Взаимодействие России с международными финансовыми организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования являются международные финансовые отношения России с крупнейшими международными финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
ОСОНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОЛНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ…...3

Причины возникновения международных экономических и финансовых организаций……………………………………………………….………3
1.2 Функции и направления деятельности основных международных финансовых организаций…………………………………………………….…4
2 СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ……………………………………………………………11
2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ…………………………11
2.2 Сотрудничества Российской Федерации с Всемирным банком…………17
3 ПЕРЕСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ……………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……….…….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….…………….…..28

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие РФ с межд фин организациями.docx

— 71.73 Кб (Скачать файл)

МВФ часто  критикуют различные учёные и  политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский  характер действий МВФ и неэффективность  его рекомендаций для выхода из кризисных  ситуаций. Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях  Фонда распределяются пропорционально  взносам. Для одобрения решений  Фонда необходимо 85 % голосов. США  обладают около 17 % всех голосов, когда  доля России по достигнутым соглашениям  в апреле 2010 составляет 2,77%. Этого  недостаточно США для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать  любое решение Фонда. Поэтому, когда Глава МВФ Кристин Лагард начала турне по странам (в ноябре 2011), которые могли бы помочь фонду в борьбе с глобальным кризисом,  вела переговоры о возможном участии России в расширении финансовых возможностей МВФ — деньги фонду нужны, чтобы поддержать оказавшиеся в кризисе европейские страны. Российские чиновники выделять средства не спешат. Премьер Владимир Путин прямо указал, что помощь зависит от повышения статуса России в МВФ. Москва ждет выполнения принятого еще в прошлом году решения об увеличении российской квоты в фонде.

МВФ предоставляет  займы с выдвижением ряда требований - свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий - железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы - на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии  в 80-ых годах, ушла на обслуживание этого  долга и решение проблем, вызванных  выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое  выравнивание регионов, что привело  к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.9

В 1989 году МВФ предоставил Руанде займ при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов население и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.

В 80-ые годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.

В результате реформ Мексика - страна, где впервые была одомашнена кукуруза, стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.10

Предложение взять, а потом выплачивать внешний  долг в иностранной валюте ведёт  к ориентации экономики исключительно  на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как  это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).

2.2 Сотрудничества Российской  Федерации с Всемирным  банком.

 

В данный момент Россия имеет самый маленький внешний долг в Европе11. И одна из основных частей приходится на международные финансовые организации в большей степени с системой всемирного банка.

Основной долг приходится международным финансовым организациям в лице всемирного банка.

На данный момент долг перед международными финансовыми  организациями уже не так существенен как был во время экономического кризиса 90х. И он является таким из-за того что кредиты системы всемирного банка носят проблемный характер для России и поэтому она старается не прибегать к их помощи. И чаще всего из-за того что он носит проамериканский характер.

Основой сотрудничества России с региональными  международными банками развития является ее членство в организациях системы  Всемирного банка (ВБ), в первую очередь  в Международном банке реконструкции  и развития (МБРР), куда она была принята  в 1992 г. Опыт сотрудничества России с  МБРР показывает эволюцию заимствований  от полномасштабного финансирования программы  социально-экономических реформ к  поддержке точечных проектов, включая  управление государственными финансами  на федеральном и региональном уровне.

Стратегия деятельности МБРР России в 2000-2002 гг. характеризовалась  ограниченным объемом нового кредитования, в зависимости от реализации действующих  проектов и выполнения макроэкономических программ (в том числе осуществления  структурных мероприятий по программам соответствующих бюджетных займов). Среди новых направлений финансирования рассматривались: управление государственными финансами, решение социальных и  инфраструктурных проблем, гарантийные  операции в лесном и угольном секторах.

В целом  на этом этапе сотрудничества в отношениях России и ВБ обнаружились серьезные  проблемы, которые проявились в резком сокращении запланированных объемов  займов, в трехкратном сокращении ежегодных объемов использования  средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и  ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социально-экономических реформ. Эти проблемы сформировали у представителей различных групп общества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым за счет займов МБРР.

Эти проекты  охватывают практически все сектора  экономики - энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций. Наибольшие объемы предоставленных средств направлялись на мероприятия экономической политики, что объясняется крупными размерами  бюджетозамещающих займов.

Портфель  реализованных проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время  в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 - транспорту, 12 - финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.

Взаимоотношения МБРР и РФ довольно часто осложнялись  на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление  проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке  в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о  займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.

К тому же вступление в силу почти всех действующих проектов МБРР после  утверждения российского займа  Советом директоров задерживалось  в среднем на десять месяцев, а  самая большая задержка - почти  два года - была отмечена в отношении  займа на развитие службы занятости  и социальной защиты. Это снижает  эффективность использования сравнительно дешевых кредитов МБРР.

Последняя Стратегия ВБ для России основывалась на предложенной российским правительством Программе сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического взаимодействия предполагает соответствие политики ВБ социально-экономической  ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических  реформ.

Несмотря  на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению  современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.

Став  членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты  банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна  и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку  экономических реформ в России. В  ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

За  время членства России в МБРР Совет  Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.12

Российская  Федерация является членом других, помимо МБРР, организаций Всемирного банка. В декабре 1992 г. она была принята  в Многостороннее агентство по гарантиям  инвестиций (МАГИ) - ведущую организацию  в области долгосрочного страхования  некоммерческих рисков. В последние  несколько лет МАГИ весьма активно  работает в России, что позволяет  российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении  самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов. В этих целях Агентство  открыло в 2001 г. Интернет-сайт, который  направлен на оказание международным  инвесторам услуг по поиску предприятий  и новых проектов в России. В  целом деятельность МАГИ способствовала привлечению в страну 1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Сотрудничество России с МАГИ -- ведущей организацией в области долгосрочного страхования  некоммерческих рисков -- позволяет  российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным  видам инвестиций, например, в акционерный  капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения

За  десять лет МАГИ предоставило 25 гарантий проектам, реализуемый в России, а также разработало бесплатную интерактивную систему "Россия, Приватизация", которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях и  предоставляет маркетинговые услуги.

В апреле 1993 г. Россия была принята в Международную  финансовую корпорацию (МФК), которая  также входит в группу Всемирного банка. За прошедшие годы МФК утвердила  более двух десятков проектов, которые  затрагивают широкий спектр секторов экономики, на сумму I 255.8 млн. долл. из собственных средств плюс 60 млн. из средств участников программы по привлечению синдицированных кредитов. Первыми шагами деятельности МФК в России стали проекты финансирования предприятий нефтегазовой промышленности.

Сотрудничество  с другой организацией группы Всемирного банка - Международной финансовой корпорацией - призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и развивать рынок капитала в России. За десятилетие своей работы в России эта корпорация реализовала боле двух десятков проектов в различных секторах экономики 255,8 млн. долл. из собственных средств и 60 млн. долл. за счет привлечения синдицированных кредитов. Помимо инвестиционных проектов в России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание благоприятных условий для экспансии частного сектора и привлечения инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады была создана группа МФК по развитию лизинга в России с целью содействия формированию благоприятных правовых и экономических условий для расширения данной формы хозяйственной деятельности.

В последние  годы отмечается активизация сотрудничества России с МБР не только путем непосредственного  членства в них, но и на основе договорных отношений (если это позволяют условия  деятельности данных организаций).

В качестве примера сотрудничества с МБР  на этой основе рассмотрим опыт взаимоотношения  с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Северным инвестиционным банком (СИБ).

Вопросы сотрудничества России с ЕИБ рассматривались  с середины 90-х годов. В соответствии с интересами и политикой ЕС этот Банк осуществляет свою деятельность во многих странах мира. Основные его  задачи - предоставление займов и гарантий, облегчающих финансирование проектов для менее развитых регионов, модернизацию или конверсию предприятий, развитие предпринимательской деятельности в новых областях, а также осуществление  проектов, представляющих общий интерес  для нескольких государств-членов.

В марте 2001 г. на заседании министров экономики  и финансов стран Евросоюза (ЭКОФИН) было принято решение о возможности  финансирования проектов на территории РФ за счет средств ЕИБ на общую  сумму 100 млн. долл. При этом были определены следующие условия пре доставления кредитов: экологическая направленность проектов и заинтересованность в них стран ЕС, реализация проектов только в северо-западном регионе России, обязательное участие в проектах ЕИБ других международных финансовых институтов, обязательное предоставление 100%-ной суверенной гарантии, своевременное выполнение Россией обязательств по обслуживанию задолженности перед членами Парижского клуба и активное ее участие в борьбе с отмыванием денег. В настоящее время рассматривается возможность предоставления крупного кредита ЕИБ на проект "Строительство комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений" и инфраструктурные проекты в России.

Информация о работе Взаимодействие России с международными финансовыми организациями