Антиинфляционная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является частичный анализ антиинфляционной политики Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2. Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3. Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ИНФЛЯЦИИ 5
1.1 Понятие и виды инфляции 5
1.2 Причины возникновения и последствия инфляции 9
ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 13
2.1 Понятие и цели антиинфляционной политики 13
2.2 Фискальная антиинфляционная политика государства 18
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 24
3.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в
Российской Федерации 24
3.2 Перспективы антиинфляционной политики в Российской Федерации 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.теория(последний вариант).doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в  России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях «перегрева» экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Валютно-финансовый кризис 1998г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

После финансового  кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.

Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера [21].

В отличие от 2004 года с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже показателей 2004 года. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

Уровень инфляции в России в 2006 году составил 9,0%, в 2007 году - 11,9%, в 2008 году - 13,3%, инфляция в  России  в 2009 году составила  8,1% [13,С.30].

 

 

    1. Перспективы антиинфляционной политики в Российской Федерации

 

Регулируемая инфляция способствует стабильному развитию экономики, ее инновации и модернизации (обесценение денег, будучи следствием разбалансированности экономики, усугубляет ее диспропорции).

Обесценение рубля подрывает конкурентоспособность экономики России, усиливает перераспределение национального дохода в пользу предприятий-монополистов, теневой экономики за счет снижения реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.

Регулирование инфляции необходимо для относительной стабилизации цен, сглаживания их неравномерного роста по товарным группам, выравнивания норм прибыли и уровней оплаты труда по отраслям, снижения имущественного неравенства, сдерживания нерационального перераспределения капиталов и квалифицированных кадров между секторами хозяйства.

Снижение темпа инфляции содействует нормализации структуры  внутреннего спроса, превращая его в фактор развития отечественных предприятий вместо скупки недвижимости, иностранной валюты, земли, предметов роскоши.

Стабилизация покупательной  способности рубля необходима для  укрепления денежной системы как формы организации денежного обращения, улучшения качества денег и выполняемых ими функций. Это позволит снизить масштабы долларизации и евроизации экономики России. Укрепление рубля необходимо для вытеснения из внутреннего оборота денежных суррогатов, частных денег, иностранной валюты, бартерных сделок.

Ценовая стабильность важна для обеспечения соответствия движения товарных и денежных потоков, функционирования денег со скоростью, отвечающей потребностям хозяйственного оборота в деньгах с учетом требований закона денежного обращения и соотношения между агрегатами денежной массы. Устойчивость рубля важна для достижения нормального уровня монетизации экономики путем насыщения ВВП денежной массой в соответствии с денежным спросом.

Регулирование инфляции на основе системного подхода позволит снизить инфляционные ожидания, которые стимулируют заблаговременное повышение цен участниками рынка, более реально оценивать экономические индикаторы, преодолеть искаженность сигналов, поступающих на рынок, и стабилизировать экономическое поведение его участников и населения. При относительной стабильности цен снизится влияние инфляционного фактора на принятие решений о сделках и инвестициях.

Снижение темпа инфляции необходимо для укрепления финансовой системы, устойчивости и конкурентоспособности банковской системы России, повышения ее роли в перераспределении привлеченных капиталов в развитие производственного сектора экономики и для создания мирового финансового центра в Москве.

Важным аргументом в  пользу регулирования инфляции является необходимость наращивания социального потенциала российской экономики, повышения качества человеческого капитала и преодоления разрыва между богатыми и бедными слоями населения. Потребность в регулировании инфляции обусловлена вызовами глобализации, требующими повышения международной конкурентоспособности России.

Для обеспечения результативности регулирования факторов инфляции важное значение имеет системный подход к данной проблеме, исходным пунктом которого является уточнение понятия инфляции. Положительным явлением стало использование концепции инфляции как многофакторного процесса при принятии государственно- управляющих решений.

В конце 2007 г. при утверждении  Правительством мер по снижению потребительских  цен была подчеркнута зависимость  инфляции не только от денежных, но и  от неденежных факторов. Не означает ли это официальный отказ от рекомендаций монетаризма, который преувеличивает роль денежных факторов инфляции и возможности рыночного регулирования экономики, отрицает государственное регулирование?

Концепция инфляции как многофакторного социально-экономического процесса позволяет избежать монополизма в ее теории, нивелировать разобщенность научных и ведомственных подходов к анализу причин роста цен и методам их снижения [22,С.65].

Исходным пунктом системного подхода к анализу факторов инфляции является воспроизводственный подход с учетом изменения макроэкономической ситуации в России и в мире, приоритетных стратегий модернизации российской экономики.

Воспроизводственный подход к регулированию инфляции определяет необходимость постепенного формирования макроэкономических условий для снижения ее темпа на основе увеличения производства товаров и услуг, роста производительности труда, снижения издержек производства.

Несмотря на структурные  реформы, сохранились недостатки в  экономике - монополизм, отсутствие реальной рыночной конкуренции, топливно-сырьевая модель развития, зависимость от конъюнктуры на мировых рынках, отсутствие диверсификации в развитии отраслей и внешнеэкономической деятельности, значительный масштаб теневой экономики.

В условиях финансово-экономического кризиса усилились макроэкономические факторы инфляции. Этому способствовало влияние мирового кризиса на российскую экономику и финансы в связи со снижением мировых цен на нефть, что стимулировало сокращение экспорта, ухудшение платежного баланса, падение промышленного производства и ВВП [11,С.14].

