Валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 07:54, реферат

Краткое описание

Необходимым условием нормальногоразвития государства является обеспечение безопасности общества в условиях рыночныхотношений. С развитием рыночных отношений государство перестает нести ответственностьза возмещение ущерба хозяйствующих субъектов и граждан в случае неблагоприятныхсобытий, стихийных бедствий и катастроф. Инструментом, способным возмещать возникающиеубытки и потери в процессе рыночных отношений является страхование.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

При обращении за лицензиейстраховщики подают в органы страхового надзора комплект документов, которые проверяютсяна соответствие требованиям законодательства, а также с точки зрения их экономическогосодержания, соответствия представленных страховщиком расчетов и планов принятымнормам финансовой устойчивости. В большинстве стран проверяются:

— учредительные документыкомпании и документы, подтверждающие ее государственную регистрацию;

— справки банков или иныедокументы, подтверждающие оплату уставного капитала (размер уставного капитала особенноважен для вновь создаваемых компаний, так как они еще не вели страховую деятельностьи, следовательно, не сформировали резервы), а также наличие других активов;

— «входной» баланс (для вновьсозданных страховщиков) или текущую финансовую отчетность, включая расчет соответствияактивов и обязательств (для действующих);

— план развития страховыхопераций на ближайшую перспективу (в разных странах на 1—3 года), отражающий предполагаемыеобъемы поступлений по видам страхования, а также (в некоторых странах) планируемыеактивы в покрытие обязательств по заключаемым договорам;

— правила или условия страхованияпо видам страхования;

— типовые формы договоровстрахования (полисов);

— математически и статистическиобоснованные системы тарифных ставок;

— порядок формирования и размещениястраховых резервов, а также в некоторых странах условия осуществления предупредительныхмероприятий;

— планы перестрахования, втом числе иногда (например, в Великобритании) с приложением договоров перестрахования;

— сведения об управленческомсоставе компании и (в некоторых странах, в частности в Великобритании и США) сведенияо предполагаемых посредниках и каналах сбыта.

Кроме того, в некоторых странах(в частности, в Великобритании, Германии и др.) при обращении за лицензией новыекомпании предоставляют документы, подтверждающие, что в компании должности руководителейи ключевых сотрудников занимают специалисты, по своей профессиональной подготовкесоответствующие требованиям национального и международного страхового рынка, неподвергавшиеся судебным преследованиям в связи с нарушениями законодательства. Иногдадаже требуется представить рекомендательное письмо от какого-либо известного в финансово-кредитнойсфере лица.

Регулированию на стадии лицензированияподвергается прежде всего страховой продукт. Основу этого процесса составляет утверждениеусловий (правил) страхования. К решению этой задачи есть два принципиальных подхода.Первый — утверждение правил каждой страховой компании в индивидуальном порядке (такоеположение существует сейчас в США и других странах, а также в России). Второй подход— работа всех страховщиков на основе типовых правил по каждому виду страхования.Если компания хочет проводить страхование рисков, не предусмотренных типовыми правилами,ввести дополнительные условия или заниматься новым видом страхования, по которомунет типовых правил, она может в установленном порядке подать документы на утверждениеспециальных условий страхования.

Самый характерный пример такогоподхода — Германия (условия страхования по каждому виду утверждаются там на федеральномуровне и имеют силу закона). Кроме того, типовые правила широко применяются во Франции,Канаде и других странах. Согласно директивам ЕС не утверждаются типовые условияимущественного страхования крупных рисков, а также некоторых транспортных видов.Таким образом, за страховой компанией остается право предлагать дифференцированнуюстраховую защиту для разных объектов (при условии утверждения всех отклонений отстандартных правил в органах страхового надзора).

На стадии лицензирования осуществляетсярегулирование содержания договоров страхования. Оно может иметь различную степеньдетализации:

— отсутствие деятельностиорганов надзора по предварительной проверке содержания договоров (полисов) — Великобританияи др.;

— предварительная проверкатиповых договоров (полисов) на факт наличия существенных условий — Франция и др.;

— предварительное утверждениесодержания стандартных форм договоров (полисов) с точки зрения всех условий — Германия.

