редких случаях прибыль и убытки одновременно равняются нулю, что следует считать отрицательным результатом, поскольку общая деятельность предприятия не принесла положительных эффектов.

В условиях рыночной экономики  и переходного к ней периода  целевой функцией организации становится прибыль. Она – двигатель всех его действий, отражает их эффективность.

Прибыль является важным источником финансирования развития и совершенствования производства, удовлетворения хозяйственных нужд, социальных потребностей работников и собственников используемого капитала [19, с. 169].

В белорусских организациях учитываются следующие виды прибыли: прибыль от реализации, прибыль отчетного периода, налогооблагаемая, чистая прибыль.

Прибыль от реализации определяется как разность между выручкой от реализации и затратами.

Прибыль отчетного периода  включает финансовые результаты от реализации и других видов деятельности, доходы и расходы от внереализационных операций [13, c.240].

Под прибылью от операционных доходов и расходов понимается финансовый результат от реализации: основных фондов; сырья; материалов; нематериальных активов в виде лицензий, патентов, торговых марок; ценных бумаг; иностранной валюты и прочего имущества организации. Прибыль определяется в виде разницы между отпускной ценой и балансовой стоимостью имущества, расходами на реализацию, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды, включаемыми в отпускную цену.

Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности организации и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества организации, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям  [20, c.296].

Информация о работе Анализ и обоснование направлений повышения экономической эффективности организации