Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Общественное производство возникает и существует благодаря двум человеческим качествам: потребности во благах и способности к труду. Единство этих двух качеств является побудительным мотивом любой экономической деятельности.
Развитие хозяйственных систем постоянно сопровождается обновлением экономических благ (продукции, услуг, технологий и т.п.). При переходе от одной системы к другой усиливаются предпосылки появления и дальнейшего распространения новых орудий труда и предметов потребления

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТИ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ ТОВАРОВ (УС-ЛУГ)………………………………5
1.1. Понятие и виды товаров (ус-луг)……………………………………………….5
1.2. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров (ус-луг)……………..8
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ТОВАРОВ (УСЛУГ) В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИ-КИ…………………………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………………......28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 4. Относительная взаимозаменяемость

Положительная перекрестная эластичность товаров – субститутов ( ) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Это означает, что бесконечное малое увеличение цен на благо Y приводит почти к полному перемещению спроса на благо. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерности ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ТОВАРОВ (УСЛУГ) В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Развитие постиндустриальной экономики приводит к существенным отличиям доиндустриального и индустриального обществ от постиндустриального. Постиндустриальное общество характеризуется существенно большей, чем для предшествующих обществ поддержкой и стимулированием индивидуализма. Для обеспечения массовых продаж товаров и услуг принцип индивидуализма потребностей покупателей был соединён с массовостью, что привело к формированию понятий массовой индивидуальности и массового индивида. В постиндустриальной экономике наибольших успехов достигают те субъекты экономической деятельности, которым удаётся соединить в своей деятельности такие противоположные характеристики современных индивидов как массовость их потребностей внутри отдельных категорий товаров и услуг и стремление к индивидуальности выбора этих категорий.

Для такого соединения противоположных характеристик потребителей в частном бизнесе используется маркетинг, включающий исследования рынка, сегментирование его по целевым группам потребителей, позиционирование на нём товаров и услуг, мониторинг эффективности работы на каждом выбранном сегменте рынка и новые исследования с целью повышения уровня адаптации товаров и услуг к потребностям рынка. Нередко выявление потребностей в тех или иных товарах или услугах заменяется формированием таких потребностей, мотивации на их потребление, различной для разных социальных групп. Формирование таких потребностей также входит обычно в цели маркетинговой деятельности. У потребителей формируются своеобразные комплексы мотивов приобретения товаров или получения услуг не по их потребительским свойствам, а по их внешним, очень условным характеристикам, таким, как новизна, модность, престижность, особенности дизайна и т.п. Такие характеристики товаров и услуг можно назвать манипулятивными, поскольку они формируются скорее в сознании потребителей, чем в реальности определяют потребительские свойства товаров и услуг. Реальные потребительские качества товаров и услуг нередко становятся менее значимыми, чем такие манипулятивные.

Постиндустриальное общество, в том числе и через экономическую деятельность, стимулирует и развивает стремление индивидов к саморазвитию, к реализации своих способностей и качеств. Поэтому в постиндустриальном обществе существенную значимость приобретает стремление индивидов увеличить долю своего свободного времени, а не только повысить свои доходы. В этом обществе остаётся значимым труд, как осознанная деятельность, направленная на преобразование внешней природы ради достижения материального результата, но такая деятельность характерна для доиндустриальных и индустриальных сфер деятельности. В силу высокого уровня автоматизации этих видов деятельности занятость в них является невысокой. А в постиндустриальных сферах деятельности наибольшую значимость имеет творчество, не мотивированное утилитарным образом, а направленное прежде всего на максимальное развитие личности самого творческого субъекта. И такая творческая деятельность находит применение в экономике и приносит прибыль частному бизнесу за счёт новых идей по реализации принципа массовой индивидуальности товаров и услуг.

При высокой востребованности творчества в постиндустриальном обществе очень высок уровень конкуренции между индивидами за возможности занятий творческими видами деятельности, потому что высокий уровень автоматизации производства снижает требования к квалификации исполнителей, но повышает требования к ним строгого соблюдения инструкций и правил ведения деятельности. Снижается и занятость работников в производственной деятельности, а повышается их занятость в сфере услуг, государственном и муниципальном управлении. Рост числа государственных и муниципальных служащих в развитых и развивающихся странах мира — это способ дать им социальное обеспечение, видимость общественной полезности и социального статуса в постиндустриальном обществе. Но это приводит к низкой эффективности государственного и муниципального управления, к углублению несоответствия организации социума технологической реальности, производительным силам общества.

