Взаимодействие кредитно – денежной и фискальной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Роль и значение кредитной политики в банке………………………….5
1.1 Цель денежно-кредитной политики центрального банка…………………..5
1.2 Типы денежно-кредитной политики…………………………………………8
Глава II Инструментарий денежно-кредитной политики……………………..10
2.1 Контроль над банковской системой………………………………………..16
2.2 Регулирование системы платежей………………………………………….25
2.3 Операции на открытом рынке………………………………………………28
2.4 Учетная политика……………………………………………………………31
2.5 Резервные требования………………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

курс. работа денежно-кредитная политика.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

     Среди инструментов монетарного регулирования  в   странах   с  развитой смешанной  экономикой   учетная   ставка   является   вторым   по   значению инструментом после операций  на  открытом  рынке.   А  в  некоторых  странах именно учетная политика является   основной   составляющей  набора  денежно-кредитных методов.  Важно проанализировать, как же взаимодействуют  операции на открытом рынке  и   учетная  политика,   формируя   единую   стратегию  и тактику монетарного регулирования.

    В  случае,   когда  Центральный  банк   пытается   сократить   денежное

предложение путем продаж государственных облигаций на открытом  рынке,   при неизменной официальной  процентной  ставке  объемы  учетных  операций  резко возрастут.  В   эти   периоды   учетные   операции   будут   действовать   в противоположном направлении,  нежели  операции  на  открытом  рынке,   а не усиливать  последние.   Механизм  учета   в   этом   случае    играет   роль своеобразного предохранительного клапана. Поэтому необходимо  координировать действия на открытом рынке с учетной политикой,  что  сейчас  и  реализуется при осуществлении монетарного регулирования.

     При продаже государственных  облигаций  на  открытом   рынке   в  целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк устанавливает  высокую учетную  ставку.    При    реализации    экспансионистской    расширительной политики денежные власти понижают процент за учет и  рефинансирование.   Это увеличивает  эффективность операций на открытом рынке.

    Почему же  учетная политика уступает по  значению  операциям на открытом рынке среди инструментов денежно-кредитного  регулирования?

    Во-первых, Центральный   банк  не  в  состоянии   посредством  изменения

учетной ставки реализовывать  задачи   денежно-кредитного  регулирования   в полной мере.  Если манипулирование совокупными резервами банковской  системы посредством  операций  на  открытом рынке  и  изменения  нормы  обязательных резервов осуществляется по инициативе Центрального банка,  то  использование централизованных кредитов  зависит от потребностей банков второго  уровня  и выбора ими способа  их удовлетворения.  Центральный банк не  может  навязать коммерческим банкам больше учета.  Он  может   лишь   поощрять  коммерческие банки   к   увеличению   объема   привлекаемых   централизованных   кредитов посредством     уменьшения    процентных    ставок     рефинансирования    и редисконтирования,   или  ограничивать  такого  рода   заимствования   путем повышения  ставок.   Однако   нельзя   забывать,  что   Центральные    банки обладают  все-таки   одним   очень  сильным  средством  воздействия  в  этой области -  правом  вето,  отказа  в предоставлении кредита.

     Кроме того,  количество резервов коммерческих банков, получаемых  путем займов у Центрального банка, обычно очень невелико.  К  активизации  учетных операций приводят, как правило, лишь крупномасштабные действия  на  открытом рынке.

     Помимо непосредственного воздействия на  банковские   резервы,  учетная ставка обладает важным  информативным  свойством.   Она  является  важнейшим индикатором,   демонстрирующим   намерения   Центрального банка в области денежно-кредитного регулирования. Следя за динамикой учетной ставки,   можно определить,   к   какой   монетарной   политике   -    рестрикционной    илиэкспансионистской - склоняется Центральный банк.  Правда, бывает и так,  что ставка изменяется  в соответствии   с изменениями ставок   межбанковских кредитов,  а не приоритетами денежно-кредитного регулирования.

     В некоторых странах процентная ставка по ссудам Центрального банка выше рыночных кредитных ставок -  Центральные  банки  в полной  мере   используют свой  статус  "кредитора  в  последней   инстанции".    Однако   Федеральная Резервная Система придерживается несколько иной практики.

     ФРС рассматривает  предоставление помощи банкам как последнее  средство их спасения от временных неудач.  Поэтому  американская   сеть   центральных банков  не устанавливает  штрафную  ставку  процента.   Более  того,  обычно учетная  ставка  ниже  средневзвешенного  процента  по  федеральным  фондам. Такая  практика  стимулирует  заимствования  коммерческих  банков   у   ФРС. Однако, используя иные  рычаги,   ФРС  не  позволяет  банкам  злоупотреблять возможностью получения столь дешевых денег.

