Банкротство предприятий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть понятие несостоятельности (банкротства) организации, рассмотреть основные направления предотвращения банкротства.
Для достижения поставленной цели мы выдвинем следующие задачи:
1. Рассмотреть банкротство как явление рыночной экономики с точки зрения его экономического и правового аспектов;
2. Выявить факторы возникновения банкротства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..2
1. ПОНЯТИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОРГАНИЗАЦИИ…………….5
1.1 Общие положения о банкротстве……………………………………………………………..5
1.2 Условия, критерии и причины банкротства………………………………………………8
1.3 Методические основы определения вероятности банкротства субъектов
Хозяйствования……………………………………………………………………………………………..13
2.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ БАНКРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ……..21
2.1 Экономическая сущность банкротства…………………………………………………..21
2.2 Причины и признаки неплатёжеспособности и банкротства российских предприятии……………………………………………………………………………………………………..27
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА ИСАНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………………………………….…34
3.1 Мероприятия по восстановлению платежеспособности
предприятия……………………………………………………………………………………………………..34
3.2 Принимаемые меры предотвращения банкротства
предприятия ………………………………………………………………………………………………..… 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа!эп - копия.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

     В соответствии со ст. 3п. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 ФЗ от 26.10.2002 г. признаками банкротства считается неспособность предприятия удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанности не исполнены им в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства предприятия-должника должен приниматься в расчет размер денежных обязательств, в том числе, размер денежной задолженности за переведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а так же обязательств перед учредителями должника-предприятия, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств[1].

При определении наличия признаков банкротства предприятия должны принимать в расчет размеры обязательных платежей (налогов, сборов), без учета установленных Федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.

Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к предприятию-должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления предотвращения банкротства и

санации  предприятия

3. 1. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия

    В настоящей  работе рассматриваются меры  финансового оздоровления предприятия  исходя из основной задачи - осуществления предприятием эффективной хозяйственной деятельности в будущем. При проведении финансового оздоровления предприятия следует использовать меры, которые способствовали бы максимальному сохранению имущественного комплекса, трудового коллектива и социальных гарантий.

      Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики и реализации.

     Реализация мер финансового оздоровления возможна только при соответствующем управлении предприятием. Управление предприятием в условиях кризиса в настоящее время многие авторы называют "антикризисным управлением".

       Антикризисное управление - это система управления предприятием, имеющая комплексный, системный характер и направленная на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.

   Целями антикризисной  политики предприятия являются:

1) обеспечение ликвидности  и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств;

2) получение прибыли  и уровня рентабельности, достаточного  для удовлетворения всех потребностей  основной, инвестиционной и финансовой  видов деятельности предприятия.

 

    В рамках  нормального управления критерии  принятия решений можно свести  к достижению стратегических  целей в долгосрочном аспекте  и максимизации прибыли в краткосрочном.  При переходе предприятия в  кризисное состояние долгосрочный  аспект теряет свою актуальность, а в краткосрочном аспекте критерием становится экономия денежных средств.

  Наступление неплатежеспособности означает для предприятия превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, то есть образование дефицита денежных средств.

    Рецепты финансового оздоровления предприятия", "сущность мер финансового оздоровления на данном этапе заключается в маневрировании денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневрирование осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис. Покрытие дефицита денежных средств на данном этапе должно быть осуществлено путем увеличения поступления денежных средств (максимизацией)." [3].       

  Для решения задачи  по восстановлению платежеспособности  необходимо совершенствовать или  создать платежный календарь;  превратить неликвидные активы  в денежные средства или погасить с их помощью краткосрочные обязательства предприятия; переоформить краткосрочную задолженность в долгосрочную, а также предпринять ряд других мер.

    Рассмотрим  более подробно эти меры.

 Управление платежеспособностью  предприятия представляет собой  одну из основных частей финансовой работы, направленную на регулирование потока платежей, поддержание необходимой ликвидности активов и эффективное использование временно свободных денежных средств. Профессиональное управление платежеспособностью предприятия способствует оптимизации структуры капитала, обеспечивает краткосрочные и долгосрочные пропорции между активами и обязательствами, предотвращает реальную угрозу банкротства.

 При управлении  платежеспособностью предприятия  особое значение обращается на  статьи баланса, отражающие наличие денег в кассе предприятия и на расчетном счете в банке. Эти сведения выражают совокупность имущества (денежных средств), имеющего абсолютную ликвидность по сравнению с другими видами имущества. В условиях финансового кризиса основной задачей управления платежеспособностью является немедленное изыскание денежных средств, необходимых для погашения краткосрочных обязательств предприятия.

     В этой  связи одним из оптимальных  способов управления платежеспособностью  предприятий считается ведение платежного календаря, разрабатываемого обычно на предстоящий период времени (с разбивкой по дням, неделям, декадам и т.п.) и состоящего из следующих разделов: график расходования денежных средств или график предстоящих платежей и график поступления денежных средств[18].

     На предприятии  возможно составление как отдельных  видов платежных календарей (налоговый  платежный календарь, платежный  календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию  кредита), так и платежного календаря по предприятию в целом.

      Использование платежного календаря позволяет выявить временной период, когда риск возникновения дефицита будет особенно велик, и заблаговременно принять соответствующие меры по снижению этого риска.

 В платежном календаре предприятия должны быть учтены текущие платежи и платежи по просроченной задолженности.

