Внутренний контроль в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении системы внутреннего контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие и цели внутреннего контроля…………………………………5
1.1 Понятие и элементы системы внутреннего контроля………………5
1.2 Цели и задачи внутреннего контроля………………………………..9
Глава 2 Этапы и принципы внутреннего контроля……………………………12
2.1 Этапы внутреннего контроля………………………………………..12
2.2 Принципы системы внутреннего контроля…………………………14
Глава 3 Организация системы внутреннего контроля в различных сферах
Республики Казахстан…………………………………………………….20
3.1 Система внутреннего контроля предприятия за движением
денежных средств…………………………………………………………20
3.2 Организация внутреннего контроля в коммерческих банках РК….23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной научной литературы…………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

В рамках вступления Казахстана в ВТО и число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира внедрение практики корпоративного управления становится объективной  необходимостью для казахстанских  компаний.

Во многих странах низкий уровень  практики корпоративного управления оказывает негативное воздействие на эффективность инвестиций, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне. Необходимость внедрения норм корпоративного управления и обеспечения большей прозрачности находит все более широкое признание на развивающихся рынках.

Качественное  корпоративное управление предполагает наличие системы контроля за деятельностью  организации в целях повышения  ее стоимости. Поэтому в эффективном  контроле должны быть заинтересованы и акционеры, и менеджмент различного уровня, и сотрудники. Следовательно, организации должны осознать необходимость формирования эффективной системы внутреннего контроля.

Понятие внутреннего  контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету. Эволюционируя и расширяя сферу своего приложения, внутренний контроль к концу XX века превратился в инструмент контроля за рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления рисками - риск-менеджментом.

Внутренний  контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений.

Внутренний контроль нельзя рассматривать лишь как организацию  документооборота в бухгалтерии  или исполнение инструкций уполномоченного органа. В передовой мировой практике под внутренним контролем понимается непрерывный, системный процесс, охватывающий все сферы деятельности компании. Это означает, что система внутреннего контроля помогает предотвратить, выявить и скорректировать существенные ошибки в операционной деятельности компании. Кроме того, внутренний контроль сохраняет и защищает активы компании, обеспечивает аккуратность и надежность финансовых операций и отчетов. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении системы внутреннего контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие и цели внутреннего контроля

    1. Понятие и элементы системы внутреннего контроля

 

Для интерпретации понятия системы внутреннего контроля (СВК) следует исходить из того, что функционирование любой системы предполагает наличие входа и выхода системы; механизма-устройства, приводящего систему в действие; работы механизма, переводящей вход системы в ее выход; условий (обстановки) работы механизма. Это и есть основные элементы функционирующей системы. Входом СВК является информационное обеспечение контрольной деятельности, которое представляет собой совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, необходимой для осуществления контроля. Оно включает оперативную, плановую, учетную, отчетную, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).

Выходом СВК или продуктом ее функционирования является информация о степени управляемости объекта контроля, т.е. информационная прозрачность данного объекта для возможности принятия эффективных управленческих решений (управления объектом).

Под механизмом внутреннего контроля следует понимать совокупность взаимосвязанных центров ответственности и технику контроля (информационно-вычислительная техника и технология). Необходимо подчеркнуть, что вышеописанная входная и выходная информация составляет основу взаимодействия различных центров ответственности.

Центр ответственности (ЦО) - это исполняющая  контрольные функции и несущая  в пределах этих функций ответственность  единица либо совокупность единиц оргструктуры организации, взаимосвязанных программами  контроля. Под единицей (звеном) оргструктуры организации необходимо понимать подразделение (группу подразделений) или должностное лицо, исполняющее определенные контрольные функции. Очевидно, что ЦО может быть как отдельный бухгалтер, исполняющий контрольные функции в процессе учета определенных хозяйственных операций, так и совет директоров, осуществляющий контроль за деятельностью организации в целом. Программа внутреннего контроля - это документально оформленный план реализации определенных контрольных мероприятий, указывающий их цели, последовательность и сроки осуществления, предусматривающий исполнителей и порядок их действий.

Работа механизма в широком  смысле заключается в совокупной регламентированной контрольной деятельности субъектов внутреннего контроля (работники или участники организации, осуществляющие контроль) на основе используемой методологии внутреннего контроля (цель, задачи, принципы, формы, типы, методы). Иными словами, работа механизма контроля выражается в реализации формально установленных процедур контроля и в функционировании системы бухгалтерского учета.

