Безработица и её проблемы в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:16, научная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

Глава 1. Безработица: сущность, причины, типы.
Сущность безработицы ………………………………………..
Причины безработицы ………………………………………..
Типы безработицы ……………………………………………..
Глава 2. Особенности безработицы в РБ …………………………
Глава 3. Пути преодоления безработицы в РБ……………………
Заключение ………………………………………………………...
Список используемой литературы ………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь зарубежные специалисты многое не могут понять в нашей экономике. Например, кто станет регистрироваться в службе занятости, если средний размер пособия по безработице составляет менее 13 долларов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь.

 

Государственную программу предусматривается реализовать  по следующим основным направлениям:

1.осуществление мониторинга состояния рынка труда;

2.содействие нанимателям в структурной перестройке экономики;

3.содействие самостоятельной занятости безработных;

4.обеспечение занятости молодежи;

5.профессиональная реабилитация и содействие в трудоустройстве инвалидов;

6.содействие в трудоустройстве граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;

7.содействие занятости женщин;

8.содействие занятости длительно неработающих граждан;

9.обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, сельской местности;

10.совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;

11.информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения;

12.обеспечение социальных выплат безработным.

Приоритетное  внимание в Государственной программе  уделено мониторингу состояния  рынка труда, в том числе организаций, оказывающих значительное влияние  на региональные рынки труда, по вопросам использования рабочего времени  на производстве, организаций, неплатежеспособность которых приобретает или имеет устойчивый характер, а также организаций, подлежащих приватизации.

Национальным  статистическим комитетом начиная  с 2012 года будет проводиться выборочное обследование домашних хозяйств по вопросам занятости населения с использованием методологии Международной организации труда, что позволит выявлять категории трудоспособных граждан, не занятых в экономике, объективно оценивать трудовые ресурсы, а также возможные резервы для включения в экономическую деятельность.

Содействие  нанимателям в структурной перестройке  экономики планируется осуществлять путем оказания помощи в выявлении  потенциально избыточной численности  персонала, разработке планов реструктуризации организаций с реализацией упреждающих мер, направленных на минимизацию социальных издержек для работников, находящихся под риском увольнения, и их дальнейшее трудоустройство на новые рабочие места.

Совместно с  ПРООН предусматривается реализация проектов международной технической  помощи "Содействие социально-ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь", "Социальная интеграция и достойная занятость людей с ограниченными возможностями".

Планируется дальнейшее стимулирование нанимателей, создающих  новые рабочие места для трудоустройства на них граждан в наукоемких и высокотехнологичных производствах, в том числе в сфере востребованных услуг, путем предоставления им бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее - Фонд), а также разработка механизма по трудовой реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, за счет субсидирования таких рабочих мест из средств Фонда.

Для обеспечения  необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой будет осуществляться регулирование внешней трудовой миграции посредством организации мониторинга миграционных процессов в сфере трудовых ресурсов, контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по трудоустройству граждан Республики Беларусь за рубежом, согласования разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, подготовки перечня профессий рабочих и должностей служащих, потребность в работниках по которым в республике не удовлетворяется.

Органами по труду, занятости и социальной защите совместно с заинтересованными  будут выработаны механизмы микрофинансирования  безработных, желающих организовать предпринимательскую  деятельность.

Особое внимание в Государственной программе  уделено интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. В частности, предусматривается обеспечить:

развитие системы  профессиональной ориентации, направленной на повышение престижа рабочих профессий, а также формирование у учащихся намерений приобрести такие профессии;

взаимодействие  органов по труду, занятости и  социальной защите и медико-реабилитационных экспертных комиссий, которое будет  способствовать выполнению инвалидами индивидуальных программ профессиональной и трудовой реабилитации;

разработку  и реализацию механизма создания рабочих мест, в том числе с  использованием надомного труда, для  инвалидов, лиц с умственными  и множественными нарушениями развития на базе производственно-торгового  частного унитарного предприятия "Центр социальных работ" общественного объединения "Белорусский фонд милосердия и здоровья".

