Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы ставится анализ экономических и социальных последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.

Содержание

Введение ……………................................................................3
1 Теоретические основы антимонопольной политики государства ..….5
1.1 Монополия: понятие,сущность и виды………………………...........5
1.2 Роль государства в регулировании рыночной экономики…………..18
1.3 Система антимонопольных органов и порядок их формирования…22
2 Антимонопольная политика государств……………………………...24
2.1 Антимонопольная политика развитых стран ..24
2.2 Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы ….33
Заключение 44
Библиографический список 45
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

kursak_2.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки

Бюджетное государственное образовательное учреждение

ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический  институт»

 

Кафедра экономической теории и правоведения

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Антимонопольная политика государства »

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                               Научный руководитель:

Студентка 2 курса                                                                    к.п.н., доцент 

Группы ЭМ10-4Д                                                                Байдашева Е.Н.

Аксенова В.А.

 

 

 

 

                                              Красноярск 2011

 

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

Введение

 

     Функционирование экономической системы, динамика ее основных характеристик, возможности, а также ограничения экономического роста определяются взаимодействием ряда институциональных структур, важнейшими из которых выступает крупный бизнес и государство. С крупным бизнесом связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны (региона), что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста. Вместе с тем он может нести в себе тенденцию к торможению в развитии малого и среднего бизнеса, организации крупного бизнеса могут блокировать институциональные изменения, лоббировать свои интересы. Именно государство должно выступить той силой, которая, с одной стороны, блокирует возможные негативные последствия функционирования крупного бизнеса, а с другой стороны, направляет их развитие в русло формирования конкурентных преимуществ страны (региона), их сохранение и реализацию.

Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще  в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы.

     Нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Все это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики  государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка  и совершенствованию экономики  в целом. Особенно наглядно проявляется роль государства в так называемые переломные, переходные периоды. Поэтому исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Он привёл к тому, что объём производства в главных странах упал вдвое, замерла международная торговля. Поэтому государства вынуждены были взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисами. Оказалось, что рыночный механизм объективно должен быть дополнен мерами государственного регулирования. Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.

     Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.

     Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.

     Целью исследования данной курсовой работы ставится анализ экономических и социальных последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.

 

 

 

1 Теоретические основы антимонопольной политики государства

 

 1.1  Монополия: понятие, сущность и виды

 

     В мировой экономической теории есть понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

- С точки зрения рыночной  структуры

- С точки зрения рыночного  поведения

- С точки зрения рыночных  итогов.

     Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение:

монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём  предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через  призму именно этого аспекта, большое  внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Монополия – это когда в отрасли  господствует только одна фирма и  где границы фирмы и отрасли  совпадают.

     Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

     Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

-монопольно высокими ценами

- ограниченной готовностью монополии  к инновациям.

     Признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция является  уникальной (то есть отсутствуют  товары-заменители).

3. Вход новых фирм на рынок  фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины  существования таких барьеров, к примеру:

- крупные размеры предприятий  и экономия от масштабов производств

- система лицензий на выполнение  отдельных типов работ, избранно  выдаваемых государством

- монопольное право собственности  на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов)

- при естественной монополии  значение имеют сами условия  производства и характер блага

- нечестная конкуренция, то есть  воздействие на покупателей нечестными  по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

     4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это  монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т.д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

     Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия – это  монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

     Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

     Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

     В таблице 1- приведена примерная классификация этапов процесса монополизации.

 

 

 

 

 

                   Классификация этапов процесса монополизации

 

Этапы процесса монополизации

Признаки монополизации

Технологический (1880-1920 гг.)

Одна или несколько  фирм на рынке Монополист проводит стратегию ценообразования с  целью получения монопольной  сверхприбыли Ограничительная практика бизнеса (сговор, союз, бойкот) Концентрация производства в добывающих и перерабатывающих отраслях

Поведенческий (1930-1960 гг.)

Монополистическая деятельность крупных фирм включает конкурентные отношения Ценовая дискриминация  Концентрация производства в отраслях, не имеющих положительного эффекта  масштаба и возрастающей отдачи (формирование рынков монополистической конкуренции) Увеличение масштабов деятельности фирмы

Институциональ-ный (1960-1990 гг.)

Вертикальная, горизонтальная интеграция, конгломератные слияния  ТНК, стратегические альянсы Инвестиционная активность фирм, рекламная кампания для получения конкурентных преимуществ

Стратегический (к. 1990гг. /н. 2000-х гг.)

Стратегические альянсы  Кратковременный характер конкурентных преимуществ Инновационная активность фирм в технологии, товары, рынки  Активное использование фирмами  стратегических барьеров входа на рынок


 

Экономические и социальные последствия  монопольной деятельности

Выделяются несколько последствий  монополизации как-то:

- недопроизводство товаров

- завышение цен

- предприятия-монополисты не получали  высокой монопольной прибыли. 

-х-неэффективность, то есть бесхозяйственное  ведение дела, ведущее к

увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Сущность и особенности всех монополистических объединений  ярко проявляются в целях и  характере их поведения. Поведение  монополистических объединений отличается от того, что нам известно о совершенной конкуренции, принципиально другим подходом к ценообразованию. Монополисты завоёвывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средних уровнем, установившимся в национальном хозяйстве. Как известно, участники свободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают цены на производимую ими продукцию. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится продать как можно больше и получить при этом максимальное количество прибыли. В условиях совершенной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объём производства благ. Поэтому при определении динамики цен на продукцию монополий вообще отсутствует кривая предложения. Эти организации манипулируют законом спроса: воздействуют на цену и объём спроса в своих интересах. Господствующие на рынке фирмы используют в качестве своего основного инструмента монопольную цену. Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольной прибыли. Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения. Однако надо заметить, что когда на рынке действует монополия, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, поэтому не образуется равновесная цена.

     Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут своё «ценопроизводство»:

Фирмы устанавливают монопольно высокие  цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.

     2. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких ферм. Также монопсонии западных стран издавна закупают дешёвое сырьё у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао).

     Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую «дань» посредством так называемых «ножниц цен». Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц.

Такое движение основывается на расширении зон дефицита и избытка товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

     В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырьё, чем нанесло большой ущерб экономике сёл. До сих пор такого рода «ножницы цен» не устранены. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию.

     Монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.

Информация о работе Антимонопольная политика государства