К существенным условиям договорастрахования, без наличия которых он не имеет юридической силы, законодательствабольшинства стран (в том числе и России) относят стороны договора, застрахованныериски, страховые суммы и сроки действия договора. Эти существенные условия обязательныдля договоров во всех странах, причем в некоторых (например, в Германии) их переченьшире, а в других (в частности, в Великобритании), напротив, не существует никакихконкретных обязательных условий договора.

Регулированию в процессе лицензированиячастично могут подвергаться и ценовые условия договора страхования, т.е. страховыетарифы. Слишком высокие тарифы ущемляют интересы страхователя в случаях недобросовестнойконкуренции или ведомственной подчиненности страховщиков, слишком низкие—опасныдля финансовой устойчивости страховщика, иногда служат орудием демпинга для захватарынка и монополизации. Регулирование тарифов затем продолжается и в ходе контролядействующей компании. В отличие от других отраслей и товарных рынков в страхованииконтролем за ценовой политикой занимаются не столько антимонопольные органы, сколькоименно органы страхового надзора. В практике некоторых стран в течение долгого временитарифные ставки или жесткие рамки их колебаний устанавливались непосредственно органамистрахового надзора. Иногда функции регулирования тарифных ставок передаются государствомобъединениям страховщиков (саморегулируемым организациям). В конце 80-х — начале90-х годов большинство стран отказалось от прямого контроля за тарифами.

Государственное регулированиетекущей деятельности страховых организаций направлено в первую очередь на обеспечениеих финансовой устойчивости. Во всех развитых странах требования государства к финансовойустойчивости страховщиков достаточно жестки. Приоритетным направлением здесь являютсярегулирование и контроль резервов страховщика (их формирования и размещения). Органыстрахового надзора определяют количество и состав страховых резервов, их делениена обязательные и добровольные, утверждают методики их формирования и устанавливаютпорядок отражения состояния резервов в отчетности страховой организации.

Современные страховые компанииформируют три группы резервов: математические резервы по страхованию жизни, техническиерезервы по иным видам страхования и резервы (фонды) предупредительных мероприятий.

Не менее актуальным в современныхусловиях является регулирование инвестиционной деятельности страховщика, в первуюочередь той ее части, которая осуществляется за счет страховых резервов (а это фактическиденьги страхователей), а не за счет собственных средств компании. Органы страховогонадзора могут:

— определять круг разрешенныхи запрещенных объектов инвестирования;

— устанавливать максимальныеи/или минимальные нормы размещения в каждый вид активов (банковские депозиты, государственныеи корпоративные ценные бумаги, недвижимость и др.), а также ограничения по инвестированиюв один объект;

— утверждать методики расчетапоказателей надежности и ликвидности инвестиций по каждому объекту и в целом поинвестиционному портфелю компании, а также устанавливать нормативный размер этихпоказателей;

— устанавливать ограниченияинвестиций за рубежом.

Регулирование размещения страховыхрезервов служит для достижения государством ряда целей. Во-первых, имеет значениепрямой результат — обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и гарантий выполненияими обязательств перед клиентами. Во-вторых, регламентация размещения резервов имеети косвенные последствия, в результате действия которых она может использоватьсякак регулятор структуры страхового рынка и капитала страховщиков (в частности, ужесточениеинвестиционных требований отражается в первую очередь на мелких страховщиках, которыеуступают позиции более сильным конкурентам, таким образом происходит укрупнениестраховых компаний), регулятор инвестиционного рынка, инструмент стимулированияпокупки определенных видов ценных бумаг. В некоторых странах покупка государственныхдолговых обязательств является обязательной для страховщиков. В этом случае, обязываявкладывать резервы в государственные ценные бумаги, государство тем самым обеспечиваетустойчивый спрос на них со стороны страховщиков и превращает страховую отрасль (аона перераспределяет в развитых странах до 8—10% ВВП) в стабильного заимодавца государства.Такие нормы могут использоваться в развитых странах, где инвестиции в государственныеценные бумаги считаются «безрисковыми».

Прямой обязанностью органовнадзора является поддержание правопорядка на страховом рынке. Органы страховогонадзора имеют полномочия на применение санкций по отношению к страховщикам — нарушителямзаконодательства, включая возможность направлять страховщикам предписания по устранениюнарушений (с соответствующими механизмами контроля за их исполнением), приостанавливатьи ограничивать действия лицензий страховщиков до устранения нарушений, отзыватьлицензии и обращаться в суд с требованием о ликвидации страховой организации. Длязащиты интересов страхователей в развитых странах в ответ на их жалобы и обращенияорганы страхового надзора имеют также право проводить целевые проверки текущей деятельностистраховщиков (особенно широко эта практика применяется в США и Германии).

