Валютный курс в стабилизации экономики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современную международную экономическую жизнь просто невозможно представить без таких валют. Именно благодаря обратимости валют в мире совершается огромный оборот товаров и капиталов. Существующая мировая валютная система своими корнями уходит в первые послевоенные годы. Тогда США и несколько других стран приняли на себя обязательство поддерживать конвертируемость своих валют. А исторически термин «обратимая» или «свободно конвертируемая» валюта возник при золотом стандарте, когда банкноты без всяких ограничений могли размениваться на золото. Такой беспрепятственный размен был одним из обязательных элементов системы золотого стандарта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА И ЕГО РОЛИ В СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Сущность и основы валютного курса 5
1.2 Режим валютного курса и методы его регулирования 6
1.3 Влияние валютного курса на стабилизацию экономики 11
2. АНАЛИЗ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14
2.1 Особенности использования валютных ограничений в Республике Беларусь 14
2.2 Анализ ситуации на валютном рынке Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 639.50 Кб (Скачать файл)

Диверсификация валютных резервов – политика государства, банков, направленная на регулирование структуры  валютных резервов путем в их состав разных валют, проведение валютной интервенции и защиту от валютных рисков. Ее проявление – продажа нестабильных валют и приобретение устойчивых.

Валютные ограничения  – вводятся государством на операции с валютой, золотом и другими  валютными ценностями, что отражается в валютном законодательстве [16, c. 39].

Двойной валютный рынок  – как форма валютной политики занимает промежуточное место между  режимами фиксированных и плавающих  валютных курсов. Введен в начале 70-х  годов в Бельгии, Италии, Франции. Сущность его – в делении валютного  рынка на две части: 1) официальный валютный курс – по коммерческим операциям и услугам; 2) рыночный валютный курс – по финансовым операциям (движение капиталов, кредитов).

Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношениям к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам. Объективной основой для нее является завышение официального валютного курса по сравнению с реальной покупательной способностью денежных единиц.

Ревальвация – повышение  курса национальной валюты по отношению  к иностранной валюте.

 

  • 1.3 Влияние валютного курса на стабилизацию экономики

 

Выступая инструментом связи между стоимостными показателями национального и мирового рынка, валютный курс играет активную роль в МЭО и воспроизводстве. Используя валютный курс, предприниматель сравнивает собственные издержки производства с ценами мирового рынка. Это дает возможность выявить результат внешнеэкономических операций отдельных предприятий и страны в целом. При реализации товара на мировом рынке продукт национального труда получает всеобщее признание на основе интернациональной меры стоимости. А на мировом валютном рынке выявляется паритет интернациональной стоимости валют. На основе курсового соотношения валют с учетом удельного веса данной страны в мировой торговле рассчитывается эффективный валютный курс. Валютный курс оказывает определенное влияние на соотношение экспортных и импортных цен, конкурентоспособность фирм, прибыль предприятий.

Резкие колебания валютного курса усиливают нестабильность международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений, вызывают негативные социально-экономические последствия [19, c. 336].

Понижение курса национальной валюты при прочих равных условиях дает возможность экспортерам получать экспортную премию при конвертации подорожавшей валюты и продавать товары по ценам ниже среднемировых. Это стимулирует массовый экспорт, что ведет, в свою очередь, к удорожанию импорта, приводя к росту цен в стране. Снижение валютного курса сокращает реальную задолженность в национальной валюте, увеличивает тяжесть внешних долгов, выраженных в иностранной валюте. Невыгодным становится вывоз прибылей, процентов, дивидендов, получаемых иностранными инвесторами в валюте стран пребывания. Эти прибыли реинвестируются или используются для закупки товаров на внутреннем рынке для последующего экспорта.

Повышение валютного  курса, наоборот, ведет к снижению ценовой конкуренции, эффективность экспорта падает, что может привести к сокращению экспортных отраслей и национального производства в целом. Импорт расширяется.

Разрыв внешнего и  внутреннего обесценения валюты, т.е. динамики его курса и покупательной  способности, имеет большое значение для МЭО. Если внутреннее инфляционное обесценение денег опережает снижение курса валюты, то при прочих равных условиях поощряется импорт товаров в целях их продажи на национальном рынке по высоким ценам.

С помощью валютного  курса сопоставляются цены на товары и услуги, произведенные в разных странах. От уровня валютного курса зависит конкурентоспособность национальных товаров на мировых рынках, объемы экспорта и импорта, а, следовательно, состояние баланса текущих операций.

Валютный курс воздействует на направление международных потоков капитала. Решение о вложении национального капитала в активы той или иной страны принимается, исходя из ожидаемой реальной прибыли на инвестируемый капитал, который зависит от процентной ставки и ожидаемых изменений валютного курса.

Валютный курс, наряду с процентной ставкой, сам по себе выступает ценой актива. При наличии  развитых финансовых рынков сегодняшняя стоимость актива, получение которого ожидается в будущем, определяется дисконтированием его будущей стоимости в соответствии с процентной ставкой и ожидаемым уровнем валютного курса. Динамика валютного курса, степень и частота его колебаний являются показателями экономической и политической стабильности общества. Валютный курс выступает объектом макроэкономической политики. С его помощью нередко происходит урегулирование платежного баланса. Валютный курс играет важную роль при разработке и проведении кредитно-денежной политики, поскольку поддержание определенного уровня валютного курса может потребовать использования официальных валютных резервов, что неизбежно отразится на предложении денег в экономике [4, c. 77].

В странах с переходной экономикой при осуществлении программ стабилизации валютный курс может использоваться в качестве инструмента борьбы с инфляцией.

2 АНАЛИЗ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  • 2.1 Особенности использования валютных ограничений в Республике Беларусь

 

В процессе создания собственной валютной системы Республика Беларусь столкнулась с проблемами, связанными с неуравновешенностью платежного баланса, который характеризовался дефицитом торгового баланса в последнее десятилетие (исключением является 2005 год), низким уровнем золотовалютных резервов и снижением курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

В течение 14 лет Республика Беларусь применяла различные формы ограничений по валютным операциям текущего характера, по валютным операциям, связанным с движением капитала, и по внутреннему обороту валютных ценностей [18, с.6].

Можно выделить пять основных этапов применения в Республике Беларусь различных форм валютных ограничений:

I этап – апрель 1992-го – март 1995 года;

II этап – апрель 1995-го – март 1996 года;

  1. этап – апрель 1996-го – июнь 2001 года;
  2. этап – июнь 2001-го – октябрь 2003 года;

V этап – ноябрь 2003-го и по настоящее время.

Особенностью проведения валютной политики в 2003 году стало принятие Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). Данным документом были обобщены нормы валютного законодательства, а также сделан шаг в сторону дальнейшей либерализации валютных операций, связанных с движением капитала, который заключался в переходе от разрешительного регламента проведения данных операций к регистрационному и уведомительному порядку (начало пятого этапа действия валютных ограничений в Республике Беларусь).

В соответствии с вышеупомянутым Законом* Национальным банком были разработаны Правила проведения валютных операций, которые вступили в силу с июля 2004 года. Данным документом предусматривалось четыре режима проведения валютных операций, связанных с движением капитала: разрешительный, регистрационный, уведомительный и без разрешения Национального банка.

Разрешительный и регистрационный режимы можно обозначить как элементы валютных ограничений. В разрешительном режиме осуществляются следующие валютные операции:

- приобретение резидентами у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами (портфельные инвестиции);

- приобретение резидентами акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента (прямые инвестиции);

- получение резидентами от нерезидентов кредитов (займов) на срок более 180 дней;

- предоставление резидентами нерезидентам займов на срок более 180 дней;

- покупка резидентами недвижимости за пределами Республики Беларусь;

- осуществление резидентами операций через счета, открываемые за пределами Республики Беларусь. [18, с.7].

Из представленного перечня видно, что Национальным банком установлены ограничения валютных операций капитального характера, связанные в основном с оттоком капитала из Республики Беларусь.

Валютные операции, связанные с движением капитала, не вошедшие в перечень операций разрешительного и регистрационного порядка, осуществляются резидентами  в уведомительном порядке. Тем самым Национальный банк продолжил целенаправленную либерализацию валютных операций, связанных с движением капитала.

Кроме того, резиденты получили право свободно открывать счета в банках-нерезидентах за пределами Республики Беларусь для осуществления собственного кредитования.

С 1 января 2005 года был введен уведомительный порядок открытия юридическими лицами (кроме банков) счетов в национальных валютах в банках государств – участников ЕврАзЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Таджикистан, Республика Узбекистан) для содержания своих представительств без права осуществления хозяйственной деятельности [18, с.7].

В 2006 году Национальным банком продолжена работа, направленная на либерализацию валютных отношений в государстве.

В I квартале 2006 года Национальный банк внес изменение в законодательство в части проведения валютно-обменных операций, связанных с покупкой-продажей физическим лицом иностранной валюты в сумме, не превышающей эквивалент в белорусских рублях, равный не более 2000 базовых величин, при котором не требуется регистрация паспортных данных физического лица, осуществляющего данные виды операций.

Во II квартале 2006 года Национальным банком была увеличена сумма наличной иностранной валюты до 10 000 долларов США в эквиваленте, при ввозе которой физическим лицом на территорию Республики Беларусь не требуется обязательное декларирование в таможенных органах.

В III квартале 2006 года Национальным банком была увеличена сумма авансового платежа с 500 000 до 3 000 000 долларов США в эквиваленте, при осуществлении которого в пользу нерезидента не требуется получения разрешения Национального банка.

В настоящее время в Республике Беларусь существуют валютные ограничения по капитальному счету, которые направлены на предотвращение оттока капитала из страны в различных его формах: прямые и портфельные инвестиции, займы и кредиты, депозиты, недвижимость, а также открытие счетов в зарубежных банках. При этом валютное законодательство Республики Беларусь позволяет с помощью разрешительной процедуры при условии соблюдения соответствующих требований нормативных актов провести валютную операцию, связанную с движением капитала.

По счету текущих операций существуют валютные ограничения в части проведения и сроков обязательной продажи экспортной валютной выручки, которые на сегодняшний день составляют, соответственно, 30 процентов и 7 рабочих дней. Отмена обязательной продажи валютной выручки или уменьшение процента обязательной продажи в настоящее время и в краткосрочной перспективе является нецелесообразным, а с точки зрения экономики – неэффективным мероприятием.

Существует несколько причин, свидетельствующих о преждевременности процедуры, связанной с отменой (либо уменьшением норматива) обязательной продажи:

- снижение за три квартала 2006 года золотовалютных резервов на 141,3 миллиона долларов США;

- наличие дефицита по счету текущих операций (на 01.12.2006 – 824 миллиона долларов США).

По внутреннему обороту валютных ценностей установлен список товаров, услуг, реализуемых физическим лицам за иностранную валюту. В данный перечень включены следующие товары и услуги:

нефтепродукты, авиа- и железнодорожные билеты, туристические и страховые услуги, розничная торговля в магазинах беспошлинной торговли.

Сложившаяся ситуация предполагает, с одной стороны, вовлечение в финансовый оборот страны от физических лиц дополнительных ресурсов в иностранной валюте, с другой – сохранение достаточно высокого спроса на иностранную валюту со стороны физических лиц в условиях низкой инфляции и стабильно прогнозируемого курса белорусского рубля. В данном случае в ближайшей перспективе необходимо осуществлять мероприятия по сокращению расчетов в иностранной валюте внутри страны с одновременным повышением доверия резидентов к национальной валюте, а также создание финансовых механизмов, позволяющих расширить использование национальной валюты внутри страны с целью извлечения дохода.

В течение последних лет наблюдаются определенные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Причем тенденции данных изменений являются разнонаправленными.

С одной стороны, мы видим определенную либерализацию регламентации внешнеторговой деятельности: Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» минимизировал требования, предъявляемые к внешнеторговому договору, а также сначала упростил процедуру регистрации паспорта сделки, а затем вообще ее отменил, заменив регистрацией внешнеторговой сделки (причем изменение договора, по общему правилу, не влечет необходимости какой-либо регистрации).

С другой стороны, постановлением Правления  Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» установлен запрет на осуществление авансовых платежей по внешнеторговым договорам, за исключением платежей, осуществляемых с разрешения Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ). Процедура получения такого разрешения в настоящее время определена письмом Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 24.11.2008 № 39/187/31-14/1527. В данном письме указано, что государственные организации, подчиненные Правительству РБ, анализируют потребность подчиненных (входящих в их состав) импортеров в проведении авансовых платежей (предварительной оплаты) и при отсутствии возможности исполнения договора без проведения таких платежей представляют в Совет Министров РБ предложения о выдаче импортерам соответствующего разрешения. В свою очередь Совет Министров РБ обращается в Нацбанк РБ с ходатайством о выдаче соответствующего разрешения. Юридические лица, не имеющие ведомственной подчиненности, а также импортеры, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам, вправе обратиться с соответствующими ходатайствами в облисполкомы (Минский горисполком), которые, как это отмечено в вышеуказанном письме, могут внести ходатайство в Нацбанк РБ о разрешении проведения импортерами авансовых платежей.

Информация о работе Валютный курс в стабилизации экономики Беларуси