Безработица в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономические проблемы безработицы в Казахстане и пути ее преодоления, применяя макроэкономический анализ.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. раскрыть сущность понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;

2. проанализировать безработицу и современное состояние рынка труда в целом по Республике Казахстан;

3. выявить социально-экономические последствия безработицы в Казахстане;

4. изучить казахстанский опыт борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей повышения занятости в нашей стране.

Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда Казахстана.

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица.docx

— 55.87 Кб (Скачать файл)

Наличие циклической  безработицы (когда фактический  уровень безработицы превышает  ее естественный уровень) означает, что  ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

Зависимость между  отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической  безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США  за ряд десятилетий, вывел экономический  советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен.

В начале 60-х годов  он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и  уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена» (формула 2).

                                                                                    (2)

где  Y – величина фактического ВВП (ВНП);

Y* - величина потенциального ВВП (ВНП);

β – коэффициент Оукена;

U – фактический уровень безработицы;

U* - естественный уровень безработицы.

Если применять  коэффициент 2,5 (β) , предложенный Оукеном, и в качестве естественной безработицы (U*) взять общепринятую цифру в 4 %, то можно с помощью данной формулы рассчитать потери экономики Казахстан за 2009 год (уровень фактической безработицы по стране (U) составил 6,6 %) :

= -2,5 (6,6-4) = -6,5 %

Очевидно, что Казахстан  по причине незанятости трудовых ресурсов потеряла 6,5 % от ВВП, который  составил в 2009 году 105,92 млрд. долларов США. То есть потери можно рассчитать так:

105,92 млрд. долл. * 6,5 % = 6,9 млрд. долл.

Расчет экономических  последствий позволяет сделать  вывод, что безработица является серьезной проблемой для государства  и требует активной правительственной  политики.

Помимо чисто экономических  последствий нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные  последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и  жизненные интересы граждан. Вынужденная  бездеятельность значительной массы  трудоспособного населения и  каждого человека в отдельности  ведет к появлению жизненной  депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая  характеризуется также повышением числа самоубийств, психических  и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается  и физическое здоровье общества.

В связи с потерей  работы многие семьи оказываются  за чертой бедности.

Бедность – это  такое экономическое состояние  людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию.

Доля населения  республики, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума в 2009 году составила 10,2%.

Беспризорность –  это еще одно негативное влияние  безработицы. Чтобы хоть как-то мог  прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей  на преступление, как уголовного, так  и морального направления. И в  связи с этим увеличивается число  самоубийств среди молодежи.

Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны.

Многие семьи, оказавшиеся  на грани бедности, в связи с  потерей работы, а, следовательно, единственного  источника дохода, искали средства к существованию в теневом  бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических  средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно  складывается на умственном и физическом развитии детей.

В таблицах 4-5 предложена развернутая классификация наиболее значимых, на  наш взгляд, социальных и экономических последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.  

Таблица 4 – Социальные последствия безработицы

 Отрицательные | Положительные |

1. Обострение криминогенной  ситуации.2. Усиление социальной  напряженности. 3. Рост количества  физических и душевных заболеваний. 4. Увеличение социальной дифференциации. 5. Снижение трудовой активности. | 1. Повышение социальной ценности рабочего места. 2. Увеличение личного свободного времени. 3. Возрастание свободы выбора места работы. 4. Увеличение социальной значимости и ценности труда. | 

Таблица 5 – Экономические  последствия безработицы

 Отрицательные | Положительные |

1. Обесценивание  последствий обучения.2. Сокращение  производства.3. Затраты на помощь  безработным.4. Утрата квалификации. 5. Снижение жизненного уровня. 6. Недопроизводство национального  дохода. 7. Снижение налоговых поступлений. | 1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда. | 

Таким образом, расчет экономических последствий позволяет  сделать вывод, что безработица  является серьезной проблемой для  государства и требует активной правительственной политики, а социальные последствия безработицы поражают своими масштабами и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей  предпенсионного возраста. Борьба с  наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом  должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию. 

