Безработица и политика занятости в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 06:56, реферат

Краткое описание

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям
связан с большими трудностями, возникновением многих социально- экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Формы безработицы и их специфика………………………………………..4
3. Причины безработицы в переходной экономике…………………………....6
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе……………8
5. Государственная служба занятости населения и ее функции……………..10
6. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест…………12
7. Заключение…………………………………………………………………….15
8. Список литературы…………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица и политика занятости в современной Росси.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения. С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

  В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости. Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.  Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

  Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены  в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать по крайней мере восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.              

 

1.     На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась  как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными  силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ.

2.     В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего  ЦЗ может превышать 80 км.

3.     Закон о занятости  включает положение о том, что  граждане России,

получающие  выходное пособие от предприятия, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.

4.     Предполагается, что  предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий  нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном  положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.

5.     Возможности ЦЗ по  трудоустройству безработных ограничены. Обследование промышленных предприятий, проведенное в июле 1993 г., показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.

6.     Вероятность получения  пособия по безработице для  обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.

7.     Переподготовка безработных  через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.

8.     В последние годы  увеличилось число работников, которые  находятся в

административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая  тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного  налогообложения фонда оплаты труда.

доля составит 27%. Сокращение на десять процентных пунктов означает, что либо уменьшится численность  безработных, либо значительно возрастет сумма средств, аккумулируемых  в фондах занятости. Но эти предположения

маловероятны , поскольку экономический кризис в стране продолжается, и число простаивающих, некредитоспособных предприятий растет. Следовательно, сокращается и налогооблагаемая база для отчислений в фонды занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная служба занятости населения, и ее функции.

 

  Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости. В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.  

  Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

  Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

 

     Функции службы занятости многообразны:

 

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,

информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам

трудоустройства;

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и

работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о

требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям

- в подборе необходимых работников;

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения

квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных

 

заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения

достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в

промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% -

высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий

работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и

переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том

числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное

образование".

 

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве

высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы

профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса

различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров

профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости.

7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый

человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих

обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый

человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать

на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан,

трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на

весь период обучения стипендии;

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице

и приостановление выплаты этих пособий;

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных

рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и

лицензий;

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая

финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных

групп населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест.

 

  Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться

на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о

занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и

свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки,

повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

  Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект,  но в

региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы,  не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные  программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии  с программами Правительства РФ «Развитие

реформ и стабилизация  российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и

развитие  российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров

важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения  рабочих мест и рабочей силы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.    Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением  работников и устойчивой хронической безработицей. Вместе с тем получила  развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности  труда.

  Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

 

· финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного

государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости.  При нынешней ставке социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3%.

 

· социальному, в соответствии с которым общество устанавливает  порог

естественного уровня безработицы, непревышение которого должно  стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

 

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения  имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное  развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование  рынка рабочей силы может протекать по-разному. В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г.  утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно- методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ.

Информация о работе Безработица и политика занятости в современной России