Банковская система. Кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ).

Содержание

Банковская система: Центральный банк и коммерческие банки.
Предложение денег: роль коммерческих банков.
Основные цели и инструменты кредитно-денежной политики.
Проблемы и противоречия монетарной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 33.66 Кб (Скачать файл)

Тема 7. Банковская система. Кредитно-денежная политика.

  1. Банковская система: Центральный банк и коммерческие банки.
  2. Предложение денег: роль коммерческих банков.
  3. Основные цели и инструменты кредитно-денежной политики.
  4. Проблемы и противоречия монетарной политики.

Основные термины  и понятия

Центральный банк. Коммерческие банки. Банковские резервы. Норма обязательных резервов. Обязательные резервы. Денежный мультипликатор. Конечные цели, промежуточные  целевые ориентиры, инструменты  кредитно-денежной политики. Передаточный механизм кредитно-денежной политики

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит  бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объем бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем  финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов  бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом  представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Если в процессе исполнения бюджета  происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета  в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Секвестру  не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием  РФ, а также представительными  органами власти субъектов РФ).

Источники финансирования дефицита бюджета  утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также  приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  при их первичном размещении не могут  быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих  формах:

кредиты, полученные от кредитных  организаций в валюте РФ;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной  собственности;

сумма превышения доходов над расходами  по государственным запасам и  резервам;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих  формах:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте.

Государственный кредит отражает кредитные  отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы  государство привлекает путем продажи  на финансовом рынке облигаций и  других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет  государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для  этих целей эмиссии.

Гос. кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Классификация государственного кредита.

1. В зависимости от заемщика  государственные займы делятся  на:

¨      размещаемые центральными органами управления;

¨      размещаемые местными органами управления.

2. По месту размещения гос. кредит может быть внутренним и внешним.

3. По срокам привлечения:

·        краткосрочный (до года);

·        среднесрочный (от года до 5 лет);

·        долгосрочный.

Размер госзайма включается в сумму  государственного долга страны.

1. *Банковская система – система экономических институтов, аккумулирующих временно свободные денежные средства и предоставляющих их в кредит другим экономическим субъектам, а также совокупность связей и отношений по поводу аккумуляции и распределения временно свободных денежных средств, возникающих между этими экономическими институтами, бизнес-сектором и государством.

Банковская система нашей  страны имеет трехзвенную структуру.

1. *Центральный банк – «банк банков», выполняющий по отношению к банковской и денежной системам регулирующие и контролирующие функции. Подробно его функции и инструменты влияния на банковскую и денежную систему будут освещены в теме «Центральный банк и его денежно-кредитная политика».

2. *Коммерческие банки – экономические институты, занимающиеся выполнением следующих функций в совокупности:

- аккумуляцией временно  свободных денежных средств физических  и юридических лиц,

- предоставлением кредитов,

- посредничеством в денежных  расчетах.

3. *Небанковские кредитные институты (НБКО) или специализированные финансово-кредитные организации (СФКИ) – экономические институты, специализирующиеся на выполнении отдельных банковских функций, а также тех функций на рынке ссудных капиталов, которые коммерческим банкам не присущи.

В последние десятилетия  граница между комбанками и СФКИ постоянно размывается тем, что  СФКИ начинают активно выполнять  банковские операции, и банки, диверсифицируя свою деятельность, выходят на рынок  услуг, традиционно оказываемых  небанковскими организациями. Поэтому  принадлежность, по крайней мере,  в нашей стране, некоторых институтов к СФКИ  (в частности, сберегательных, ипотечных, внешнеторговых банков) вызывает сомнения.

Выделяют следующие основные виды СФКИ:

 

Вид СФКИ

Основные функции

Инвестиционные банки

Помощь фирмам в размещении ценных бумаг, консалтинг на рынке ценных бумаг, долгосрочное инвестирование и  кредитование бизнес-сектора. Наиболее крупные присваивают корпорациям и государствам инвестиционные рейтинги.

Сберегательные банки

Выполняют сейчас все банковские функции, делая акцент на привлечении  сбережений мелких вкладчиков и выдаче потребительских кредитов.

Ипотечные банки

Банки, специализирующиеся  на выдаче ипотечных кредитов (кредитов под залог недвижимости).

Сельскохозяйственные банки

Банки, специализирующиеся, прежде всего, на выдаче кредитов сельскому  хозяйству и инвестирующие в  него.

Внешнеторговые банки

Банки, специализирующиеся на обслуживании экспортно-импортных  операций.

Кредитные союзы

Кооперативы, учредителями которых являются физические лица, обычно хорошо знающие друг друга  по работе, месту жительства. Их уставный капитал образуется за счет паевых взносов учредителей. Средства кооператива  расходуются на выдачу кредитов, чаще всего потребительских, хотя выдача кредитов на развитие бизнеса не исключена (однако процент будет более высоким). Процент за кредит зависит от цели. Как правило, самый низкий процент  устанавливается на кредиты, выдаваемые на лечение. Оптимальное число вкладчиков составляет 3не более 200 человек, иначе  кооператив становится плохо управляемым. Обычно вкладчиков не более 30-40 человек. Все пайщики кооператива должны иметь возможность вернуть кредит Законных средств воздействия на должников мало, однако «отказники»  составляют не более 2%. Часть средств  кооператива резервируется.


 

Предложение средств - это и количество средств, которое находится в распоряжении экономических субъектов, которую они могут навести в оборот при подходящих критериях. Наилучшая макроэкономическая политика заключается в увеличении средств неизменным темпом. Он должен отвечать ежегодному темпу потенциального роста настоящего ВВП, другими словами предложение средств обязано стойко расти на 3-5% за год ("монетарное правило"). Согласно утверждению монетариста, соблюдения этого правила избавляет главную причину непостоянности экономики. 
 
