Внутренняя среда организации для принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы – является изучение внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании. Задачи:
Рассмотреть общую характеристику внутренней среды организации;
Охарактеризовать переменные внутренней среды организации, такие, как цели и задачи, структура, технология, персонал.
Проследить взаимосвязь внутренних переменных организации;
Провести анализ внутренней среды организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика внутренней среды организации. ……..........5
Переменные внутренней среды организации
Цели и задачи внутренней среды организации………………………….5
Структура, технологии, персонал………………………………………...9
Взаимосвязь внутренних переменных…………………………………..13
Глава 2. Анализ внутренней среды организации……………………………..16
2.1. Анализ использования трудовых ресурсов…………………………….16
2.2. Анализ маркетинговой деятельности……………………………………18
2.3. Анализ финансовых результатов………………………………………..21
2.4. SWOT – анализ……………………………………………………………23
Глава 3. Анализ внутренней среды ЗАО
«Деревообрабатывающий комбинат»…………………………………………27
3.1. Общая характеристика ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат»……27
3.2. Применение SWOT- анализа для оценки тенденции развития
ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат» …………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - последняя версия.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика внутренней среды организации. ……..........5

Переменные внутренней среды организации

    1. Цели и задачи внутренней среды организации………………………….5
    2. Структура, технологии, персонал………………………………………...9
    3. Взаимосвязь внутренних переменных…………………………………..13

Глава 2. Анализ внутренней среды организации……………………………..16

2.1.    Анализ использования  трудовых ресурсов…………………………….16

2.2.    Анализ маркетинговой  деятельности……………………………………18

2.3.    Анализ финансовых результатов………………………………………..21

2.4.    SWOT – анализ……………………………………………………………23

Глава 3. Анализ внутренней среды ЗАО

«Деревообрабатывающий комбинат»…………………………………………27

3.1. Общая характеристика  ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат»……27

3.2. Применение SWOT- анализа для оценки тенденции развития

ЗАО «Деревообрабатывающий  комбинат» …………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………32

Список литературы……………………………………………………………33

Приложения ……………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы.

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. 

Данная  тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации является залогом успеха фирмы.

Объектом исследования работы является анализ внутренней  среды ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат».

Целью  курсовой работы – является изучение внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

Задачи:

    • Рассмотреть общую характеристику внутренней среды организации;
    • Охарактеризовать переменные внутренней среды организации, такие, как  цели и задачи, структура, технология, персонал.
    • Проследить взаимосвязь внутренних переменных организации;
    • Провести анализ внутренней среды организации.

Поставленная цель и  задачи исследования предопределили следующую  структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении объясняется актуальность выбранной темы, ставится цель и  задачи курсовой работы.

В первой главе данной работы будет описана внутренняя среда организации, охарактеризованы основные составляющие организации, такие как  технология, структура, цели и задачи.  Далее будет подчеркнута взаимосвязанность всех элементов организации.

Во второй  главе  будет рассмотрен такой важнейший элемент стратегического планирования, как анализ внутренней среды. Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь.

В следующей главе  содержится информация о внутренней среде ЗАО  «Деревообрабатывающий  комбинат», а также сделан SWOT анализ ЗАО «Деревообрабатывающий комбинат».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика внутренней среды организации.

Переменные  внутренней среды организации

    1. Цели и задачи

 

Цели  – это конкретное состояние отдельных характеристик  организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения. Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система построения мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета  в процессе контроля и оценки результатов конкретных работников, подразделений и организации в целом.

По установившемуся  мнению, существует два типа целей  с той точки зрения, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. В принципе, в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, - долгосрочные цели. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года [11,c.25].

Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

В зависимости от специфики  отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации (желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

• доходы организации;

• работа с клиентами;

• потребности и благосостояние сотрудников;

• социальная ответственность.

Как видно, эти четыре сферы касаются также интересов  всех влияющих на деятельность организации  субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организаций.

Наиболее распространенными  направлениями, по которым в деловых  организациях устанавливаются цели, являются следующие:

  • прибыльность, отражаемая в, показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.;
  • положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
  • производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;
  • финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;
  • мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;
  • разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.;
  • изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.;
  • человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов  текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;
  • работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;
  • оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п [7].

Краткосрочные цели выводятся  из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они «подчинены» им и  определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.

Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для успешного  функционирования и  выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

Процесс установления целей  в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих и даже сопротивление.

Еще одним направлением в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи организации  традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией [9,c.89-92].

Таким образом, цели –  это   конечные состояния или  желаемые результаты, которых  стремится добиться группа, работая вместе, а задачи – это работа, которая должна быть выполнена в установленные сроки.

 

    1. Структура, технологии, персонал

 

Структура организации  отражает сложившееся в организации  выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации  [11].

Одной из основных направлений, имеющих отношение  к структуре является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Особенностью  является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству [10,c.158].

На данный момент во всех организациях, за исключением  самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации – один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением [4,c.89].

Не менее важно  и то как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении  нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля в зависимости от числа подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответствует многоуровневая структура, а широкой – плоская структура управления.

Технология как  фактор внутренней среды имеет гораздо  большее значение чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами. Технология подразумевает стандартизацию и механизацию.  То есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован. Технология как внутренняя переменная имеет широкое значение и определяется как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги, по своей сути она представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование. Технологические процессы весьма разнообразны. Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность требует тщательного изучения и классификации. Существует несколько способов классификации, я опишу классификацию по Томпсону и по Вудворд [11,c.90]. Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:

Информация о работе Внутренняя среда организации для принятия управленческих решений