Анализ предприятия ЗАО «Татметлом», оценка системы управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей построения системы управления персоналом на малых предприятиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
- изучить понятие малого предпринимательства, его сущность и особенности;
- рассмотреть особенности построения системы управления на малом предприятии;
- проанализировать экономическую характеристику предприятия ЗАО «Татметлом», г. Нижнекамск;
- рассмотреть систему управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом»;
- разработать рекомендации и предложения по построению системы управления на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты построения системы управления персоналом на малых предприятиях 5
1.1 Характеристика малого предприятия, его сущность и особенности 5
1.2 Характеристика основных функций управления персоналом на предприятии 8
1.3 Особенности управления персоналом на малых предприятиях 12
Глава 2. Анализ предприятия ЗАО «Татметлом», оценка системы управления персоналом на предприятии 18
2.1 Характеристика предприятия: основные экономические показатели 18
2.2 Анализ системы управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом» 23
2.3 Предложения и рекомендации по построению системы управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом» 28
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Разработка системы управления персоналом на малом предприятии на примере.docx

— 68.69 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические  аспекты построения системы управления персоналом на малых предприятиях 5

1.1 Характеристика  малого предприятия, его сущность  и особенности 5

1.2 Характеристика  основных функций управления  персоналом на предприятии 8

1.3 Особенности  управления персоналом на малых  предприятиях 12

Глава 2. Анализ предприятия ЗАО «Татметлом», оценка системы управления персоналом на предприятии 18

2.1 Характеристика  предприятия: основные экономические  показатели 18

2.2 Анализ  системы управления персоналом  на предприятии ЗАО «Татметлом» 23

2.3 Предложения  и рекомендации по построению  системы управления персоналом  на предприятии ЗАО «Татметлом» 28

Заключение 30

Список использованной литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире конкурентоспособность  предприятия зависит от того, какая политика используется на предприятии, в том числе и система управления персоналом оказывает большое влияние на укрепление конкурентоспособности предприятия. Если рассматривать систему управления персоналом на малых предприятиях, как – правило, система управления самая простейшая и порой на предприятии управлением персонала занимается само руководство. В этом случае руководители должны грамотно управлять не только самим предприятием, но и человеческими ресурсами предприятия.

Актуальность темы обусловлена  тем, что система управления персоналом в современных малых предприятиях определяет конкурентоспособность  и экономическую эффективность  функционирования предприятия.

Целью данной работы является изучение особенностей построения системы  управления персоналом на малых предприятиях.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:

- изучить понятие малого  предпринимательства, его сущность  и особенности;

- рассмотреть особенности  построения системы управления  на малом предприятии;

- проанализировать экономическую  характеристику предприятия ЗАО  «Татметлом», г. Нижнекамск;

- рассмотреть систему управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом»;

- разработать рекомендации и предложения по построению системы управления на предприятии.

Для написания данной работы были изучены труды таких авторов, ученых, как: Горфинкель В.Я., Ветров А. Т.,  Волгин Н.А., Горбунова М.В., Герчикова И.Н., Кабушкин Н.И., Кибанов А.Я., Комаров Е., Коханов Е.Р., Красовский Ю.Д., Пустозерова В.М.,  Самоукина Н.В. ,Самыгин С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты построения системы управления персоналом на малых предприятиях

1.1 Характеристика малого предприятия, его сущность и особенности

 

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся  на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных  предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Малое предпринимательство  – с одной стороны специфический  сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении  материальных, энергетических, природных  ресурсов и максимальном использовании  человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения  граждан, в пределах прав, предоставленных  Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

Так предпринимательская  деятельность как малый бизнес —  это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Современные экономисты практически  отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической  жизни, базирующееся на иных принципах  организации дела.

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса  по сравнению с другими секторами  экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается  специфика малого предпринимательства  – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих развитых стран, но в России развитие малого предпринимательства существенно  отстает. Это связано с тем, что  не получила развития государственная  поддержка этих предприятий, хотя малые  предприятия как неустойчивая предпринимательская  структура, наиболее зависимая от колебаний  рынка, очень в ней нуждается[12, с.84].

Каждое предприятие  имеет свои особенности, структуру, вид деятельности и цель. Независимо от размеров предприятия стремятся увеличить свою прибыль и государство в определенной  мере помогает предприятиям при возникновении проблем и вопросов. Но все же государство, особенно в России уделяет большее внимание развитию и поддержке малого бизнеса. Это связано с рядом особенностей:

- предприятия  малого бизнеса чаще всего  в первое время нуждаются в  финансировании и поддержке в  виде инвестиций и определенных  льгот. Ограниченность ресурсов, особенно денежных могут привести  предпринимателя или предприятие  к банкротству;

- обычно именно  малые предприятия занимаются  реализацией необходимых товаров  для жизнедеятельности населения:  пища, медикаменты, услуги и многое  другое;

- предприятия  малого бизнеса чаще всего  на начальном этапе функционирования  не имеют достаточного количества  дохода, соответственно конкуренция  на начальном этапе может стать  не по силам даже опытному  бизнесмену, предпринимателю[5, c. 27].

Анализируя  особенности функционирования малого бизнеса можно дать определение  малого предпринимательства современности.