В некоторых странах используютсятакие методы регулирования, как отчисления страховщиков в обязательные государственныерезервы, гарантийные фонды и внесение гарантийных депозитов. Максимального развитияони достигли в США, так как там они вводятся на уровне каждого штата. В Германии,напротив, гарантийных инструментов нет. В отечественной практике подобные инструментытоже пока не применяются.

Механизм их действия имеетдве стороны. С одной стороны, они несут положительный эффект для рынка. Здесь действуетсвойственный страхованию принцип замкнутой раскладки ущерба: из средств этих фондовосуществляются выплаты в случаях крупных катастроф, банкротств страховщиков и т.д.,поэтому они способствуют повышению надежности функционирования страхового рынкаи защите прав потребителей страховых услуг. Кроме того, конъюнктурное изменениегосударством размеров гарантийных депозитов и отчислений в гарантийные фонды (также как и нормы банковских резервов) косвенно либо стимулирует, либо сдерживает развитиестраховой отрасли.

Однако, с другой стороны,обязательства обанкротившегося страховщика (вследствие непродуманной тарифной, андеррайтинговойили инвестиционной политики) фактически оплачиваются финансово благополучными компаниями,что снижает у страхователя стимулы к поиску надежных страховщиков, более обдуманномуподходу к их выбору и, следовательно, не соответствует принципам свободной рыночнойэкономики.

Разумеется, в рамках даннойработы были рассмотрены далеко не все существующие методы регулирования страховогорынка, а лишь те из них, которые наиболее широко используются в международной практике.Опыт развитых стран, по нашему мнению, должен сыграть положительную роль в дальнейшейинтеграции Республики Казахстан в мировой страховой рынок.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировой финансовый кризис,вызванный нарастанием рисков при финансовых операциях и банкротством крупнейшихмировых финансовых институтов, спровоцировавший усиление волатильности на фондовых,товарных рынках и углубление кризиса доверия на денежных рынках, оказал негативноевлияние на все сегменты финансового сектора Казахстана, ключевые показатели, развитиякоторых продемонстрировали низкие темпы роста.

Страховой сектор Казахстана,стремительно развивавшийся в последние годы в условиях бурного роста других сегментовфинансового сектора, в особенности банковского сектора как основного потребителястраховых услуг, в 2008 году также демонстрировал замедление темпов своего развития.При этом страховой рынок оказался менее уязвимым к влиянию мирового финансовогокризиса, чем другие секторы финансового рынка. Снижение биржевых котировок несущественноотразилось на показателях рентабельности страховых (перестраховочных) организаций,поскольку основным источником дохода являются доходы от основной деятельности — страхования. Наиболее чувствительным к снижению инвестиционных доходов являютсянакопительные виды страхования, которые в настоящее время не получили всеобщегораспространения.

Для поддержания роста страховогорынка в среднесрочной перспективе страховым организациям необходимо привлекать новыхклиентов и развивать деятельность в других секторах экономики. Интересным и многообещающимпредставляется страхование субъектов малого и среднего предпринимательства, медицинскоестрахование и страхование имущества домовладельцев. В настоящее время добровольнымстрахованием охвачена лишь незначительная часть населения.

Для сохранения и расширенияклиентской базы в условиях адекватной финансовой устойчивости и платежеспособностистраховые организации могут предпринять ряд мер, направленных на стимулированиеи развитие страховой культуры населения. Возможно, следует пересмотреть свою политикуустановления тарифов. При установлении страхового тарифа необходимо принимать вовнимание уровень доходов населения, оптимально балансируя между риском и доходностью.

В настоящее время страхованиевоспринимается гражданами как дополнительный налог, но не как инструмент защитыот неблагоприятных и непредвиденных событий. Данный фактор тормозит развитие страховогорынка, особенно розничное страхование. Необходимо расширять охват рынка за счетустановления справедливых страховых тарифов по массовым видам страхования, такихкак страхование на случай болезни, от несчастных случаев и страхование имуществадомовладельцев.

Информация о работе Валютная система