Особенности автомобилестроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:37, реферат

Краткое описание

Автомобильный рынок России находится на этапе кардинальных структурных преобразования, итогом которых должно стать формирование конкурентоспособной отечественной отрасли легкового автомобилестроения.
Целенаправленное развитее автомобильной промышленности в нашей стране способно существенным образом улучшить экономическую конъюнктуру, способствовать смешению акцентов с добывающих отраслей в сторону эффективного промышленного производства, привлечь значительные инвестиции, открыть новые международные рынки.

Вложенные файлы: 1 файл

Автомобилестроение.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Поддержание стабильных темпов роста и увеличение объема ВВП является наиболее важной задачей  развития любой национальной экономики  в мире. Рост промышленного производства, в особенности машиностроения, является неотъемлемым составляющим принципов достижения этой цели в макроэкономических масштабах. Историческое развитие региональных экономических систем показало, что конкурентоспособность отрасли производства автомобилей – это залог успешности всей промышленной политики государства. В мировой торговле эта отрасль находит отражение на международном автомобильном рынке.

Автомобильный рынок  России находится на этапе кардинальных структурных преобразования, итогом которых должно стать формирование конкурентоспособной отечественной  отрасли легкового автомобилестроения.

Целенаправленное развитее автомобильной промышленности в  нашей стране способно существенным образом улучшить экономическую  конъюнктуру, способствовать смешению акцентов с добывающих отраслей в  сторону эффективного промышленного  производства, привлечь значительные инвестиции, открыть новые международные рынки.

 

Особенности автомобилестроения

Автомобильная промышленность (автомобилестроение) – отрасль  промышленности (по советской классификации  – средней промышленности), осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (автомобилей), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС)

Автомобилестроение сегодня - одна из наиболее науко- и капиталоемких  отраслей машиностроения. Практически  вся продукция машиностроения используется в автомобилестроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли.

Автомобилестроение - это  та отрасль машиностроения, которая  постоянно развивается. Сейчас человечество живет в так называемом информационном обществе; цель информационных технологий состоит в ускорении процессов обработки информации, а, следовательно, - в разработке сверхновых машин, имеющих максимальную скорость и максимум удобств, и автомобилестроение является той областью, в которой используются только сверхновые информационные технологии. Учитывая еще и то, что в последнее время гонка между мировыми лидерами отрасли перешла на качественно новый уровень за счет появления сверхновых технологий, автомобилестроение становится все более нано-, капитало- и ресурсоемким.

Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта, обеспечение автотранспорта передовыми достижениями информационных технологий, - вот приоритеты современного автомобилестроения.

Значение автомобилестроения, в целом, заключается в следующем:

1. В промышленно развитых странах автомобилестроение уже давно является не только ведущей отраслью машиностроения, но и одним из тех ключевых секторов национального хозяйства, которые обеспечивают успешное достижение общегосударственных экономических, социальных, научно-технических и экологических целей.

2. Развитие автозаводов приводит к устойчивому росту занятости и обеспеченности населения. Расчеты показывают, что одно рабочее место в автомобилестроении создает 7-8 рабочих мест в смежных отраслях, а с учетом сферы торговли, автосервиса и утилизации – 10 мест. Производство автомобилей, кроме занятости населения, повышает объемы и ускоряет время товарооборота, укрепляет финансовую систему, обеспечивает возможность устойчивого производства сопутствующей массы товаров и услуг.

3. Развитие автомобильной промышленности происходит на основе достижений фундаментальной и прикладной науки. Оно дает импульс научно-техническим разработкам в самых различных сферах знаний, а их внедрение на автозаводах позволяет, благодаря массовому производству, скорее окупать затраты на их выполнение. Постановка на производство каждой новой модели обязательно требует новых технических и технологических решений, как в автомобильной, так и в смежных отраслях промышленности. Таким образом, автомобилестроение постоянно «принуждает» смежные отрасли к непрерывному повышению продукции.

4. Автомобилестроение способствует динамичному развитию и модернизации целого комплекса сопряженных отраслей экономики, обусловливает предпосылки для развития транспортной системы и других звеньев инфраструктуры, обеспечивает обороноспособность страны, коренным образом изменяет менталитет и даже образ жизни нации. Деятельность предприятий автомобильной промышленности создает мультипликативный эффект развития практически всех основных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих автомобилестроение материалами, комплектующими изделиями и технологическим оборудованием, а также средствами технического обслуживания, эксплуатации и ремонта.