Малый бизнес – это деятельность предпринимательской  направленности, которая осуществляется субъектами рыночных отношений, экономики  при определенных установленных  правилах, Законах, которые устанавливает  государство и рынок в частности.

Малым предприятием можно назвать предприятия различных  форм (организационно – правовых), которое  создается на основе существующих форм собственности (частная, государственная), занимается определенной деятельностью  для получения прибыли и удовлетворения потребностей населения.

Основными критериями определения малого бизнеса можно  считать следующие:

- количество  персонала (работников) на предприятии;

- объемы производственно  – хозяйственной (экономической)  деятельности;

- размер производственных  мощностей и другие критерии.

Каждое предприятие, в том числе и малое предприятие имеет определенные составляющие своей деятельности, к основным составляющим можно отнести:

- устав деятельности;

- направление  (цель) деятельности;

- наименование  предприятия (физического лица);

- органы управления  и контроля;

- доход от  деятельности;

- персонал  и многие другие элементы.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство  играет большую роль в экономике  любых стран, даже развитых, так как  ему свойственны определенные преимущества. Можно перечислить следующие из них [12, c. 205]:

- большая свобода  выбора организации учета, отчетности, налогообложения субъектов малого  предпринимательства;

- гибкость  и высокая продуктивность малых  предприятий;

- гибкость  и быстрая реакция на изменение  условий функционирования предприятий  малого бизнеса;

- невысокие  расходы на ведение деятельности  предприятия;

- большие возможности  (кредиты, ссуды, специальные программы,  гранты) при осуществлении деятельности  малыми предприятиями;

- меньшее количество  инвестиций по сравнению с  предприятиями среднего и большого  размера и так далее.

В то же время  субъектам малого предпринимательства  свойственны и определенные недостатки, среди которых [8, c. 205]:

- наибольшая  рискованность дела;

- недостатки  в системе управления;

- недостача  инвестиций;

- низкая конкурентоспособность  и рентабельность;

- наименьшая  заинтересованность в развитии  бизнеса и так далее.

1.2 Характеристика  основных функций управления  персоналом на предприятии

 

Существует несколько  основных функций менеджмента, без  учета которых невозможно быть грамотным  управляющим. Рассмотрим основные из них:

- планирование (составление  планов разной направленности);

- организация (применение  таких способов предоставления  рабочего места и времени, которые  эффективно могут влиять на  решение задач и целей предприятия);

- мотивация (применение  способов, которые могут мотивировать  работника на выполнение цели  наиболее эффективнее);

- контроль (применение определенных  мер, которые позволяют достигнуть  реализации целей без сбоев  в работе системы).

Функция организации  состоит  в установлении постоянных и временных  взаимоотношений между всеми  подразделениями организации, определение  порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств, для достижения поставленных организацией целей[8, с.173].

Цель планирования - это  разрешить неопределенность. Тем  не менее, сколь бы важным ни было планирование - это только начало. Организация, имеющая  большое количество разных планов и  не имеющая цельной схемы структуры  претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функции  планирования и организации тесно  связаны между собой. В некотором  смысле планирование и организация  объединяются.         Планирование готовит сцену для  того, чтобы реализовать цели организации, а организация как функция  управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой  выступают люди.

          Таким образом, организация - это  вторая функция управления. Из  всего множества значений термина  "организация" в смысле управленческой  функции чаще всего используются  два:

-  организация - это  структура системы в виде взаимоотношений,  прав, ролей, видов деятельности  и других факторов, которые имеют  место, когда люди объединены  совместным трудом;

- организация - это процесс,  посредством которого создается  и сохраняется структура организации. 

Функции мотивации.  Поведение  человека всегда мотивированно. Он может  трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может  иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив  поведения[1, с.38].  
     Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.  
Традиционный подход основывается на вере в то, что сотрудники - всего лишь ресурсы, активы, которыми должны заставить эффективно работать.  
Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления производственного опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цель организации своими целями.  
Система стимулирования – это набор стимулов, которые дополняют и связанны между собой. Их применение может улучшить трудовую деятельность работников. Но нужно отметить то, что потраченные средства на стимулирование работников должны в несколько раз больше давать отдачу и, приносить определенные результаты.

Стимулы делятся на:

-  материальные;

- нематериальные.

Материальные стимулы  делят на денежные и не денежные.

К денежным можно отнести

- заработная плата;

- премии;

- надбавки;

- ссуды и кредиты с  минимальной процентной ставкой.

К не денежным можно отнести  такие как:

- медицинская страховка  и обслуживание;

- путевки и санаторное  лечение;

- питание по карточкам;

- подарки различного рода.

Также различают и функциональные виды стимулирования:

- дополнительное оборудование  рабочего места;

- улучшение организации  труда и так далее.

Нужно отметить то, в современном  мире наибольшее распространение получили такие методы, как денежное стимулирование.

Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать  различные планы и цели менеджмента. В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии: Эффективность  контроля, эффект влияния на людей, выполнение задач контроля, определение границ контроля.  
    Различают следующие виды контроля:

Информация о работе Анализ предприятия ЗАО «Татметлом», оценка системы управления персоналом на предприятии