Важнейшей причиной такого несоответствия является изменение характера имущественных отношений. В постиндустриальных отраслях экономики, в отличие от других, производство строится на основе крайне дешевого массового копирования, тиражирования образцов. Именно создание этих образцов требует наиболее существенных творческих усилий и инвестиций. Поэтому образцы товаров и возможных услуг стоят в постиндустриальных отраслях очень дорого, а их производство - дешево, и стоимость производства не сильно возрастает в связи с увеличением объёмов тиражирования образцов. Например, в производстве информационных продуктов очень велики затраты на их разработку, но их копирование, особенно через выкладывание образцов в сеть Интернет, стоит очень мало. В результате обладание авторскими правами на образец стало главным капиталом в постиндустриальной экономике, основным властным ресурсом в постиндустриальном обществе, а сам образец - ведущим средством производства.

Развитие постиндустриального общества поэтому во многом определяют сравнительно немногочисленные владельцы информации, знаний и технологий, а не владельцы тех или иных материальных объектов. Эти немногочисленные владельцы информации, знаний и технологий являются одновременно производителями продукции, её собственниками и собственниками средств её производства. Эти элитные социальные группы в постиндустриальном обществе очень мало зависят от других, неэлитных социальных групп, как, например, ранее в индустриальном обществе зависели друг от друга рабочие и капиталисты, а в доиндустриальном - крестьяне и феодалы. В силу низкой зависимости элитных социальных групп от неэлитных, а также в силу расширившихся возможностей самореализации индивидов, социальные группы постиндустриального социума не имеют развитых межгрупповых коммуникаций, заняты решением разных социальных проблем. Поэтому в постиндустриальном социуме, который в силу высокого уровня социальной фрагментации не всегда даже можно считать единым обществом, низок уровень социальной солидарности и коллективных действий по решению общих проблем.

Современная российская экономика остаётся во многом сырьевой, наибольшие объёмы экспорта в количественном и финансовом выражении составляют нефть, газ, металлы, лес и другие сырьевые товары. И тем не менее в мегаполисах и крупных городах России, а иногда в небольших поселениях развиваются постиндустриальные отрасли экономики, в частности, туризм, рекреационный и ресторанный бизнес, бизнес в сфере дизайна и моды, аудит и консалтинг, информационные технологии и связь. Эти отрасли экономики меняют российский социум, создавая в нём постиндустриальные компоненты.

Постиндустриальные компоненты в российском социуме не противостоят, а сосуществуют с другими, усложняя структуру социума, включая в неё новые элементы и связи. В частности, повышается значимость нематериальных мотивов и потребностей деятельности индивидов, стимулируется индивидуализм и творчество в профессиональной деятельности и в частной жизни, постепенно, но активно разрушаются традиционные и формируются весьма разнообразные новые типы социальных институтов, в частности, в сферах морали, нравственности, семейно-брачных отношений и других. Исследователи, в частности, отмечают, что семейные связи нередко мешают самореализации индивидов, что способствует разрушению традиционных семейных отношений.

Проблемой для российской экономики и общества является то, что переход к постиндустриализму происходит при незавершённости индустриального развития. Уровень автоматизации важнейших производств промышленности России существенно ниже тех, которые характерны для развитых стран мира. В частности, уровень автоматизации производства легковых автомобилей на российских заводах «ГАЗ» и «АвтоВАЗ» существенно ниже, чем на заводах, производящих аналогичные по классам автомобили в США, Германии, Франции, Японии и Южной Корее, которые стали лидерами этой отрасли экономики в современном мире. В результате, например, зарубежные производители поставляют автомобили существенно более высокого качества, чем российские, и одновременно, имеют возможности существенно чаще разрабатывать новые их модели, используя постиндустриальные способы адаптации продукции к потребностям покупателей. Поэтому российские производители автомобилей постоянно теряют позиции в конкуренции с западными производителями на российском рынке.

В современных условиях существенно снижаются требования к квалификации и дисциплине для рабочих высокоавтоматизированных производств, поскольку высокий уровень производимого продукта обеспечивается автоматами. Высокая квалификация требуется только для разработки новых технологий и внедрения инноваций, но не для обслуживания копирования образцов автоматами. Поэтому в постиндустриальной экономике существенно снижается необходимость в воспроизводстве в больших масштабах ответственной и квалифицированной рабочей силы, а возрастает потребность в воспроизводстве в относительно небольших масштабах элитных социальных групп, обладающих высокими знаниями и владеющие современными технологиями.

Ни частный бизнес, ни органы государственной власти развитых стран мира по этим причинам не стремятся больше к высокому уровню массового образования и профессионального обучения, потому что для постиндустриальных отраслей экономики такие работники нужны в сравнительно небольшом числе. Квалификация работников стран третьего мира, расположенных южнее России, вполне устраивает производителей товаров из развитых стран мира, вкладывать инвестиции в развитие аналогичных производств на территории России им невыгодно вследствие сравнительно высокого уровня экономических издержек.