Основные отличия автомобилестроения от других отраслей заключаются в следующем:

    1. С увеличением деловой активности увеличиваются транспортные потоки, поскольку транспорт используется для решения различных хозяйственных задач.
    2. Автомобилестроительная промышленность является одной из самых наукоемких и высокотехнологичных. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того что таких отраслей достаточно много, в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а следовательно, и экономики в целом.
    3. Автомобилестроение во всех развитых странах относится к числу наиболее прибыльных отраслей национального хозяйства, так как она способствует повышению товарооборота и приносит в казну государства немалые доходы за счет продаж как на внутреннем, так и на мировом рынке.
    4. Автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью. Ее развитие делает страну экономически сильной и потому более независимой. Широкое использование лучших образцов автомобильной техники в армии бесспорно повышает оборонную мощь страны.

Основные проблемы автомобильной отрасли:

        1. Отсталость технологической базы.
        2. Высокая энергоемкость производства.
        3. Низкая конкурентоспособность отечественной продукции.
        4. Недостаток квалифицированных кадров.
        5. Конкуренция с иностранными производителями.
        6. Отсутствие производителей качественных комплектующих.
        7. Имидж отечественной продукции.

 

 

Крупнейшие  предприятия автомобилестроения в России

ОАО «АВТОВАЗ» – (21 место в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году) - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. За период 1970–2002 гг. предприятием выпущено более 21 млн автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700000 автомобилей в год. Единый комплекс со штатом около 150 тысяч человек, занятый помимо собственно сборки автомобилей их разработкой и производством комплектующих. Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АВТОВАЗ» организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают «Оку» ВАЗ-1111.

«Группа ГАЗ» - (26 место в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году) – создана в 2005 г. в результате реструктуризации производственных активов существовавшего с 2001 года ОАО «РусПромАвто». 18 предприятий автомобилестроения и машиностроения в 10 регионах России и в Великобритании. Выручка от реализации в 2007 году – свыше 154 млрд руб. Главные предприятия «Группы ГАЗ»: Горьковский автомобильный завод (Нижний Новгород) - крупнейший в России производитель легких коммерческих, грузовых и легковых автомобилей таких известных марок как «ГАЗель», «Соболь», «Валдай», «Садко» и «Волга»; Павловский автобусный завод (Нижегородская область, Павлово) - крупнейший в России производитель малых и средних автобусов городского, пригородного и междугороднего сообщения марки «ПАЗ»; Автомобильный завод «LDV» (Бирмингем, Великобритания) - зарубежный производитель легких коммерческих грузовиков MAXUS; Ликинский автобусный завод (Московская область, Ликино-Дулево) - крупнейший в России производитель городских автобусов марки «ЛиАЗ»; «Автодизель» (Ярославль) - крупнейший в России производитель дизельных двигателей и силовых установок различной размерности марки «ЯМЗ»; «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская область, Миасс) - производитель большегрузных автомобилей повышенной проходимости внедорожной и дорожной гаммы марки «Урал»; Тверской экскаваторный завод (Тверь) - крупнейший в России производитель гусеничных и колесных экскаваторов марки «ТвЭкс». Основным акционером ОАО «ГАЗ» является машиностроительный холдинг «Русские машины»

Группа компаний «КАМАЗ» - (39 место в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году) - крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8-е место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. В январе 2007 г. «КАМАЗ» произвел 1,8-миллионный автомобиль с начала выпуска. В состав группы технологической цепочки входит 13 основных дочерних обществ. 12 из них находятся в городе Набережные Челны Республики Татарстан. В группу компаний «КАМАЗ» входит 96 предприятий, включая ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «НЕФАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь). В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 59 тысяч человек. В начале 2008г. компания занимала 29% российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн. Каждый второй произведенный в России и СНГ грузовик – это автомобиль КАМАЗ. Выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулем), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. Чистая прибыль составила: в 2006 году – 1 млрд 407 млн руб. (рентабельность по чистой прибыли 1,2%); в 2007 году – 3 млрд 453 млн руб. (рентабельность по чистой прибыли 3,7%).

