Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Банковская система является центральным системообразующим элементом рыночной экономики, так как она выполняет функции по аккумулированию свободных денежных средств. На сегодняшний день кризисные процессы в российской экономике существенно осложняют положение в банковском секторе РФ.
Реформирование банковской системы следует осуществить не столько в институциональном плане, сколько в оздоровлении самих денежных и кредитных отношений. Так как ЦБ хотя и выступает за повышение роли денег в экономике, в реальности отмечается их принижение и значимость в современной России бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и значения банковской системы 5
1.1. Исторические аспекты формирования и развития банковской системы в России 5
1.2. Значение банков и банковской системы 7
Глава 2. Современное состояние и динамика развития банковского сектора РФ 18
2.1 Анализ развития банковской системы РФ 18
2.2 Динамика состояния банковского сектора за 2011-2012 гг. 21
Глава 3. Проблемы и стратегия развития банковского сектора РФ 26
3.1 Проблемы развития банковского сектора РФ 26
3.2 Стратегия развития и способы достижения поставленных задач в банковском секторе РФ 31
Заключение 39
Список используемых источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

банковская система России.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

В 2010 и 2011 гг. темпы прироста предложения денег замедлятся и  могут составить 16—25% в 2010 г. и 14—22% в 2011 г.

Тем не менее, мировой  опыт свидетельствует, что полноценное  развитие банковской инфраструктуры служит важнейшим фактором роста национальной экономики. Именно посредством банковских систем аккумулируются крупнейшие инвестиционные ресурсы, а государства заинтересованы в их использовании на нужды национальной экономики.

3.2 Стратегия развития и способы достижения поставленных задач в банковском секторе РФ

Анализ ситуации на рынке  банковских услуг в России и в  ее регионах показывает, что, несмотря на положительную динамику отрасли  за последние три года, принимаемые  меры недостаточны для решения масштабной задачи вывода российского и регионального банковского сектора на международный уровень конкурентоспособности. Наиболее ярко роль и место российских банков в рамках межхозяйственных связей характеризуют размеры их активов.

Следовательно, банковская система России и ее регионов при выполнении своих функций по обслуживанию и обеспечению экономики финансовыми ресурсами наталкивается на существенные количественные ограничения, которые не позволяют ей адекватно участвовать в решении проблем, стоящих перед российской экономикой14.

 Стратегия развития  банковского сектора Российской  Федерации, принятая в декабре  2001 г., способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора.

Главная цель развития банковского сектора - укрепление его устойчивости, исключающей возможность возникновения системных банковских рисков. К стратегическим целям отнесены также повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумуляции сбережений населения, средств предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков, предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой практики.

Для достижения поставленных целей в ближайшие несколько  лет необходимо решить ряд важных практических задач. Это прежде всего  укрепление финансового состояния  банков, развитие кредитных организаций, повышение уровня капитализации  кредитных организаций и качество капитала, формирование условий для развития банковской деятельности, банковской системы по привлечению средств населения и предприятий, расширение операций банков с реальной экономикой.

Одним из основных этапов банковской реформы должен стать переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Это позволит гораздо эффективнее, чем административными методами, разделить банки на "живые" и "мертвые".

Высокие и устойчивые темпы экономического роста и  достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.

Для достижения указанной  цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут и  впредь предпринимать активные совместные действия для формирования современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики

В стратегии отмечены все основные направления, цели и  задачи.

Основными направлениями  деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России являются:

    • совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
    • формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;
    • повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;
    • развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
    • укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
    • повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях;
    • развитие инфраструктуры банковского бизнеса.

 

    При реализации задач, предусмотренных настоящим  документом, будут учтены рекомендации, полученные в ходе выполнения Программы  оценки финансового сектора Российской Федерации, проведенной в 2002—2003 годах Международным валютным фондом и Всемирным банком с участием российских ведомств.    

8. В сфере правового  обеспечения банковской деятельности  необходимо в первую очередь  создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора", в том числе:

    • укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом;
    • обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
    • укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
    • упростить процедуры слияния и присоединения кредитных организаций;
    • создать условия для формирования эффективной системы хранения и использования кредитных историй;
    • создать правовые условия для более широкого применения в банковском деле современных электронных технологий;
    • создать правовые механизмы противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями;
    • продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.