Учитывая недостаточную  эффективность ранее применявшихся  в России мер по снижению потребительских цен, целесообразно комплексное регулирование факторов инфляции на основе принципов системного подхода. В их числе основные: установка на достижение ценовой стабильности в целях модернизации экономики; комплексность антиинфляционных мер; формирование «дерева целей» регулирования инфляции; контроль за реализацией мер по снижению инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

Реакция государства  на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой: формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения или выработка системы мер, способных ей противостоять. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов российской экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

  • соблюдение жестких денежных ограничений;
  • меры по стабилизации валютного курса;
  • принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов [4,С.67-77].

Несмотря на позитивный характер этих процессов  в российской экономике еще осталась угроза инфляционных всплесков из-за искаженной структуры основного  производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности и накопления социальных проблем в обществе.

Под влиянием кризиса  усилился субъективный фактор инфляции в связи с недоверием к обесценивающемуся рублю. Повысились нестабильность инфляционного индикатора делового климата и адаптивные инфляционные ожидания с учетом высокого темпа инфляции в России по сравнению с другими странами. Эти наименее логичные ожидания переплетаются с рациональными ожиданиями, базирующимися на информации и медленном снижении инфляции, несмотря на кризис. Причем в России доминируют инерционные инфляционные ожидания, а не рациональные, поскольку темп инфляции определяется потребительской корзиной с узким набором товаров и услуг [9, С.63].

Для снижения инфляционных ожиданий требуется совершенствование метода измерения инфляции, унификация способа подсчета ее темпа во избежание разных подходов (например, Минфина и Минэкономразвития), соблюдение ежегодных целевых ориентиров роста потребительских цен, отказ от заведомо нереальных оптимистических прогнозов их снижения.

В целях  снижения инфляции необходимо дальнейшее совершенствование  основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. С учетом мирового опыта предпочтителен постепенный переход к гибкому тангетированию инфляции с использованием в течение определенного периода режима регулируемого плавания валютного курса рубля. При этом должен соблюдаться приоритет цели по снижению инфляции по сравнению с ориентиром по соблюдению определенного уровня курса рубля.

Некоторые исследователи считают  также, что целесообразно возобновить докризисную практику разработки утверждаемых Правительством Российской Федерации планов комплексных мер по снижению потребительских цен (на 2006 г., затем на 2007-2008 гг.), приняв меры по их совершенствованию в целях повышения результативности. И что важнее всего - необходимо комплексное регулирование инфляции вместо разрозненных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт - Издат, 2005. – 399 с.
  2. Глазова Е.С., Степанова М.П. Инфляция: эволюция, факторы, государственное регулирование // Финансовый менеджмент. 2010, №1.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2004. – 861 с.
  4. Кондратов Д. Тангетирование инфляции: практика и ее перспективы в России // Экономист – 2011 - №3, С.67-77.
  5. Красавина Л. Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России // Деньги и кредит-2006 - № 9-С.14-15.
  6. Красавина Л.Н. Актуальные проблемы инфляции и ее регулирования в России: системный подход // Деньги и кредит, 2011 - №3, С. 19-28.
  7. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. -М.: Инфра-М, 2001. -725с.
  8. Макроэкономика / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.
  9. Лолейт А., Гуров И. Процесс формирования инфляционных ожиданий экономических агентов условиях информационной экономики // Деньги и кредит – 2011 - №1, с.78. 
  10. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика, история и современность. Н.Новгород: Нижегородский университет, 1998.
  11. Моисеев С.Р. Модернизация денежно-кредитной политики России для перехода к тангетированию инфляции // Банковское дело. 2010, №1.
  12. Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. -2005. -№ 4. -C.95-105.
  13. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Деньги и кредит. -2005. -№ 11. -с.40.
  14. Официальный сайт Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.minfin.ru/text/19158961/
  15. Российская газета [Электронный ресурс] //http://www.rg.ru
  16. Рузавин Г.И. Экономическая теория. – М.: Проспект, 2004. -384 с.
  17. Сайт государственного комитета статистики http://www.gsk.ru/info/Статьи.html?ses=Y3JlPTEzMDcxMDQ2ODQmdGNpZD13d3cuZ3NrLnJ1NGRlOGQ1N2JjYWYxOTYuODc0MzMwODImZmtpPTIyNjE5ODAyJnRhc2s9c2VhcmNoJmRvbWFpbj1nc2sucnUmcz02M2Q2OTJkODVhNDY3Yjg4MzExNiZsYW5
  18. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: НОРМА, 2001. – 456 с.
  19. Сошникова Л.А., Гнездовский Ю.Ю. Моделирование и анализ инфляции в Российской Федерации // Вопросы статистики. -2005. -№ 4. -C.31-33.
  20. Тарасевич Л.С., Гребенников П. Макроэкономика: Учебник. -М.: Высшее образование, 2005. - 654с.
  21. Тарасов В., Крылович И. Сезон инфляции. // Вопросы экономики. -2005. -№3. -С.13.
  22. Фетисов Г.Г. Регулирование курса рубля и движение капитала // Деньги и кредит – 2009 - №8, С.65.
  23. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. О динамике потребительских цен. [Электронный ресурс] // http://www.forecast.ru/mainframe.asp
  24. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 832 с.
  25. Экономическая теория / Под ред. Бартенева С.А. – М.: Юристъ, 2002. – 303с.
  26. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640 с.

Информация о работе Антиинфляционная политика в России