Формально установленные процедуры  внутреннего контроля должны включать:

а) формальное определение  и документальное закрепление (на основе детально разработанных должностных  инструкций) порядка деятельности (действий) и взаимоотношений определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций, а также оценки наличия и состояния ресурсов (потенциалов) организации;

б) определение круга первичных  документов или других носителей  информации, где отражаются данные, свидетельствующие об исполнении соответствующими работниками своих функций и  реализации этапов соответствующих  финансовых или хозяйственных операций; определение порядка движения документов (носителей информации) от момента их возникновения до архивирования;

в) определение «точек контроля» для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых (хозяйственных) операций и оценки состояния (наличия) ресурсов (потенциалов) организации; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление «критических» точек контроля, где риск возникновения ошибок, искажений и других нежелательных явлений особенно велик;

г) выбор типов и методов проведения контроля.

Система бухгалтерского учета включает учетную политику и процедуры определения, сбора, измерения, регистрации (документирования), классификации, анализа и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, финансовых и хозяйственных операциях организации. Одной из задач системы бухгалтерского учета является обеспечение контроля за наличием и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использованием в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Эффективность системы бухгалтерского учета определяется уровнем регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации. Этот уровень описывается следующими характеристиками:

1) наличие - отражены  действительно существующие операции;

2) полнота - отражены  все реальные операции;

3) арифметическая точность - все операции правильно подсчитаны;

4) разноска по счетам - все операции правильно разнесены  по соответствующим бухгалтерским  счетам;

5) формальная разрешенность  - на каждую операцию получено либо общее, либо специальное формальное разрешение;

6) временная определенность - все операции отнесены к надлежащему  отчетному периоду;

7) представление и  раскрытие данных в отчетности - все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка и объема раскрытия информации в отчетности.

Эффективная система  бухгалтерского учета также должна не допускать возникновения ошибок и возможности злоупотреблений (искажений) работников организации.

Для наиболее точного обозначения условий работы механизма внутреннего контроля введем термин «атмосфера внутреннего контроля».

Атмосферу внутреннего  контроля определяют:

- управленческая философия  и стиль работы руководителей  организации - отношение управляющих  к коммерческим рискам, адекватное понимание ими роли внутреннего контроля в управлении организацией, конкретные действия в плане организации СВК и ее совершенствования, склонность к авторитарному стилю в управлении и т. д.;

- оргстатус отдела  внутреннего аудита, т.е. положение в оргструктуре этого важного координационного центра ответственности;

- принятый организацией  курс действий (ее ориентиры), цели  и стратегии;

- виды и масштаб  деятельности организации;

- соответствие оргструктуры  размерам и степени сложности организации;

- регламентация взаимоотношений  между звеньями организации, сотрудниками, наличие кодекса поведения;

- определение и документальное  закрепление процедур контроля;

- определение и документальное  закрепление полномочий и ответственности  сотрудников;

- методы доведения  установленных правил до сотрудников;

- изучение руководителями  соответствующего уровня выявленных  в результате контроля отклонений, а также своевременность принятия  ими решений по данным отклонениям;

- налаженность системы  коммуникаций и системы информационного обеспечения управления;

- налаженность систем  управленческого (внутреннего) учета,  бюджетирования, бизнес-планирования  и подготовки финансовой отчетности  для внешних и внутренних пользователей;

- адекватность системы  документации и документооборота организации ее размерам и структуре;

- рациональность кадровой  политики (механизмов управления  персоналом);

- конфликтность в коллективах;

- мотивация трудовой  деятельности, профессиональная подготовка, интеллектуальный уровень, наклонности, личностные качества, этические принципы, а также физические, психические, половые и возрастные характеристики работников организации;

- внешние влияния - уровень развития экономики, налоговая  политика государства, рыночные  условия и т.д.;

- соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля.

В каждой организации  на состояние атмосферы внутреннего  контроля могут оказывать влияние  также и другие факторы.

Таким образом, внутренний контроль организации должен рассматриваться как система, состоящая из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: атмосферы контроля, центров ответственности, техники контроля (информационно-вычислительная техника и технология), процедур контроля, системы бухгалтерского учета.

Следует отметить, что  СВК является основой функционирования управленческой информационной системы (УИС), т.е. системы обработки и интеграции разнообразной внутренней и внешней информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления.

 

 

    1. Цели и задачи внутреннего контроля

 

Цель внутреннего контроля - обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время. Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля - порядок проведения инвентаризаций, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. При организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные, так и неденежные измерители.

Успешно применяются  натуральные показатели: штуки, метры, тонны, литры - в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для измерения рабочего времени применяются такие показатели, как часы, машино-часы. При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия: снабжения, производства, реализации.

Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные  контрольные мероприятия проводятся по мере надобности.

Руководство предприятия  самостоятельно устанавливает состав, сроки, периодичность контрольных  процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля - целесообразность и экономичность. Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденциальной информацией предприятия является только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Информация о работе Внутренний контроль в организациях