Предстоит дополнить  законодательство в банковской сфере  нормами прямого действия, а также  уточнить нормы этого законодательства, касающиеся участия иностранного капитала в банковской сфере.

В сфере укрепления роли банков в системе финансового  посредничества необходимо обеспечить15:

    • открытость деятельности хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и показателях хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
    • совершенствование механизмов рефинансирования и управления ликвидностью банков;
    • равные возможности для кредитных организаций при совершении операций и сделок, проводимых на финансовых рынках, на базе современных информационных и банковских технологий.

В сфере банковского  регулирования и надзора важнейшими направлениями являются:

    • определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками;
    • обеспечение функционирования системы раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля;
    • повышение оперативности и эффективности решений, принимаемых в рамках банковского надзора.

Предстоит рассмотреть  вопросы сближения правил регулирования  деятельности кредитных организаций  и иных участников финансового рынка.

В сфере развития конкурентной среды и укрепления рыночной дисциплины необходимо:

    • создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынка банковских услуг, прежде всего в регионах;
    • обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачность структуры собственников (акционеров, участников);
    • повысить эффективность и качество аудиторской деятельности путем внедрения федеральных стандартов аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита.

В сфере корпоративного управления в кредитных организациях особое внимание необходимо уделить:

    • повышению эффективности управления рисками, возникающими при осуществлении банками своей деятельности, в том числе в части операций со связанными лицами, а также группой технологических рисков и рисков безопасности;
    • повышению эффективности систем внутреннего контроля;
    • достижению уровня прозрачности системы корпоративного управления, который обеспечит всем категориям заинтересованных лиц, включая акционеров (участников), своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственников и управления;
    • обеспечению прав собственников, в том числе миноритарных.

В области участия в развитии инфраструктуры банковского бизнеса Правительство Российской Федерации и Банк России будут уделять особое внимание вопросам функционирования системы страхования вкладов, создания бюро кредитных историй и системы межбанковских расчетов в режиме реального времени.

По вопросам, относящимся  к сфере государственных финансов, Правительство Российской Федерации  дополнительно уделит внимание налогообложению  кредитных организаций и примет меры по совершенствованию управления банками, в капитале которых оно участвует, при соблюдении требований по развитию конкуренции на рынке банковских услуг.

Развитие банковского  сектора и динамика количественных параметров зависят во многом от темпов развития российской экономики, включая  такие ключевые показатели, как объем валового внутреннего продукта, динамика торгового и платежного баланса, уровень инфляции, валютный курс, рыночные процентные ставки, доля наличных и безналичных форм расчетов.

Рост показателей деятельности банковского сектора станет результатом  совершенствования условий функционирования банковского сектора, практических действий в сферах корпоративного управления в кредитных организациях и внутреннего контроля, управления принимаемыми рисками и обеспечения транспарентности.

В целом же основной вектор перемен в российском банковском секторе - это приближение к лучшей международной практике в организации банковского дела. Итогом этой работы должно стать формирование в России банковского сектора, который соответствовал бы самым современным требованиям.

Принятые меры также  позволили бы в значительной мере укрепить законодательные и институциональные  основы банковской деятельности.

 

 

Заключение

 

Более 5 лет Российская Федерация живет в условиях макроэкономической стабильности, получая все новые  возможности для реализации насущных общественно-экономических устремлений. Кроме того, развитие мировой экономики в условиях глобализации диктует необходимость постоянно учитывать значительные и быстроменяющиеся тенденции, оказывающие значительное влияние прежде всего на финансовые аспекты мирового народного хозяйства. В этой связи очень важно попытаться определить условия, в которых функционирует российская банковская система, и наметить основные направления ее развития в среднесрочный период.

Новое время выдвигает новые задачи, значительная часть общества и политическое руководство страны не удовлетворены темпами, а главное - качеством роста экономики России.

На наш взгляд, в  условиях разнообразия федерального устройства государства, экономических предпосылок  и возможностей разных субъектов Российской Федерации необходимо сформировать единые подходы для определения путей развития региональной банковской системы. Из них можно составить единую стратегию развития данной отрасли для целей не только сохранения финансовой независимости страны, но и наиболее эффективной интеграции ее в мировое финансовое сообщество.

Информация о работе Банковская система России