Развитые страны мира уже довели уровень автоматизации своих ведущих производств до такого, что могут осуществлять производственную деятельность в развивающихся странах третьего мира - в Юго-Восточной Азии, в Мексике, в Турции и других, в которых рабочая сила стоит существенно дешевле, чем в России. Ведь в сравнении с этими странами третьего мира Россия расположена в зоне неблагоприятных природных условий, со сравнительно низкими зимними температурами и необходимостью тратить дополнительную энергию на обеспечение жизнедеятельности работников. Кроме того, в России практически отсутствуют хорошие автомобильные дороги и незамерзающие водные транспортные маршруты, а потому по территории России существенно сложнее, чем по территориям более южных стран перевозить комплектующие и готовую продукцию. Это ещё больше снижает конкурентоспособность российских производств в сравнении с производствами, расположенными в более южных странах третьего мира.

В современной России очень высок уровень региональной дифференциации по развитию экономики и социальной сферы, а также по особенностям государственного и муниципального управления. Логика развития постиндустриальной экономики приводит к тому, что только несколько субъектов Российской Федерации, например, Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, а также отдельные мегаполисы, например, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар способны становиться производителями конкурентоспособной продукции и услуг, а остальные регионы должны содержаться на дотациях этих передовых. Естественно, такое развитие экономики формирует и постоянно углубляет противоречие между передовыми регионами России и отстающими, снижает конкурентоспособность передовых регионов в силу необходимости направления немалых долей их доходов на поддержание экономики и социальной сферы отстающих регионов. Поэтому постиндустриальное развитие России объективно будет способствовать усилению дифференциации её регионов, даже если эта дифференциация будет оцениваться как несправедливая в общественном мнении. Эта несправедливость может быть сглажена при условии, что передовые регионы за счёт высокого уровня рентабельности своих постиндустриальных производств и услуг смогут получать столь высокие доходы, что их доли, передаваемые в пользу развития отстающих регионов, будут относительно небольшими, но их абсолютные значения будут достаточными для обеспечения весьма высоких стандартов жизнедеятельности граждан.

В российском социуме, как и в социумах всех развитых стран мира, в период постиндустриального развития повышается значение социального капитала, понимаемого как совокупность социальных связей и отношений. В частности, социальный капитал включает накопленные взаимные обязательства и ожидания, которые наряду с экономическим и финансовым капиталом, могут накапливаться и расходоваться, могут инвестироваться в те или иные виды экономической деятельности, принося финансовые прибыли. Социальный капитал является нематериальным продуктом деятельности индивидов в качестве членов сетей отношений, в которые они включены. Так понимаемый социальный капитал оказывает определенное влияние на производительность труда, условия экономической деятельности в целом и в итоге на благополучие общества. В частности, социальные связи и используемые в деятельности индивидов нормы и правила могут как увеличивать производительность труда, сокращать затраты на ведение бизнеса, облегчать координацию и сотрудничество в экономической деятельности, так и действовать в противоположном направлении.

Для постиндустриального общества характерен высокий уровень развития социального капитала, потому что он определяет важнейшие условия развития экономики: формирование потребностей покупателей и пользователей услуг, обеспечение возможностей самореализации индивидов, поддержание высокого уровня потребления и другие.

Социальный капитал тем не менее не всегда является позитивным ресурсом развития общества, поскольку, используя свои связи и взаимодействия в обществе, некоторые социальные группы и отдельные индивиды могут добиваться реализации не общественно значимых, а корыстных интересов. Если это происходит с использованием такими группами общественных и государственных ресурсов, то их деятельность следует признавать коррупционной, независимо от того, нарушают ли эти группы нормы законодательства или нет.

Рост уровня коррупции в России в последние годы сопровождается ростом объёмов накопленного социального капитала, поскольку составляющие его социальные связи и отношения необходимы для осуществления коррупционных действий. Но довольно высокие уровни накопленных в российском обществе социальных капиталов имеют нелегальный или коррупционный характер, а потому качество социального капитала в России можно оценивать как низкое. Оно проявляется в низком уровне взаимного доверия в российском социуме, понимания и готовности коллективно решать общественные проблемы, а также в неуважении к праву и закону. Кроме того, под влиянием коррупции наиболее значимые социальные связи российских граждан, предпринимателей, государственных и муниципальных служащих становятся всё более неформальными, а уровень регулирования социальных взаимодействий нормами права и даже морали и нравственности постоянно снижается.

Информация о работе Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров