Банковская система государства и принципы её построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система является необходимым условием функционирования рыночной экономики и стабильности всей кредитно-денежной системы. Как известно, состояние кредитно-банковской системы может затрагивать и практически затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социально-психологические и иные последствия, способные расшатывать основы общества. Кроме того, кредитно-банковская система способна полноценно и стабильно действовать в условиях рынка лишь тогда, когда по структуре и функциям она адекватна рыночной экономике.
Цель курсовой работы - исследовать сущность современных банков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие банковской системы……………………………………………………5
1.1 Понятие и признаки банковской системы………………………………………………………………………………5
1.2 Характеристика элементов банковской системы……………………………………………………………………………..12
2. Общая характеристика банковской системы России на современном этапе…………………………………………………………………………………22
2.1Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора……………………………………………………………..24
2.2 Основные операции коммерческих банков в России……………………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ''Банковсая стр-ра государства......''.docx

— 77.79 Кб (Скачать файл)

         Наиболее  низкой степенью независимости от вмешательства  государственных органов в денежно-кредитную  политику обладают центральные банки  Франции и Италии. В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.

         Несколько на более высокой ступени независимости  находятся центральные банки  Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

    Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

         Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства  и влияет как на экономическую, так  и на политическую независимость  центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке.

         Денежно-кредитная  политика Банка России была ориентирована  на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста  страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию  растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело  к некоторому укреплению реального  валютного курса рубля и стабильности финансовых13.

         Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

    - эмиссионным  центром страны, т.е. пользоваться  монопольным правом на выпуск  банкнот;

    - банком  банков, т.е. совершать операции  не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

    - банкиром  правительства, для этого он  должен поддерживать государственные  экономические программы и размещать  государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять  расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

    - главным  расчетным центром страны, выступая  посредником между другими банками  страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

    - органом  регулирования экономики денежно-кредитными  методами. В ряде стран эти  задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов14. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.

         Итак, центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому  их деятельность связана с укреплением  денежного обращения, защитой и  обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

         Коммерческие  банки, их функции и спецификация:

         Коммерческие  банки - основное звено кредитной  системы. Они выполняют практически  все виды банковских операций. Под банком понимается коммерческая организация, которая на основании лицензии Центрального Банка РФ привлекает на условиях возвратности денежные средства и другие ценности юридических и физических лиц и размещает их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные и другие банковские операции.

         Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними.

         Коммерческий  банк, как и любой другой банк, выполняет функции:

    - аккумуляции  (привлечения) средств в депозиты;

    - их  размещения (инвестиционная функция);

    - расчетно-кассового  обслуживания клиентов.

         Коммерческие  банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства; с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.

         Одной из важных функций коммерческого  банка является посредничество в  кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в  процессе кругооборота фондов предприятий  и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции  коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения  ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение  ресурсов осуществляется по горизонтали  хозяйственных связей от кредитора  к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев  в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств15.

         Вторая  важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в  хозяйстве. Осуществление структурной  перестройки экономики должно опираться  на использование главным образом  и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные  инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для  реформирования экономики. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке  со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные  стимулы к накоплению средств  на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых  по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения  накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации фонда страхования  активов банковских учреждений, депозитов  в коммерческих банках.

         Третья  функция банков - посредничество в  платежах между отдельными самостоятельными субъектами - при переходе к рынку  приобретает новое содержание. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению  расчетов и повышению в связи  с этим рисков, которые должны брать  на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически  не изменились. Они по-прежнему ориентированы  на совершение расчетных операций между  филиалами одного банка, а платежные  документы по форме являются внутрибанковскими  документами. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

    В связи  с формированием фондового рынка  получает развитие и такая функция  коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами.

         Помимо  выполнения базовых функций, банк предлагает клиентам множество других финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительной основе, покупкой для клиентов ценных бумаг, управление недвижимостью, выполнение гарантийных функций по облигационным выпускам.

         В условиях рыночной экономики все  операции16 коммерческого банка можно условно разделить на три основные группы:

    - пассивные  - операции связанные с формированием  ресурсов банков;

    - пассивные  - операции связанные с формированием  ресурсов банков;

    - активно-пассивные  (посреднические, трастовые и пр.) операции.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2. Общая характеристика  банковской системы  России на современном  этапе

         Показатель  капитализации банковской системы - один из индикаторов ее развития. Наряду с ним главными показателями, используемыми  при анализе состояния банковской системы для выявления качественных и количественных аспектов ее развития, являются:

    - совокупные  активы, в том числе кредитный  портфель;

    - совокупный  капитал;

    - совокупные  прибыль и чистая прибыль банков;

    - совокупный  объем привлеченных средств, в  том числе остатки на счетах  физических и юридических лиц;

    - и  ряд других17.

         Анализ  уровня развития, макроэкономической ситуации, и в определенной степени  финансовой устойчивости банковской системы  проводится по абсолютным значениям  данных показателей, в разрезе структуры  и в процентном отношению к  ВВП.

    Наряду  с фондовым рынком банковская система  выступает источником финансирования потребностей предприятий в денежных ресурсах. А российские компании вплотную подошли к этапу, когда техническая  модернизация стала насущной необходимостью: обновление основных средств, переподготовка кадров, внедрение современных методов  управления - вот что поможет предприятиям выжить в обостряющейся конкурентной борьбе. В тоже время средняя величина валюты баланса (активов) российского  банка без учета Сбербанка  составляет $100 млн., а собственный  капитал в лучшем случае $40 млн. В  то время как предприятию машиностроительной отрасли необходимо около $500 млн. только на запуск новой модели автомобиля. Для сравнения: средняя величина активов южно-корейского банка - $4 млрд., британского - $5 млрд., японского - $45 млрд. Более того, если рассматривать крупнейшие банки мира с учетом показателя их рыночной капитализации, то не только отдельные российские кредитные организации, но и вся банковская система выглядят очень скромно18.

    Последние несколько лет российская банковская система стабильно росла: активы банков составили $310 млрд. (8,4 трлн. руб.), кредиты - до $203 млрд. (5,5 трлн. руб.), собственный капитал достиг $42 млрд. (1,2 трлн. руб.). Вкладчики держат в банках всего чуть больше $70 млрд. (2 трлн. руб.) Между тем, едва ли не главной проблемой российской банковской системы является концентрация капитала: на пятерку крупнейших банков приходится 43% активов, 46% кредитов и 70% частных вкладов. На 20 крупнейших банков приходится уже 64% активов и 55% собственного капитала. Проблема даже не столько в этой неравномерности, сколько в том, что на фоне очень больших есть значительное число мелких и мельчайших банков, которые не участвуют в процессе слияний и поглощений. Их роль в финансировании потребностей реальной экономики чрезвычайно мала: как правило, это региональные банки, обслуживающие потребности локальных хозяйств. Между тем, само существование мелких банков служит доказательством их востребованости. Поглощение небольших местных банков крупными столичными кредитными организациями будет иметь преимущественно отрицательные последствия - московским гигантам может оказаться совсем не интересен весь спектр услуг, предоставляемых в данный момент региональными банками, но востребованных локальными предприятиями.   Очевидно, что дальнейшее развитие банковской системы страны будет зависеть от решения двух главных проблем: неэффективности управления банками и недокапитализации.  
     
     
     
     

    2.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов

         Прогнозируемые  макроэкономические условия в 2009-2011 годах будут способствовать динамичному  развитию банковской системы. Повысится  ее эффективность и вклад в  развитие экономики в целом. Одновременно первостепенное значение будет, как  и ранее, придаваться устойчивости банковской системы. Решению данных задач призваны способствовать мероприятия, направленные на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности  функционирования системы страхования  вкладов, расширение доступа кредитных  организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы, совершенствование  регулирования и надзора в  банковской сфере, которые найдут свое отражение в разрабатываемой  Стратегии развития банковского  сектора Российской Федерации на период до 2012 года.

Информация о работе Банковская система государства и принципы её построения