     Ресурсы Федеральной  Резервной  Системы  предоставляются  коммерческому банку  лишь  после тщательной   экспертизы,   выявляющей  истинные   мотивы обращения банка в центральный финансовый орган.  Но  даже  в  случае  выдачи кредита  Федеральный  Резерв   устанавливает   специальный    контроль    за деятельностью банка,  чтобы выявить и проанализировать причины его неудач.

     Необходимо  отметить,   что  суммарная  помощь   Федерального   Резерва банковской системе не превышает  в  любой  момент  времени  двух  миллиардов долларов, что составляет ничтожную долю денежной массы  США.  В  этой связи изменения учетной ставки  оказывают  крайне  незначительное  воздействие  на динамику  денежного  предложения.  Поэтому  Совет  Управляющих   Федеральной Резервной Системы рассматривает   этот   инструмент   скорее  как  индикатор денежно-кредитной политики, а не средство реального регулирования.

     Однако  учетная  политика  является  очень   эффективным   инструментом регулирования  банковских  ресурсов  в  сочетании  с   методом   нормативных резервных требований.

     Теперь можно немного проиллюстрировать на статистических данных  в виде таблицы, как центральные банки разных стран используют учетную политику  для сглаживания колебаний экономической конъюнктуры. Заметно  как  отреагировал и Центробанки на кризис 1991-1993 годов резким повышением  процентной  ставки, причем все банки отреагировали  одинаково.  Такое  наблюдается  из  растущей интернационализации экономик разных стран.

2.5Резервные требования

    Политика минимальных обязательных резервов становится одним из  главных инструментов регулирования деятельности  коммерческих  банков  в   России. Необходимость  и  эффективность  минимальных   резервов   с   точки   зрения банковского регулирования подтверждается и мировым опытом.

      Режим обязательных резервов впервые введен в США, а позже в других странах,  например  в  ФРГ.  Первоначально  он  был  задуман  как   средство страхования риска, чтобы гарантировать выплаты  вкладчикам,  затем  он  стал инструментом кредитной политики. Декретом от 9  мая  1967г.,  дополнительным решением общего характера Национального  совета  по  кредиту  и  инструкциям Банка Франции, этот режим был введен во Франции. Он обязывает банки  держать на корреспондентском счету в центральном банке определенную  долю  депозитов их  клиентов;  способы  исчисления  этой   доли   определяются   финансовыми органами. Коэффициент, действовавший в 1988г., равнялся 5 % для  вкладов  до востребования и 2,5 % для сберегательных вкладов. В этот режим были  внесены дополнения  декретом  от  26  февраля  1971г.  Кроме  отчислений  от   суммы депозитов,  были  введены  резервные  отчисления  (0,10  %)  большей   части кредитов во франках,  выдававшихся  не  только  банками,  но  и  финансовыми компаниями. Этот режим был отменен в конце 1987г.

Прибегнув к процедуре обязательных резервов, финансовые органы пытались сделать более тесной связь между эмиссией денег, осуществляемой  банками,  и их потребностью в кредитах центрального банка.

     Иногда высказывалось  мнение,  основанное  на  несколько  поверхностном анализе, что система  обязательных  резервов  ведет  к  иммобилизации  части депозитов в той  мере,  в  какой  они  являются  эквивалентом  не  кредитов, предоставленных экономике, а средств, замороженных в центральном банке.

 

    Более глубокий анализ позволяет сделать иные  выводы.  В  той  мере,  в какой депозиты являются результатом банковского кредитования  предприятий  и частных лиц, можно допустить, что система  обязательных  резервов  позволяет привлекать центральный банк к эмиссии платежных  средств.  Каждый раз,  как тот или иной коммерческий банк создает  дополнительную  денежную  массу,  он вынужден переводить часть  средств  на  свой  счет  в  центральном  банке  в установленном порядке. Он может выполнить  это  обязательство  при  условии, если центральный банк предоставит  ему  для  этого  средства,  полученные  в результате проведения собственных кредитных операций (переучет векселей или операции  на  денежном  рынке);  в противном случае коммерческий банк  будет  вынужден  отказаться  от  эмиссии  новых  денежных знаков.

