Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:25, реферат

Краткое описание

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Занятость измеряется количеством взрослых работников с 16 лет и старше, которые имеют работу. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Вложенные файлы: 1 файл

безработица.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

    Проблему  безработицы также усугубляет трудное  материальное положение, толкающее  искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

    В соответствии с уже накопленным  службой занятости опытом и мнением экспертов, увеличению числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:

  • подавление  безработицы (досрочные  проводы  на  пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
  • частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
  • условная безработица (непостоянная работа);
  • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
  • потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
  • безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
  • безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
  • вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
  • безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
  • безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
  • безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
  • безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
  • первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
  • безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
  • безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
  • безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
  • безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
  • безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
  • безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  • безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
  • безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
  • безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
 

    Здесь перечислены далеко не все реально  существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа – постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа – люди, прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

2.2 Последствия безработицы

    Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной  проблемой. Социально-экономические  последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.   

        Действительно, в переходный период  единственным средством побудить  большие массы людей перемещаться  в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости. 9

        Очень часто оценивается лишь  экономический эффект безработицы  в виде количества высвобожденных  работников и сумм выплаченных  пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

    Появляется  не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в  экономике (от снижения количества отработанного  времени, падения интенсивности  и производительности труда), но и  прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

        Можно предложить развернутую  классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного  и положительного влияния на  систему. 

    I. Социальные последствия безработицы

    Отрицательные

    1. Обострение криминогенной ситуации.

    2. Усиление социальной напряженности. 

    3. Рост количества физических и  душевных заболеваний. 

    4. Увеличение социальной дифференциации.

    5. Снижение трудовой активности.

    Положительные

    1. Повышение социальной ценности  рабочего места. 

    2. Увеличение личного свободного  времени. 

    3. Возрастание свободы выбора места  работы.

    4. Увеличение социальной значимости  и ценности труда.  

    II. Экономические последствия  безработицы 

    Отрицательные

    1. Обесценивание последствий обучения.

    2. Сокращение производства.

    3. Затраты на помощь безработным. 

    4. Утрата квалификации.

    5. Снижение жизненного уровня.

    6. Недопроизводство национального  дохода.

    7. Снижение налоговых поступлений. 

    Положительные

    1. Создание резерва рабочей силы  для структурной перестройки  экономики. 

    2. Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей  к труду. 

    3. Перерыв в занятости для переобучения  и повышения уровня образования. 

    4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.10 

       Безработица – опасное  и   в  политическом  отношении   явление.  На  волне  массовой  безработицы  возникли  самые   реакционные  в  истории   человечества  политические  режимы (примером  может  служить   приход к власти  Гитлера  в  Германии  и  Пиночета в  Чили).

        Серьёзность  экономических,  социальных  и  политических  последствий  безработицы   служит  основанием   для   включения  в  число   основных  макроэкономических  функций   государства  политики  регулирования  ранка  труда  и  стабилизации  занятости.  

3.1 Общие меры по  борьбе с безработицей 

    Абсолютно ясно одно: с безработицей можно  и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы  борьбы  определяет  концепция,  которой  руководствуется  правительство  конкретной  страны.

    Общие меры по сокращению безработицы следующие:

    1.Трудоустройство  непосредственно на предприятии  путем создания новых рабочих  мест (расширение или создание  подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

    2.Организация  общественных работ (благоустройство  территорий, лесных массивов и  городских улиц, работа на овощных  базах, по уборке сельскохозяйственной  продукции);

    3.Поощрение  частного предпринимательства и  стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

    4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям  и профессиям

    5. Использование гибких форм занятости  ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

    6. Широкая информация населения  о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д.11

3.2 Борьба с безработицей  в России 

    А мы, опять  же, возьмем как пример Россию и  рассмотрим, какие именно меры следует предпринимать, чтобы в нашей стране безработица стала менее острой проблемой.

    При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

    В социально - трудовой политике первоначально  превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

    Поддержание доходов на минимальном уровне стало  целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства  « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации  в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы,  отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

    В связи с рыночными изменениями  наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

    Вместе  с тем увеличивалась вынужденная  безработица, порожденная новыми условиями  функционирования предприятий и  формами найма. Высвобожденные по экономическим  мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Информация о работе Безработица