Предложение средств постоянно противоборствует на рынке спроса на средства. 
На уровне отдельного экономического субъекта (микроуровни) предложение средств зависит от конфигураций, которые происходят при их размещении в денежные активы, сначала, от конфигурации процентной ставки (чем она наиболее высока, тем паче средств будет предложено в виде кредитов, и напротив). 
 
Общий уровень предложения средств, поддержания валютного равновесия на рынке монетарного продукта обеспечивается банковской системой страны, взвешенной высокоэффективной денежно-кредитной политикой. 
Наиболее общественная модель предложения средств учитывает роль центрального банка, поведение коммерческих банков и вероятный отток части валютных средств из депозитов банковской системы в наличность. Она содержит ряд новейших переменных. 
Валютная база (МВ) - сумма наличных средств (С), которые есть в обращении вне банков, плюс малые банковские резервы (TR). 
 
Наличность вне банков является непосредственной частью предложения средств, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новейшие депозиты, увеличивая предложение средств. Ее еще именуют средствами активной, либо завышенной, силы, так как валютной базе свойственное мультипликативное влияние на предложение средств. 
 
Из этого уравнения видно, что размер предложения средств находится в прямой зависимости от размера валютной базы (МВ) и в обратной - от коэффициента депонирования (cr ) и нормы резервирования (rr). Коэффициент пропорциональности меж предложением средств и валютной базой получил заглавие валютного мультипликатора, либо мультипликатора валютной базы : 
 
M(cr + rr). 
 
Денежно-кредитный мультипликатор - это процесс сотворения новейших банковских депозитов (безналичных средств) при кредитовании банками клиентуры на базе доп (вольных) резервов, которые поступили к банку извне. 
Механизм образования новейших безналичных средств можно показать в таковой последовательности. Принимая различные виды взносов на свои текущие счета, коммерческие банки обязываются вернуть клиентам их взносы в определенные сроки с выплатой определенного процента. 
 
Некую часть, к примеру 10% общей суммы депозитов, коммерческие банки должны хранить в центральном банке как неотклонимые резервы. (Неотклонимые резервы - это часть банковских депозитов, которая, согласно требованиям работающих нормативных и законодательных актов, обязана храниться в форме кассовой наличности коммерческих банков и их депозитов в центральном банке). 
Ежели банк считает нужным содержать на резервном счете средства сверх данной суммы, то такие средства именуют лишним резервом. 
Выдавая кредит субъекту ведения хозяйства, банки превращают пассивные средства в активную валютную массу. Банк открывает счет, из которого должник выписывает чеки для расчетов со своими кредиторами. Чеки поступают в остальные банки, увеличивая их депозитный потенциал и способности кредитования. Таковым образом, депозитные суммы, надходячи в межбанковский оборот, приводят к самозростання валютной массы. 
 
Цепная реакция обхватывает остальные банки и, таковым образом, в банковской системе появляются новейшие кредиты и депозиты. Исходя из того, что норма неотклонимого резерва представляет 10%, сложим таблицу сотворения новейших банковских средств (табл. 3.1).

Коммерческий  банк – это кредитный институт, организующий движение ссудного капитала и регулирующий платежный оборот в целях получения прибыли.

Коммерческие банки  выполняют пять функций .

  1. Функция аккумуляции временно свободныхденежных средств. Коммерческим банкам принадлежит ведущая среди других финансовых посредников роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов – населения, предприятий и государства и превращения их в капитал с целью получения прибыли. Специфика данной функции по сравнению с другими финансовыми посредниками: банк собирает преимущественно чужие временно свободные средства, собственность на аккумулируемые ресурсы сохраняется за клиентом банка – его кредитором; аккумулируемые ресурсы используются на удовлетворение потребностей не банка, а его клиентов (в целях получения прибыли банком).

2. Выполняя функцию посредничества в кредите, коммерческий банк выступает посредником между своими клиентами, имеющими свободные денежные средства, и клиентами, в них нуждающимися. Банк осуществляет преобразование рисков своих клиентов-кредиторов в свой собственный риск, трансформируя при этом получаемые от клиентов ресурсы по суммам (множество мелких вкладов – в несколько крупных ссуд) и срокам (краткосрочные вклады – в средне - и долгосрочные ссуды). Благодаря реализации данной функции осуществляется кредитование предприятий и населения, что способствует расширению производства и потребительского спроса.

3. Функция посредничества в платежах. Выполняя данную функцию, коммерческие банки обеспечивают функционирование платежной системы, осуществляя перевод денежных средств. Благодаря выполнению этой функции сокращается доля наличного денежного обращения и возрастает доля безналичных расчетов, уменьшаются издержки оборота, улучшается технология расчетов, повышается эффективность функционирования платежной системы.

4. Функция посредничества в выпуске и размещении ценных бумаг.Коммерческие банки организуют для своих клиентов эмиссию и размещение ценных бумаг, в частности акций и облигаций. По поручению предприятий, нуждающихся в ресурсах, банки берут на себя определение объема, условий, сроков эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязательств по их размещению. Банки гарантируют покупку подписчиками выпущенных ценных бумаг либо приобретают их за свой счет (нередко организуя для этого банковские синдикаты), предоставляют ссуды покупателям акций и облигаций.

5. Функция создания платежных средств. Во-первых, коммерческие банки создают кредитные деньги в безналичной форме ( предоставляя ссуды в безналичной форме или принимая наличные деньги во вклады). Во-вторых, банки выпускают неденежные платежные средства - кредитные орудия обращения: чеки, векселя, банковские карты.

Информация о работе Банковская система. Кредитно-денежная политика