Безработица как социально-экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы будет анализ рынка труда и проблем безработицы в России.
Задачами в работе являются: раскрыть теоретические основы безработицы; провести анализ структуры безработицы в России; показать безработица как социально-экономическое явление; отметить причины безработицы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Безработица: теоретические основы и проявления………..4
1.1. Понятие безработицы и причины ее образования………………...4
1.2. Типы безработицы……………………………………………………8
ГЛАВА 2. Безработица как социально-экономическое явление……...12
2.1. Динамика и структура безработицы в России…………………….12
2.2. Пути снижения безработицы в России……………………………..16
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………..

Вложенные файлы: 6 файлов

безработица .doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает  противоречия экономического роста  прежде всего за счет трудящихся. Циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике.

Фактически такая стабильная безработица может быть названа  скорее застойной, нежели циклической.

Застойная безработица наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности. Такая безработица включает работников, потерявших надежду найти работу, а подчас и не ищущих ее.

Добровольная  безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.

Суть скрытой безработицы в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Скрытая безработица является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью.

Таким образом, безработица  является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость  – нонсенс, не совместимый с идеей  рыночного хозяйства. Экономисты считают  фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы [7, с.12].

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

2.1. Динамика и структура  безработицы в России

 

С безработицей, как социально-экономическим явлением, сталкивается любое государство и общество. Безработица приводит к серьезным экономическим и социальным издержкам. Одним из главных негативных проявлений последствий безработицы является нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, сокращение экономического потенциала. Следовательно, безработица - это тормоз в развитии общества и недоиспользования производственных возможностей. В итоге в стране происходит снижение экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта [14, с.369].

Безработица влечет за собой недопроизводство валового национального продукта происходит снижение уровня благосостояния человека. Безработица приводит к потере работниками  квалификации и профессиональных навыков. Она способна сломать судьбы многих людей. Те, кто остается без работы на долгие годы, со временем теряют надежду когда-нибудь снова обрести ее. Люди утрачивают чувство самоуважения. Происходит разрушение моральных устоев. Распадаются семьи. Общество деградирует.

Любое общество стремится оптимально использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы с целью реализации производственного потенциала. Неполное привлечение ресурсов расценивается как неудачный для данного общества выбор, поскольку нарушается принцип эффективного использования производственных ресурсов. Чрезмерная безработица, без сомнения, отрицательно отражается на всей экономике страна. Повышение уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, обостряет отношения в семьях, может вызвать социальную напряженность в обществе [14, с.370].

Росстат подвел итоги выборочного  обследования населения по проблемам  занятости по состоянию на вторую неделю октября 2012 года. Численность  экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2012г. составила 75,5 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны [14, с. 391].

В численности экономически активного  населения 71,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью  и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) (см. приложение 4).

Уровень безработицы (отношение численности  безработных к численности экономически активного населения) в октябре 2012г. составил 5,3% (без исключения сезонного фактора).

По сравнению с сентябрем 2012г. численность занятого населения  в октябре уменьшилась на 686 тыс.человек, или на 1%, численность безработных  увеличилась на 38 тыс.человек, или на 1%. По сравнению с октябрем 2011г. численность занятого населения выросла на 673 тыс.человек, или на 1%, численность безработных сократилась на 782 тыс.человек, или на 16,3% [14, с.296].

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,1 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце октября 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 987 тыс. человек, что на 3,4% меньше по сравнению с сентябрем 2012 года [14, с. 297].

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости в октябре 2012г., 72% безработных  искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в октябре 2011г. - 68%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем 142 женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в октябре 2012г. составила 24,9%, среди безработных женщин - 31,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в октябре 2012 г. его использовали 61,2% безработных.

Безработица по полу и  виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в  октябре 2012г. составила 45,2%, доля городских жителей - 61,2% [14, с. 298]. 

Безработица городского и сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В октябре 2012г. это превышение составило 1,9 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в октябре 2012г. составил 34,5 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 30,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,9%, 20-24 лет - 25,8%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (25,1%) и 20-24 лет (13,9%). По сравнению с октябрем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 8,5 процентных пункта, в возрасте 20-24 лет - увеличился на 1,1 процентный пункт [14, с. 299].

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в октябре 2012г. составил 14,9%, в том  числе среди городского населения - 13,2%, среди сельского населения - 19,0%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,8 раза, в том числе среди городского населения - 4,3 раза, сельского населения - 3,5 раза [14, с.300].

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 33,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,1% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей  доля застойной безработицы составила 33,3%, среди городских - 26,4%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 32,1% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2012г. их численность  по сравнению с октябрем 2011г. увеличилась  на 64 тыс.человек, или на 5,2% и составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,2% составляет молодежь до 20 лет, 52,3% - от 20 до 24 лет, 17,4% - от 25 до 29 лет [14, с. 301]. 

В октябре 2012г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением 143 по собственному желанию - 24,1% (в октябре 2011г. - соответственно 19,1% и 23,8%).

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе [14, с.303].

Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными  причинами, используются разные меры борьбы. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как: выплата пособий по безработице, создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают: усовершенствование системы  сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих  мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах), создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной  безработицей используются такие меры как: создание государственных служб  и учреждений по переподготовке и  переквалификации, помощь частным службам  такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются: проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы, создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

В целом по Российской Федерации число безработных не увеличивается, но и резкого снижения не наблюдается. Но если обратить внимание на отдельные регионы и сравнить их между собой, то получается, что между центральными и периферийными регионами весомая разница. Так  например, по недавно опубликованным статьям по уровню безработицы на 2012 г., в малоразвитых регионах количество безработных достигает до 123,8 тыс.чел. (Республика Ингушетия), а уровень безработицы – 49,1%, тогда как, например, в городе Москва безработных 62,5 тыс.чел., а уровень равен 1%.

Такая ситуация остается на протяжение нескольких лет и в  целом не меняется. Отсюда и растут внутренние миграционные потоки, ухудшение уровня жизни, повышение преступности, как в развитых, так и в отсталых  странах. На 2012 год зафиксировано 4773,2 тысяч безработных и 6,3%  оставляет уровень безработицы, в общем, по России. Этот показатель можно

считать положительным, если сравнивать его с показателем  Европейского

Союза, в котором уровень  достигает 22,6% [14, с. 304].

2.3. Пути снижения безработицы в России

 

Законодательное регулирование  занятости и безработицы в  России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» [2], а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ [3].

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения  по возможности предложить ему два  варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

Политикой государства разрабатываются законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

  1. для стимулирования роста занятости, увеличения числа рабочих мест используются: льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  4. разрешение трудовой эмиграции;
  5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости  населения совершенствуется нормативная  база по содействию безработным в  организации предпринимательской  деятельности.

Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года №57 внесены  изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости» [].

В настоящее время  безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право  на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости [6, с.50].

приложение 1.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

приложение 2.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

приложение 3.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

приложение 4.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

содержание.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление