Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса бюджетной политики Российской Федерации, изучение ее изменения в процессе эволюции и реформировании бюджетной системы страны.
Реализация указанной цели потребовала постановки и решения целого ряда взаимосвязанных задач;
Дать определение бюджетной системе;
изучить советский опыт становления бюджетной системы и бюджетную политику в условиях административно-командной экономики СССР;
определить особенности бюджетной политики 1991-2000 годов;
пронаблюдать бюджетную политику в 2010-2011 годах;
выявить основные направления политики на плановы й период 2012-2014 годов;

Содержание

Введение 3
Бюджетная система. Теоретические основы ее изучения 4
Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы. 4
Развитие взглядов экономистов-теоретиков на роль государства в экономике. 5
Бюджетный процесс в РФ 11
Бюджетная система и политика в советской и постсоветской России 13
Советский опыт становления системы, бюджетная политика в условиях административно-командной экономике СССР 13
Особенности бюджетной политики 1991-2000 гг. 19
Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 22
Плановый период 2012-2014гг. 23
Заключение 25
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 71.73 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Доходы федерального бюджета (в среднем за период, в % к ВВП) 

    Основными статьями расходов бюджета были расходы  на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в  развитии расходов бюджета сохранилась  и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему  СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд. руб. или 69% всех ресурсов единого  финансового плана. Остальная часть  ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась между отдельными отраслями народного хозяйства.13 
 
 

Периоды 1 2 3 4 5
Вице-премьеры, курировавшие финансовую политику А. Шохин А. Чубайс В. Каданников В. Потанин,

А. Лившиц

А. Чубайс
Министры  финансов С. Дубинин В. Пансков В. Пансков А. Лившиц А. Чубайс
     Месяцы, годы 

Показатели

февраль-декабрь 

1994 г.

январь-декабрь 1995 г. январь-август 1996 г. сентябрь 1996-март 1997 гг. Апрель-ноябрь 1997 г.
Расходы федерального бюджета в % к ВВП 23,2 17,4 18,0 21,1 16,0
Просроченная  задолженность по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования на конец периода:
млрд. руб. 915 2736 6107 11305 4940
во  всей задолженности по оплате труда:  
17,3
 
17,3
 
17,0
 
21,5
 
10,1
в фонде  оплаты труда, % 4,4 6,6 14,9 27,7 9,1
Прирост просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования:
за  период,

млрд. руб. 

548 1822 3371 5198 -6365
 
в среднем  за месяц, млрд. руб. в ценах сентября 1994 г.  
 
 
-18
 
 
 
69
 
 
 
419
 
 
 
675
 
 
 
-762
Индекс  просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования:
в текущих  ценах 249,8 747,5 1668,6 8088,8 1349,0
в постоянных ценах 93,6 121,0 232,4 389,5 161,5
Среднемесячные  темпы прироста просроченной задолженности  по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования за период, %:
в текущих  ценах 8,7 9,6 10,6 9,2 -8,8
в постоянных ценах -0,6 2,2 8,5 7,7 -9,3
Просроченная  задолженность покупателей по государственным  заказам на конец периода, млрд. руб.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7483
 
 
 
 
 
 
9868
 
 
 
 
 
 
12779
 
 
 
 
 
 
10456
Темпы прироста просроченной задолженности  покупателей по государственным  заказам в постоянных ценах в среднем за месяц, %  
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
1,6
 
 
 
 
 
 
 
 
2,3
 
 
 
 
 
 
 
 
-3,3

Таблица 2. Выполнение бюджетных обязательств 

    В рамках системы централизованного  планирования в бывшем Советском  Союзе государственный бюджет и  централизованные фонды отраслевых министерств осуществляли массированное  перераспределение ресурсов между  государственными предприятиями согласно предписаниям народнохозяйственного  плана страны. Формирование и осуществление  бюджетной политики в СССР характеризовалось  централизацией средств в союзном бюджете, что должно было обеспечить соответствие этой политики целям выполнения плановых заданий.

    Структура доходов бюджета в течение  всего послевоенного периода  менялась весьма незначительно. Доходная база государственного бюджета СССР формировалась за счет следующих  источников:

  • платежи из прибыли (отчисления от прибыли) государственных предприятий и организаций, плата за основные производственные и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные платежи), свободный остаток прибыли;
  • платежи из доходов предприятий (подоходный налог с кооперативных предприятий и организаций, подоходный налог с колхозов, лесной доход, плата за воду);
  • платежи, включаемые в себестоимость (отчисления на геолого-разведочные работы);
  • сборы и платежи за оказываемые государственными организациями услуги (государственная пошлина, сбор ГАИ, другие сборы и неналоговые платежи); платежи, уплачиваемые населением (подоходный налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан), сельскохозяйственный налог (платили колхозники, владельцы приусадебных участков), налог с владельцев строений, земельный налог (не платили колхозы и граждане, облагавшиеся сельскохозяйственным налогом), налог с владельцев транспортных средств.

    Принятый в октябре 1991г. Закон "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" провозгласил независимость бюджетов всех уровней власти. Формально был положен конец автоматическому покрытию дефицита бюджетов нижестоящего уровня из вышестоящего. Все территориальные органы власти получили право сохранять за собой неизрасходованные к концу года остатки бюджетных средств.14

2.2. Особенности бюджетной  политики 1991-2000 годов. 

    Отказ во второй половине 80-х годов от монополии  государственной собственности  на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной финансовой политики СССР. В 1991-1996 гг. Стала проводиться  принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании  элементов рыночного механизма  и системе государственного регулирования  экономики.

    Основа  новой бюджетной политики - это  признание свободы предпринимательской  деятельности, введение разнообразных  форм хозяйствования, приватизация государственной  собственности и переход к  смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и  государственных хозяйствующих  субъектов. Был разработан принципиально  новый финансовый механизм, основанный на отказе государства от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводе их на  налоговую основу, которая  ставит заслон произвольному изъятию  доходов.  Снижение налогового изъятия  стало возможно только при сокращении расходов бюджета.

    Проблема  изменения расходов бюджета имела  два главных аспекта:

  • сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита;
  • изменение порядка предоставления бюджетных средств.

    В этот период получила новое направление  система государственного кредита. Государство стало использовать его рыночные формы - различные формы  краткосрочных и среднесрочных  государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.

    Изменилась  и организация бюджетной системы. На смену централизованной бюджетной  системы пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности  и равноправии бюджетов всех уровней.

    Большое значение в плане активизации  финансовой политики приобрело изменение  практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более широкое развитие получает горизонтальное перераспределение  средств, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между  экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

    Широкое распространение получила система  внебюджетных фондов государства. Она  позволила сконцентрировать необходимые  средства для целевого финансирования социальных расходов (Негосударственные  пенсионные фонды). Кардинально изменилась система управления финансами. На смену  единому органу управления - Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный  таможенный комитет и другие. Наряду с развитием государственных  органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский  финансовый контроль.

    Процесс совершенствования финансовой политики на данном этапе носит постоянный характер.15 В 1995 - 1998 гг. намечен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой политики. Основная задача на этом этапе - снижение дефицита федерального бюджета до уровня 3% ВВП, снижение темпов инфляции. Основная задача следующего этапа (с 1998 г.) по мере накопления финансовых ресурсов - полная сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.

    В этот же период проведена  налоговая  реформа, направленная на укрепление налоговой  системы и улучшение реального  формирования доходов бюджета. Продолжалась государственная поддержка структурной  перестройки экономики посредством  проведения льготной налоговой и  кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные  средства, направленные на инвестиции, предоставлялись в первую очередь  для промышленных высокоэффективных  проектов на конкурсной основе. Предоставление государственных гарантий производилось  в рамках имеющихся бюджетных  средств, расширялась практика применения инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики государства. Дальнейшее развитие получили и  расходы бюджета на социальные нужды и совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации. Для этого проведена бюджетная реформа:

  • реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и равноправия всех бюджетов;
  • установление регламента бюджетного процесса; уточнение системы межбюджетных отношений;
  • укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

    Большое внимание было уделено развитию и  регулированию рынка ценных бумаг. Предстояло найти оптимальное сочетание  обращения на этом рынке государственных  и корпоративных ценных бумаг, что  позволило бы, с одной стороны, обеспечить потребности государства  в средствах покрытия бюджетного дефицита, а с другой стороны, создало  бы условия для нормального перелива финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проблемы - установление государственного контроля за финансовым рынком, который обеспечил бы защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.

    Постоянные  изменения в долевом распределении  доходов от НДС (от 20% до 50%) производились  в основном на субъективной основе, без разработки единого метода их определения. Так в 1993г. норматив отчислений от НДС в бюджеты относительно благополучных регионов был утвержден  в размере 20%, а в бюджеты дотационных  регионов, 50%. Причем, в обоих случаях  размер этих отчислений выбирался произвольно  и не обосновывался соответствующими расчетами. В результате из 89 бюджетов субъектов Федерации 25 получили отчисления от НДС в размере 20%, 57 - в размере 50%, 7 - в размере до 48%. Таким образом, применение данной методологии привело  к тому, что 64% бюджетов субъектов  Федерации оказались дотационными. Надуманность применения подобных нормативов подтверждается и тем, что практически  ни один из субъектов Федерации не использовал такую методологию  при горизонтальном распределении  доходов между собственным бюджетом и местными бюджетами.16

2.3. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года

     Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению  экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

     Внесены изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок, ведется плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

    Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.

    В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильем более 120 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. В 2011 году получат новое жилье еще около 40 тысяч ветеранов, которые встали на учет до 1 января 2011 г.

    В 2010 году была принята и начала реализовываться Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов.

    Началась работа по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных закупок, которая должна исправить недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного завышения цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках  для государственных и муниципальных нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной контрактной системы.

    Начался переход на программный принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждены перечень государственных программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.

Информация о работе Бюджетная политика РФ