     Система обязательных резервов имеет  три  важных  преимущества.  Прежде всего, она представляет собой метод регулирования, одинаково  принудительный для всех; поскольку  она  охватывает  всю  совокупность  ликвидных  средств, которыми располагают банки, результаты  ее  действия  оказывают  влияние  на работу  всех  кредитных  учреждений  без  дискриминации  и  не  препятствует нормальной конкуренции; если некоторые банки оказываются  более  стесненными в  своей  деятельности,  чем  другие,  то  это   объясняются   особенностями управления  каждым  банком.  Далее,  режим   обязательных   резервов   легко допускает применение гибких методов  регулирования;  суммы,  которые  должны храниться на счетах, могут в действительности определяться путем  вычисления средней величины за тот  или  иной  период  времени,  который  выбирается  в соответствии с  динамикой  изменения  объема  ликвидных  средств  (например, месяц);  таким  образом,  обязательные   резервы   не   представляют   собой замороженные средства, они могут быть использованы в  случае  необходимости, например, когда потребность в ликвидных средствах увеличилась  в  результате снятия  денег  со  счетов,  хотя  они  должны  быть  возвращены  в   течении нескольких дней. Наконец, эта система дает  центральному  банку  возможность проводить чисто денежную политику; она даже может быть несколько изменена  в зависимости от характера резервируемых сумм  (например,  платежные  средства или инструменты полуликвидных сбережений, счета резидентов и нерезидентов.

     Однако при системе обязательных резервов существуют и меры принуждения. В  декабре   1998г.   финансовые   органы   ввели   режим   так   называемых дополнительных резервов, который заключается в том, что банки  и  финансовые учреждения  были  обязаны  вносить  суммы  на  кредиторские  счета  в  Банке Франции;  размер  суммы  тем  больше  ,  чем  быстрее   увеличивался   объем кредитования,  превышая  установленную  норму  роста.  В  инструкциях  Банка Франции периодически рассматривается лимит  роста  кредитования;  когда  эта норма  превышалась  тем  или  иным  банком,  вступал  в  действие   механизм дополнительных резервов.

     В начале 2000г. этот режим уступил место более простой, но  по  крайней мере такой же жесткой системе, основанной  на  способах  вычисления   объема обязательных  резервов.  Коэффициент,   применявшийся   к   сумме   выданных кредитов, был тем выше, чем быстрее рос объем кредитования. Так при  годовых показателях роста кредитования в  1  %,  5  и  20 %  устанавливалась норма резерва    (применявшаяся ко всей сумме банковских кредитов) в  размере  0,6 %, 7 и 88 % соответственно. Последняя цифра, приведенная исключительно ради примера, показывает, до  какой  степени  система  была  принудительной  и  в значительной  мере  репрессивной.  В  начале  2001г.  она  была   отвергнута окончательно.

      В Банке России размер обязательных резервов в процентном  отношении  к обязательствам кредитной  организации,  а  также  порядок  их  депонирования устанавливается Советом директоров.

     По закону нормативы обязательных  резервов  не  могут  превышать  20  % обязательств кредитной организации  и  могут  быть  дифференцированными  для различных кредитных организаций. К тому же нормативы  обязательных  резервов не могут быть за раз  изменены более чем  на  пять  пунктов.  При  нарушении нормативов  обязательных  резервов  Банк  России  имеет  право  взыскать   в бесспорном порядке с кредитной организации сумму  недовнесенных  средств,  а также  штраф  в  установленном  им  размере,  но  не  более  двойной  ставки рефинансирования. При отзыве  лицензий  на  совершение  банковских  операций депонированные  в  Банке  России   средства   используются   для   погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Денежно-кредитная   политика   -   один   из   мощнейших   инструментов экономической политики,  находящихся  в  распоряжении  государства.  Обладая такими средствами,  как пересмотр резервной нормы, изменение учетной  ставки и  операции  на  открытом   рынке,   Центральный  эмиссионный   банк   может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение,  а через него  - на реальный национальный продукт, занятость и стабилизацию цен.

     Результаты  монетарного   регулирования  по-разному   расцениваются   в кейнсианской и монетаристской  теориях,   а  также  в   теории  рациональных ожиданий.  Кейнсианцы полагают,  что дискретная денежно-кредитная  политика, уступая фискальной  по силе  воздействия,  тем  не  менее  эффективна  для сглаживания   колебаний   экономической   активности,   цен   и   занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного правила  и  отказ  от  дискретной денежно-кредитной  политики.  Приверженцы   теории   рациональных   ожиданий утверждают, что монетарная политика  вообще  не  оказывает  воздействия   на реальный ВНП.

     Денежно-кредитная политика  во   многом   определяет   валютные  курсы, влияя  тем самым на эффективность  внешнеторговых  операций  по  экспорту  и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных   внутренних   макроэкономических   переменных,  но  и   для управления   внешнеторговым балансом.

     Сегодня понятие «стабильный уровень цен» во многих странах  наполняется практическим содержанием. В большинстве  из  них  стабилизацию  связывают  с очень низким уровнем инфляции. В случае дестабилизации вся  вина  не  должна списываться на слабое управление  денежной  политикой  или  ее  практическое отсутствие. Причины, как правило, кроются в другом:  чрезмерное  увеличение экономической роли правительства, усиление давления профсоюзов  и  изменение в связи с этим общественного и интеллектуального климата.

Информация о работе Взаимодействие кредитно – денежной и фискальной политики в России