3 ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ  ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

3.1 Меры государства  по повышению занятости 

 

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное  воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей  означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую  травму. Поэтому неудивительно, что  проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

В связи с этим, нового осмысления потребовало такое  экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени  она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить  работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. Каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения  и перераспределения рабочей  силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение  форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий  и производств, предстоящая структурная  перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная  политика в сфере занятости и  трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических  приоритетов и приоритетов занятости  в программах экономических преобразований.

Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики –  максимальное поддержание уровня жизни  населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Для ее выполнения разработана  Государственная программа занятости  населения. Цель этой программы является обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и предложения  рабочей силы, повышение качества рабочей силы. Задачи Программы:

   *   осуществление мер, стимулирующих рост уровня занятости населения;

   *   содействие занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для инвалидов;

   *   информационная поддержка политики занятости населения в регионе.

Основные направления  и механизм реализации Программы:

   1) Меры, стимулирующие  рост уровня занятости населения. 

Рост занятости  населения будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики  путем:

      *   реализации государственных и отраслевых программ, привлечения внутренних и внешних инвестиций, выделения кредитных ресурсов под проекты, предусматривающие создание новых рабочих мест;

      *   организации социальных рабочих мест для целевых групп, развития временной занятости на общественных работах.

2) Меры по сбалансированности  спроса и предложения рабочей  силы.

Для сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы необходимо совершенствование  мониторинга спроса и предложения  на рабочую силу на рынке труда.

В этих целях предполагается:

   *  прогнозировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг по подготовке специалистов;

   *  осуществлять мониторинг спроса на рабочую силу с целью определения потребности работодателей в рабочей силе;

   *  повышать конкурентоспособность на рынке труда лиц, ищущих работу за счет профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных;

   *  развивать профессиональную ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

3) Организация занятости  целевых групп населения Осуществление  мер по содействию занятости  целевых групп населения будет  обеспечиваться за счет:

   *   создания социальных рабочих мест;

   *   приоритетного права при направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и общественные работы;

   *   содействия трудоустройству на текущие вакансии;

   *   профессиональной ориентации, информирования и консультирования;

   *   установления квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

   *   проведения мониторинга занятости целевых групп населения;

   *   взаимодействия уполномоченных органов и органов уголовно-исполнительной системы;

   *   предоставления органам уголовно - исполнительной системы перечня профессий, специальностей, пользующихся спросом на рынке труда с целью организации обучения лиц, отбывающих наказание;

   *   уведомления уполномоченных органов о прибытии лиц, освобожденных из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения по месту жительства.

4) Поддержка и  развитие малого и среднего  предпринимательства.

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства  будет осуществляться за счет:

   *   создания благоприятных условий, увеличения возможности кредитования субъектов малого бизнеса;

   *   развития частной сферы услуг и гибких форм занятости, национальных промыслов;

   *   поддержки трудовой и предпринимательской инициативы лиц, желающих открыть свое дело, направления безработных на обучение с целью дальнейшей ориентации их на самостоятельное создание рабочего места.

   5) Организация  гибкой системы профессиональной  подготовки и переподготовки  безработных.

Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с  учетом потребностей на рынке труда  будет проводиться путем повышения  конкурентоспособности безработных  на рынке труда через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку.

6) Организация и  совершенствование общественных  работ. В связи с приоритетным  развитием общественных работ  предполагается расширение и  ориентация общественных работ  на улучшение санитарно- эпидемиологического  состояния населенных пунктов,  участие в проведении ремонтов  объектов социально – культурного  назначения, в проведении общественно  значимых мероприятий.

   7) Меры по  повышению роли местных исполнительных  органов в решении региональных  проблем занятости.

Местными исполнительными  органами будет продолжена работа по:

Информация о работе Безработица в Республике Казахстан