Будут приняты  меры по повышению конкурентоспособности  на рынке труда граждан, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет, путем направления таких  граждан на профессиональное обучение на условиях, предусмотренных для безработных.

Мероприятия по обеспечению занятости населения  в малых, средних городских поселениях и районах республики с наиболее сложной ситуацией на рынке труда  планируется реализовать в рамках областных программ содействия занятости населения.

Кроме того, будут  приняты меры по обеспечению занятости  населения еще в 7 регионах - в  Лунинецком, Столинском и Пинском  районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области, определенные в Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. N 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 80, 1/11503).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Проблема роста  безработицы обостряется сегодня  в большинстве стран мира. Например, в наиболее благополучных странах, входящих в организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, средний уровень безработицы в 2012 г. составил около 7%, в странах ЕС - около 11,5%.

Необходимо  отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров  и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

В этой связи  одной из функций государства  становится регулирование занятости, устранение негативных последствий  безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).

Понятно, что  безработица была, есть и будет  и поэтому задача   государственных  органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

    Как   уже отмечалось, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, одназначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1. Безработица,  структурная перестройка экономики  и рынок труда  Восточной  Европе и России.- М., 1995.

2. Борисова Н.  Рынок труда Беларуси.//Белорусский  банковский бюллетень.-2002.-№30.

3. Ванкевич Е.  В. Безработица в Беларуси: особенности  изучения и управления.//Белорусский экономический журнал.-2001.-№4.

4. Ванкевич Е.  В. Экономические отношения занятости:  закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000.

5. Вишневская  Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9-С.52-61.

6. Ивашковский  С. Н. Экономика: микро- и  макроанализ. - М.: Дело, 1999-360 с.

7. Кейнс Дж. М.  Общая теория занятости, процента  и денег.- М., 1948.

8. Количество  безработных будет расти. //Национальная  экономическая газета.-2002.-№69.

9. Кохно П., Молева  С. Современная ситуация на  рынке труда Беларуси и России. // Общество и экономика.-2000.-№5-6.-С.257-266.

10. Макконнелл  К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.

11. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь.2000 г. Мн.: Комитет по занятости населения при министерстве труда Республики Беларусь, 2001.

12. Макроэкономика./Под  ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое  знание, 2002.

13. Прогнозы  и реалии. О работе народного  хозяйства страны в январе-апреле 2001 г.//Национальная экономическая газета.2001. 12 июня.

14.Работа есть. Но не для всех и не везде.//Национальная  экономическая газета.-2001.-№9.

15. Рынок труда,  занятость населения, экономика  ресурсов для труда./ Под ред.  А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.

16. Слезингер  Г. Э. Труд в условиях рыночной  экономики. - М.: ИНФРА-М, 1996.

17. Сигарева  Е.П. Безработные в структуре  общества.//СОЦИС.-1998.-№7.

18. Сиденко А.В., Башкатов Б. И., Матвеева В.М.  Международная статистика.-М.: Издательство “ Дело и Сервис”, 1999. Гл.4.

19. Самуэльсон  П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: “Издательство Биноли”,1997.Гл.29.

20. Экономическая  энциклопедия.-М., 1972.

21. Эренберг  Р. Дж. , Смит Р.С. Современная  экономика труда. Теория и государственная  политика./Под ред. Р.П. Колосовой и др.-М., 1996.

22. Экономика  труда./Под общей ред. В.В. Адамчука.-М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.

23. Экономика  труда./Под ред. Проф. А.И.Рофе.-М.: Издательство”МИК”, 2000.

24. Экономика  России./Отв. ред. канд. эк. наук  Б.М. Маклярский.-М.:Международные отношения, 2001.

25. www.communist.ru   

26. http://www.afn.by/

 




Информация о работе Безработица и её проблемы в РБ