ОАО «Северсталь-авто» - (87 место в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году) -российская компания, владеющая контрольными пакетами акций ОАО «Ульяновский автомобильный завод» («УАЗ»), ОАО «Заволжский моторный завод» («ЗМЗ») и ОАО «ЗМА». Предприятия ОАО «Северсталь-авто» представляют известные автомобильные брэнды и занимают прочные позиции в своих сегментах рынка. «УАЗ» - является ведущим российским производителем автомобилей 4x4: внедорожников УАЗ, легких грузовиков и микроавтобусов. C июля 2006 года на производственных мощностях УАЗа запущена сборка грузовых автомобилей ISUZU NQR71P. «ЗМЗ» - крупнейший в России производитель 4- и 8-цилиндровых бензиновых двигателей для автомобилей класса E, внедорожников, автобусов, легких грузовиков и автомобилей специального назначения. «ЗМА» занимается лицензионной сборкой автомобилей известных брендов SsangYong и Fiat.

ОАО «Автофрамос» - (137 в рейтинге Эксперт-400 в 2007 году) - создано 2 июля 1998 года на паритетных началах как совместное предприятие компании Renault и Правительства Москвы. Предприятие осуществляет коммерческую и промышленную деятельность по производству и реализации автомобилей Renault на территории России.

 

Современное состояние автомобилестроения в России

Производство автомобильной техники в России в январе-марте 2013 года осталось на уровне первого квартала 2012 года.

По данным аналитической  и консалтинговой компании «АСМ-холдинг», суммарное производство автомобильной  техники в России (легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов) за первые три месяца 2013 года составило 506,4 тыс. единиц, увеличившись по отношению к январю-марту 2012 года на символическую величину 0,5%. Отмечен незначительный рост производства легковых автомобилей при одновременном падении выпуска грузовиков и автобусов.

Российский автомобильный  рынок в первом квартале 2013 года сократился на 5,1%.

Автомобильный рынок  в январе-марте 2013 года сменил повышательный  тренд 2012 года на понижательный. Объем  оптовых продаж автомобилей всех типов сократился по отношению к первому кварталу 2012 года на 5,1% до 688,2 тыс. ед.

Легковые автомобили.

Выпуск легковых автомобилей  в России в январе-марте 2013 года увеличился на 1,5%.

Производство легковых автомобилей в России за первые три  месяца 2013 года увеличилось на 1,5% в годовом исчислении до 457,5 тыс. единиц. При этом выпуск отечественных моделей прибавил всего 0,5% до 140,6 тыс. ед., а иностранных – увеличился на 2,0% до 316,9 тыс. ед.

Продажи легковых автомобилей  сократились в первом квартале 2013 года на 3,8%.

Объем оптовых продаж легковых автомобилей сократился в  январе-марте 2013 года на 3,8% по отношению  к результату первого квартала 2012 года и составил 618,3 тыс. ед. Общий  объем продаж распределился по сегментам  происхождения машин следующим образом (тыс. ед./процентная доля рынка):

    • отечественные марки 130,0/ 21,0%;
    • иномарки российской сборки 301,3/ 48,7%;
    • новый импорт 185,3/ 30,0%;
    • подержанный импорт 1,7/ 0,3%.

Грузовые автомобили.

Российское производство грузовиков в январе-марте 2013 года упало на 9,6%.

Производство грузовых автомобилей (включая шасси и  легкие грузовики) в России сократилось  в январе-марте 2013 года на 9,6% по сравнению  с первыми тремя месяцами 2012 года до 38,5 тыс. единиц. Из этого количества, выпуск отечественных моделей составил 32,8 тыс. ед. (-10,7%), а грузовиков иностранных марок 5,7 тыс. ед. (-2,6%).

Продажи грузовых автомобилей  снизились в первом квартале 2013 года на 14,4%.

Российские продажи  грузовиков в январе-марте 2013 года составили 59,02 тыс. ед., снизившись на 14,4% по отношению к первому кварталу прошлого года. Наибольшую долю рынка составил сегмент отечественных автомобилей (30,02 тыс. ед.; 50,9%). Иномарок российской сборки продано 6,19 тыс. ед., или 10,5% рынка. Продажи новых и подержанных импортированных грузовиков составили 20,91 тыс.ед. (35,4%) и 1,90 тыс. ед. (3,2%) соответственно.

Информация о работе Особенности автомобилестроения