Виды благ. Кругооборот благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:09, доклад

Краткое описание

Благо - это все то, что удовлетворяет потребность. Способность блага удовлетворять потребность характеризует его полезность. Полезность блага тем самым проявляется через потребление. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. Экономические блага являются результатом производства экономической деятельности людей и выступают в форме продукта. Чтобы иметь и потреблять такие блага, их надо произвести.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад. Виды благ.Кругооборот благ.docx

— 123.27 Кб (Скачать файл)

Благо - это все то, что удовлетворяет потребность. Способность блага удовлетворять потребность характеризует его полезность. Полезность блага тем самым проявляется через потребление. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Экономические блага являются результатом производства экономической деятельности людей и выступают в форме продукта. Чтобы иметь и потреблять такие блага, их надо произвести. В силу этого экономические блага (или продукты) являются ограниченными, что обусловливает особую важность экономики как системы удовлетворения потребностей людей.

Виды благ:

В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага разделяются  на разные группы.

  • Материальные и нематериальные.

- Материальные блага подразделяются на два имеющих разное функциональное назначение. Первый род полезных вещей – это предметы потребления, необходимые для жизнедеятельности людей (естественные дары природы - земля, вода, воздух; пища, одежда, жилище). Второй род – средства производства, используемые для изготовления предметов потребления. Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

- Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека. Такие блага создаются в непроизводственной сфере, в здравоохранении, образовании, искусстве, кино, театре, музее и т.д. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле (музыкальный слух – музицирование, голос - пение). Внешние блага - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.)

  • Экономические и неэкономические.

Это разграничение связано с  понятием редкости. Благо неэкономическое  имеется в неограниченном количестве. Неэкономические (даровые) блага предоставляются  природой без усилий человека (вода, воздух и т.д.).

  • Специфические блага.

Специфическими формами благ являются товары и услуги. Товар — это  специфическое экономическое благо, предназначенное для купли-продажи  на рынке. Товар как таковой обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять  какую-либо человеческую потребность  и пригодностью к обмену. Независимыми выступают товары, потребность в которых, как и цены на них, никоим образом не связаны между собой (бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы). Нормальный товар – такое благо, величина спроса на которое увеличивается с ростом дохода покупателя при каждом значении цены. Низший товар (или низшее благо) – это товар, объем спроса на который, уменьшается с повышением дохода. Низшими являются блага, для которых имеются взаимозаменяемые товары, отличающиеся большим качеством или большими удобствами. Например, по мере роста доходов семьи переходят от низших благ (таких, как картофель и хлеб) к приобретению и потреблению более дорогих продуктов (таких, как парное мясо и красная икра).

 

  • Долговременные и недолговременные (краткосрочные) блага.

Данное разделение зависит от срока  использования блага. Есть блага, которые  служат нам долго, и для своих  нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а  значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования  или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это  долговременные блага. Другие блага  могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования  этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в  процессе удовлетворения потребности  человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже  не сможем использовать снова. Еда и  спички - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как  долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих  нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем  чаще.

  • Прямые и косвенные (настоящие и будущие) блага. Блага бывают прямые и косвенные. Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.
  • Взаимодополняемые (комплементарные) блага.                                            Взаимодополняемыми называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ – комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае.
  • Взаимозаменяемые блага. Взаимозаменяемыми благами (субститутами) называются такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет - автомобиль).

 

 

 

 

На основе критериев уровня конкурентности в потреблении и степени исключаемости из потребления выстраивают следующую классификацию благ:

  • Конкурентные и неконкурентные блага. Критерием в данном разграничении является соперничество различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными (соперничающими) в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. То есть пользование благом мешает пользоваться этим благом остальным. Неконкурентными же в потреблении являются такие блага, получение выгод, от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отношении. То есть любой может пользоваться благом, не мешая другим.

 

  • Исключаемые и неисключаемые из потребления блага. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо. Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами — ими можно пользоваться без прямой оплаты.

 

  • Общественные и частные блага. Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Крупномасштабным примером общественных благ могут выступать товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» - навигационные знаки (такие, скажем, как бакены или маяки). Эти блага называют общественными в силу двух отличительных характеристик. Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными (смешанные блага). Например, фейерверк – благо общественное, если оно производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуетесь огненными шарами в частном увеселительном перке (Диснейленде), фейерверк – скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за входной билет.

 

  • Клубные блага. Одним из интересных способов подключения рыночного механизма к производству условных и исключаемых общественных благ является объединение потребителей таких благ в специально создаваемые для этого организации – клубы. Они выступают во внешнем, вполне «рыночном» мире как обычные покупатели подобных благ, а во внутренней сфере ограничивают доступ потенциальных потребителей к подобным благам, обуславливая его необходимостью вступления в ряды членов клуба, одновременно сокращая индивидуальные затраты таких членов на получение подобных клубных благ.

 

  • Неполноценное благо. Блага низшего порядка – товары типа дешевых сигарет и низкокачественных спиртных напитков, потребление которых уменьшается при росте дохода (при прочих равных условиях).

 

  • Насущные блага – это блага, осуществляющие достойное существования. Это такие блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов. Насущные блага включают здоровья, образование, кров и еду.

 

 

 

                                                     Кругооборот благ

 

                 

Современная экономика - это  постоянное движение массовых потоков  благ, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Эти потоки перемещаются с целью взаимного  обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют  потребностям людей – обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат  необходимые им товары» а другие – денежный эквивалент этих товаров, доход от продажи произведенных  и доставленных потребителям товаров. Состоявшийся обмен не означает, что  процесс завершился. Он прошел лишь одну, хотя и весьма важную стадию для того, чтобы дать импульс потоку товаров, денег и доходов. Ведь в товарных потоках перемещаются потребительские блага повседневного спроса людей и капитальные товары, ресурсы производственного назначения, необходимые для изготовления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность и масштабность этих процессов может продолжаться лишь при условии, когда им противостоят не менее масштабные потоки денежных доходов, сформировавшиеся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг. По существу это единый поток, но каждый вид товаров – это относительно обособленный рынок.

Рынки потребительских благ и рынки капитальных ресурсов, рынки денег и ценных бумаг  в реальной практике существуют достаточно автономно. Но они тесно связаны между собой: всякий сбой в одном из них немедленно скажется на процессах другого. Движение на рынках потребительских и капитальных товаров может полноценно функционировать лишь при условии обслуживания их соответствующими информационными системами, технологиями, рынками труда, фондовыми рынками (ценных бумаг), денежными рынками.

Независимо от того, в  товарной или денежной форме циркулируют  потоки, – все они суть доходы. Они могут рассматриваться в  качестве потока доходов, которые подлежат законному контролю, распределению  и перераспределению, формируя еще  одну относительно автономную систему  – систему финансов.

Поток благ, денег, доходов, переплетающийся в едином экономическом процессе, представляется настолько сложным, что, казалось бы, люди должны жить в неуверенности и под угрозой неминуемого хаоса. Однако в этой действительно сложной системе имеется определенный порядок. Экономика функционирует подобно системе с автоматическими стабилизаторами или встроенными механизмами координации.

Решая задачи со многими  экономическими переменными, рынок  беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов и способов производства. Для одних участников рыночной системы  требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из «игры» по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, спо­собах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег

            


Информация о работе Виды благ. Кругооборот благ