Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».
Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........2
1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики………………………...3
1.1 Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма……………...3
1.2 Содержание рыночной конкуренции………………………………………...4
1.3 Конкурентоспособность товара……………………………………………...4
1.4 Совершенная и несовершенная конкуренция……………………………….6
1.5 Виды несовершенной конкуренции…………………………………………8
2. Конкуренция и монополия……………………………………………………10
2.1 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией………………………...10
2.2 Сущность и виды монополии……………………………………………….11
2.3 Монополистические объединения………………………………………….13
3. Антимонопольное регулирование……………………………………………15
3.1 Негативные следствия чрезмерной монополизации производства………15
3.2 Сдерживание недобросовестной монополистической политики………...16
3.3 Способы антимонопольного регулирования экономики………………….17
3.4 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан…………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и Монополия(Диас).docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........2

1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики………………………...3

1.1 Конкуренция как цен тральное  звено рыночного механизма……………...3

1.2 Содержание рыночной конкуренции………………………………………...4

1.3 Конкурентоспособность товара……………………………………………...4

1.4 Совершенная и несовершенная  конкуренция……………………………….6

1.5 Виды несовершенной  конкуренции…………………………………………8

2. Конкуренция и монополия……………………………………………………10

2.1 Взаимосвязь между конкуренцией  и монополией………………………...10

2.2 Сущность и виды монополии……………………………………………….11

2.3 Монополистические объединения………………………………………….13

3. Антимонопольное регулирование……………………………………………15

3.1 Негативные следствия чрезмерной  монополизации производства………15

3.2 Сдерживание недобросовестной  монополистической политики………...16

3.3 Способы антимонопольного регулирования  экономики………………….17

3.4 Формирование нормативно-правовой  базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан…………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая попытка  исследовать отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много.  Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Экономисты  различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

  • чистую конкуренцию;
  • чистую монополию;
  • монополистическую конкуренцию;
  • олигополию;

 

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую  тему как «Конкуренция и монополия».

Рассмотрим  такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и  несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно

рынка и  действуют независимо.

Все продавцы на рынке будут совершенными, если:

  • каждый их них мал относительно рынка в целом;
  • продукция является однородной;
  • покупатели хорошо информированы о ценах продавцов;
  • продавцы действуют независимо друг от друга;
  • фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность  воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Мы так  же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид

несовершенной конкуренции монополию и рассмотрим ее виды.

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где  имеется один продавец и отсутствует  возможность вхождения других.

 

 

  1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики

1.1 Конкуренция как цен  тральное звено рыночного механизма

 

Роль  конкуренции в хозяйственной  жизни общества глубока и многогранна.

Способствуя росту наиболее эффективных производств  и вымывая неэффективные хозяйственные  звенья, конкуренция выступает в  качестве механизма регулирования  народнохозяйственных пропорций. Она  проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования.

Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов.

С точки  зрения отдельного предпринимателя, конкуренция  -  это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов  даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет  раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа  конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной   экономической свободы, а с другой  стороны, что особенно важно, на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит  и питательной средой предпринимательских структур.

Во-вторых,  обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию, какого  -  либо  из  преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет  экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

Наконец конкуренция – это условие  рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования  форм и способов хозяйствования, становясь «вечным  двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых  товаров и услуг, применение новых методов предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов.

 

    1. Содержание рыночной конкуренции

Конкуренция – это соперничество между  людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции – товар, посредством  которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга.

Объект  конкуренция – это потребитель  и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные  стороны.

Конкуренция на рынке имеет свои  функции:

  1. выявление или установление рыночной стоимости товара;
  2. выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение;
  3. прибыли  в  зависимости от различных затрат труда;
  4. регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Начиная   конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:

  • какие аналогичные товары  конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит?
  • существуют ли товары, способные заменить ваш для удовлетворения данной потребности?
  • не угрожает ли вашему товару товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара -   заменителя?
  • возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности? Если да, то почему и в какой срок? Рыночная конкуренция делится на совершенную и несовершенную конкуренцию.

 

    1. Конкурентоспособность товара

Привлечение потребителя модно только предложением товара, который имеет преимущества по сравнению с товарами соперниками  по удовлетворению нужд потребителя,  Если товар вашей фирмы таков, то вы производите конкурентоспособный  товар.

Нельзя  забывать, что конкурентоспособность  –  это прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара.

Если  бы на рынке не было конкурентов, с  товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность  товара - это относительная и обобщенная

характеристика  товара, выражающая его выгодные отличия  от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Комплекс  конкурентоспособности товара состоит  из трех групп элементов:

  1. Технических;
  2. Экономических;
  3. социально – организационные.

Технические параметры наиболее жесткие. По ним  можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному  виду продукции.  Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские  решения. Сюда  относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты,  определяющие границы изменения  технических параметров. Это так  же и эргономические показатели.

Экономические параметры представлены величиной  затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило,   выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

Наиболее  конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Социально - организационные параметры –  это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара. Как повысить конкурентоспособность товара? Рост конкурентоспособности товара может быть связан с:

    • совершенствование применяемых материалов, технологии, организации производства управления;
    • создание принципиально новых по конструкции средств удовлетворения нужд людей;
    • улучшение существующих или созданием новых товаров, используемых в комплексе с основными;
    • Улучшение всей совокупности условий потребления и дальнейшего использования товара потребителем.

Конкурентоспособность товара, конечно, во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими  понятиями имеются и отличия.

Конкурентоспособность фирмы – это относительная  характеристика, которая выражает отличия  развития данной фирмы от развития конкурентных фирм   по степени  удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

 

 

 

    1. Совершенная и несовершенная конкуренция

 

Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция существует в  таких  сферах  деятельности,  где действуют  достаточно  много  мелких  продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип  называют «рынок свободной  конкуренции».

Существование огромного количества покупателей  и продавцов означает, что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь  рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях  (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны,  продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества  производителей. В тоже, самое время у оставшихся  продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь  сформулируем   основные   характеристики   рынка,   совершенной конкуренции:

    • большое количество мелких продавцов и покупателей;
    • продаваемый продукт однороден у всех  производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
    • невозможность контроля над ценой и объемом купли - продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;
    • полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

В реальной экономической действительности рынок  совершенной конкуренции в строгом  теоретическом значении, как это  изложено выше,  практически не встречаются. Он представляет собой так называемую  «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к  которой реально существующие рынки  могут лишь в большей или меньшей  степени стремиться. Но все - таки в  экономической практике имеются  рынки некоторых товаров, больше всего  подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок  ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов  и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек  или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной  информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость  использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.

Информация о работе Антимонопольное регулирование