 Предприятие на  основании платежного календаря  должно определить дефицит денежных  средств, необходимых для выполнения  графика предстоящих платежей. Сумма такого дефицита является ориентиром при выборе способов его устранения.

 Увеличение денежных  средств предприятия может быть  достигнуто переводом активов  предприятия в денежную форму. 

 Целесообразно рассматривать  возможность реализации активов  предприятия и эффективность этих операций согласно последовательности, изложенной в Бухгалтерском балансе.

    Для того чтобы предприятие могло реально оценить возможность реализации своих активов, необходимо иметь достоверные данные об имеющемся имуществе. С этой целью проводится инвентаризация активов и пассивов предприятия. Также проводится инвентаризация краткосрочных обязательств для возможности определения точной суммы обязательств, которые необходимо погасить и суммы возможных штрафных санкций за просрочку оплаты указанных обязательств. Инвентаризации подлежит все имущество предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

    После проведения инвентаризации предприятию необходимо оценить возможности для реализации активов и эффективность такой реализации. Основное внимание при этом важно уделить анализу того, что именно представляют собой те или иные активы предприятия, и насколько эффективной будет их реализация для достижения задачи - устранения неплатежеспособности предприятия.

   Под нематериальными активами признаются объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности). В составе нематериальных активов также учитывается деловая репутация организации и расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада в уставный капитал организации[16].

   Таким образом, нематериальные активы являются тем имуществом предприятия, которое во многом определяет его деятельность и делает предприятие конкурентоспособным. Поэтому реализация нематериальных активов является нежелательной (даже в целях финансового оздоровления) и возможна только в качестве крайней меры.

   Основные средства (действующие, находящиеся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе) отражаются в Бухгалтерском балансе по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).

   Для реализации основных средств необходимо разделить основные средства по назначению: на производственные и непроизводственные. Такое деление производится по принципу реальной их необходимости для осуществления основной деятельности предприятия.

 Непроизводственные основные средства предприятию необходимо реализовать. Вырученные от реализации средства можно направить на погашение кредиторской задолженности, при этом предприятие избавляется от текущих расходов по содержанию этих средств.

   Предприятию лучше не допускать реализацию производственных основных средств, иначе предприятие лишается своих производственных мощностей. Такая ликвидация возможна только в качестве крайней меры.

   Предприятию необходимо  выделить незавершенное строительство  из состава материально-вещественных объектов его непроизводственной части.

 Продажа объектов  незавершенного строительства производственного  назначения означает остановку  ведущихся инвестиционных проектов (деинвестирование). Решение о деинвестировании  принимается на основе анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал, при этом стратегические соображения не играют определяющей роли.

   Объекты незавершенного строительства непроизводственного назначения должны быть реализованы в обязательном порядке.

   Доходные вложения в материальные ценности означают вложения предприятий в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые предприятием за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

    Указанное имущество нельзя реализовать по причине обременения данного имущества правом его пользования другим лицом. Однако, используя то, что данное имущество представляет интерес для лица, осуществляющего его пользование, возможно предложить данному лицу реализовать имущество со скидкой.

    Долгосрочными финансовыми вложениями могут быть инвестиции в дочерние и зависимые общества, инвестиции организации в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

 Реализация долгосрочных  финансовых вложений представляет  собой ликвидацию участия предприятия  в других предприятиях. Решение об этом принимается на основании анализа сроков и объема возврата средств на вложенный капитал.

 Запасы предприятия  представляют собой остатки материально-производственных  запасов, предназначенные для  использования при производстве  продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также другие материальные ценности. В составе запасов отражаются также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходы будущих периодов.

 Реализация остатков  сырья и материалов проводится  только в части, которая не  повлияет на нормальную деятельность  производства. Для этого необходимо  разделяются остатки на производственные  и непроизводственные, и определяется  норматив (если такой норматив не установлен) остатков производственных материалов, необходимых для осуществления производственной деятельности предприятия.

  Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) анализируются на предмет превращения указанных затрат в дебиторскую задолженность (сдача выполненных работ заказчику или предъявления издержек обращения покупателям) или готовую продукцию (выпуск из производства готовой продукции).

  Готовая продукция и товары для перепродажи реализуются даже при наличии неблагоприятной конъюнктуры для их продажи. Даже если предприятие получит убыток от реализации готовой продукции и товаров, оно тем не менее выигрывает, поскольку получает денежные средства и погашает с их помощью определенную часть кредиторской задолженности, тем самым уменьшая риск банкротства.

  Такой вид активов, как информация по строке "товары отгруженные", в Бухгалтерском балансе необходимо проанализировать в том плане, на основании какого отсутствующего условия (или условий) не была признана выручка от продажи. После этого необходимо создать возможность для признания выручки от продажи и погасить возникшую дебиторскую задолженность.

 Расходы будущих  периодов - это расходы, произведенные  в данном отчетном периоде,  но относящиеся к будущим отчетным  периодам. Здесь необходимо проанализировать возможность предъявления данных расходов третьим лицам. Иначе эти расходы списываются на затраты предприятия.

 Статья "прочие  расходы и затраты" показывает  стоимость материально-производственных  ценностей и признанных предприятием расходов, не нашедших отражения в предыдущих строках группы статей "запасы" Бухгалтерского баланса. Продать "прочие расходы и затраты" представляется очень сложным и маловероятным.

Информация о работе Банкротство предприятий в России