Виды финансовых планов субъектов хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 20:51, реферат

Краткое описание

Назначение и сущность финансового планирования на уровне отдельно взятойорганизации заключаются в определении общих направлений финансовой деятельно¬сти даннойорганизации, главных целей и основных способов их достижения.
Цели финансового планированиязависят от выработанных критериев принятия финансовых решений:
- максимизация продаж;

Вложенные файлы: 1 файл

Vidy_finansovykh_planov_subektov_khozyaystvovania.docx

— 41.60 Кб (Скачать файл)

 

Виды финансовых планов субъектов хозяйствования

Назначение и сущность финансового планирования на уровне отдельно взятой организации заключаются в определении общих направлений финансовой деятельности данной организации, главных целей и основных способов их достижения.

Цели финансового планирования зависят от выработанных критериев принятия финансовых решений:

  • максимизация продаж;
  • максимизация прибыли;
  • максимизация собственности владельцев организации.

Важной частью рыночной активности организации являются первые два критерия (максимизация продаж и максимизации прибыли). Однако главная цель, которая упорядочивает соотношение других целей и гарантирует обеспечение организации капиталом в длительной перспективе, - максимизация будущей выгоды владельцев компании. Эта цель состоит в увеличении богатства за счет роста рыночной стоимости активов. Сложно выбрать критерии для организаций, не имеющих установленной рыночной цены, таких, как закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Главными критериями деятельности этих организаций считают характеристики, придающие ценность любым производственным активам: величины потока денежных средств, вероятность получения дохода и риск. Другими словами, главная цель финансовых решений для организаций - максимизация стоимости активов, т.е. цены, которую можно было бы получить при продаже их на рынке, с учетом риска и дохода собственников компании.

К основным задачам финансового планирования субъектов хозяйствования относят:

- проверка  согласованности поставленных целей  и их осуществимости;

- обеспечение  взаимодействия различных подразделений  организации;

- анализ  различных сценариев развития  организации и, соответственно, объемов инвестиций и способов их финансирования;

- определение  программы мероприятий и поведения  в случае наступления неблагоприятных  событий; 

- контроль  за финансовым состоянием организации.

Финансовое планирование, с одной стороны, предотвращает ошибочные действия, а с другой - уменьшает число неиспользованных возможностей. Методы финансового планирования дают возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов организаций и на основе систематизации полученной информации выбирать оптимальные пути развития, предвидеть вероятные трудности, предупреждать негативные последствия реализации избранного курса действий. Планирование позволяет рассмотреть возможные альтернативные разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.

Финансовое планирование классифицируют по срокам действия: стратегическое, перспективное, бизнес-планирование, текущее (бюджетирование), оперативное.

Следует отметить, что финансовое планирование в коммерческих организациях – это явление мало изученное. Являясь видом управленческой деятельности, связанной с процессом составления финансовых планов, контролем за их исполнением финансовое планирование в организациях подчиняется общим правилам и имеет свою специфику.

Что касается финансовых планов организации, то они могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем дают оценки основных финансовых показателей в перспективе. Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организации. Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

 Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предпринимателей. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

  • прогноза отчета о прибылях и убытках;
  • прогноза движения денежных средств;
  • прогноза бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения организации на конец планируемого периода. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.

Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах. И в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.

Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы:

1. Эвристические. Они основаны на использовании сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей, продавцов. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя, но при этом он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.

2. Анализ временных рядов. Используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг). Включает метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности. Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдений за объемом продаж в течение выбранного периода времени, на будущее. Большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонности, например, продажа обогревателей неравномерно распределяется в течение года, увеличиваясь в осенне-зимний период. Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. Например, объемы продаж воды резко возрастают в весенне-летний период

3. Эконометрические модели. С помощью этих моделей определяются корреляция размера продаж от изменений внешней среды субъекта хозяйствования, в том числе макроэкономических переменных (изменение учетной ставки ЦБ РФ, темп роста инфляции и т.п.), а также от отраслевых показателей (состояние отрасли, уровень конкуренции в ней, емкость отраслевого рынка). Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.

Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. Понятие «баланс» (от фр. balance - весы) означает равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. использующиеся организацией средства по своей величине должны быть равны денежным источникам их поступления. Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив).

В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций организации, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия организации. Структура прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса организации, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.

При планируемом росте объема продаж (объема реализации) активы организации должны быть соответственно увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, запасов, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции может привести к увеличению дебиторской задолженности, так как организации предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях последующей оплаты.

Рост активов организации сопровождается соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах.

Прогноз движения денежных средств является финансовым документом, который  отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования организацией денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста организации.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит - проверить будущую ликвидность организации.

Текущее финансовое планирование  рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование хозяйственной деятельности коммерческой организации состоит в разработке:

    • плана прибылей и убытков;
    • плана движения денежных средств;
    • планового бухгалтерского баланса.

Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны соотноситься друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.

План прибылей и убытков. Разработку финансового плана целесообразно начинать с плана прибылей и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество финансовых ресурсов. Этот документ показывает обобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. Анализ соотношения доходов с расходами позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Еще одна функция, выполняемая этим документом - расчет плановых величин различных налоговых выплат и дивидендов.

Разработка плана прибылей и убытков происходит в несколько этапов.

На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. На втором этапе определяется сумма затрат, которая может быть рассчитана двумя способами: традиционным; планированием затрат по центрам ответственности.

При первом способе (традиционном) на основе нормативов определяется сумма затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы (в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (ставки заработной платы) и накладные расходы.

В современных условиях все большее распространение получает процесс планирования затрат по центрам ответственности. Центром ответственности является отдельное структурное подразделение коммерческой организации (завод, отдел), руководитель которого несет непосредственную ответственность за какие-либо показатели данного подразделения. Этот способ позволяет осуществить эффективный контроль путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.

К центрам финансовой ответственности (ЦФО) относят те структурные подразделения организации, которые реально влияют на все финансовые результаты: выручку, прибыль (убытки), затраты - и несут ответственность за них. Конечная цель любого ЦФО - максимизация прибыли. Для каждого ЦФО составляются все три основных бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс. Наиболее распространенными центрами финансовой ответственности, создаваемыми организациями на практике, являются центры затрат, прибыли, доходов и инвестиций.

Контроль и регулирование осуществляются на основе данных о конкретных планах выполнения производства товаров (работ, услуг) в конкретном центре ответственности.

На третьем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем планируемом году в результате изменения цен на покупные материалы и комплектующие, а также оплаты труда (в связи с возможной инфляцией).

Информация о работе Виды финансовых планов субъектов хозяйствования