Виды конкуренций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 22:39, реферат

Краткое описание

В эпоху становления рыночного хозяйства появились два основных вида рыночной конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая, которые регулировали цены на товары и пропорции в экономике. Однако с развитием рыночной экономики стало ясно, что конкурентный механизм по-разному действует в различных условиях. Были выделены следующие два типа конкуренции и, соответственно, конкурентных рынков.
1. Совершенная

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция проявляется в нескольких видах.docx

— 18.85 Кб (Скачать файл)

Конкуренция проявляется  в нескольких видах. 
В эпоху становления рыночного хозяйства появились два основных вида рыночной конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая, которые регулировали цены на товары и пропорции в экономике. Однако с развитием рыночной экономики стало ясно, что конкурентный механизм по-разному действует в различных условиях. Были выделены следующие два типа конкуренции и, соответственно, конкурентных рынков. 
1. Совершенная (или чистая) конкуренция. Проявляется при наличии множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какого покупателя приобретать продукцию. Примером такого типа рынка в определенной мере может служить сельскохозяйственная ярмарка. Условием существования рынка совершенной конкуренции является то обстоятельство, что доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое решение фирмы о повышении или понижении цены не отражается на рыночном равновесии и уровне цен. Данная конкуренция совершенна еще и потому, что вступление новых фирм на рынок не встречает каких-либо препятствий и ограничений, вход и выход с рынка абсолютно свободны. Нет ограничений на доступ к той или иной информации о состоянии рынка, о ценах на товары, ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д. 
2. Несовершенная конкуренция. Если хотя бы одно из условий совершенной конкуренции не выполняется, такую конкуренцию называют несовершенной. Основной чертой несовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в той или иной мере влиять на цену. 
Экономическая теория выделяет три типа несовершенной конкуренции:

  1. монополистическую конкуренцию;
  2. олигополию;
  3. чистую (абсолютную) монополию.

Монополистическая конкуренция. Этот вид часто встречается в  рыночных условиях. Она представляет собой такой тип рынка, когда  большое количество мелких фирм предлагает разные изделия сходного назначения. Вход на рынок и выход с него, как правило, не связаны с непреодолимыми трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках продукции разных фирм, производящих взаимозаменяемые товары, каждый из которых, однако, обладает какими-либо исключительными свойствами. Примерами такой конкуренции могут служить фирмы, изготавливающие одежду, обувь, мебель, продукты питания и обладающие некоторой возможностью влиять на рыночную цену. 
Олигополия. Это такой вид конкуренции, когда на рынке существует несколько крупных фирм, производящих как разнородную (автомобили, самолеты), так и однородную (металлопрокат) продукцию. Вступление новых фирм в ту или иную отрасль рынка, как правило, затруднено. Отличительной особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. 
Чистая монополия и чистая монопсония. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей, и может диктовать цены. Так, основным перевозчиком пассажиров в Москве считается ГУП «Московский метрополитен». Барьеры для вступления в ту или иную отрасль практически непреодолимы. Монополия бывает естественная и искусственная. 
Естественная монополия возникает, когда производство продукта требует уникальных природных условий либо в случае, когда существование в отрасли нескольких производителей нецелесообразно. Искусственная монополия создается путем сговора производителей. 
Монопсония осуществляется тогда, когда на рынке существует единственный покупатель. Монополия выгодна для продавца, а монопсония обеспечивает привилегию для покупателя. Встречается и двусторонняя монополия, когда в отрасли имеется один продавец и один покупатель. Такая ситуация, например, возможна при производстве военной продукции, когда есть одна фирма-производитель и один заказчик этой продукции — государство. При этом рассматривается ситуация на внутреннем рынке. Однако чистая монополия и чистая монопсония встречаются достаточно редко. 
В конкурентной рыночной среде следует не допускать возникновения чистой монополии или олигополии. Этого можно достичь только путем вмешательства со стороны государства. Основной целью применения государственных средств является достижение оптимального сочетания различных видов конкуренции и недопущение того, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупную эффективность конкурентной среды. Для формирования нормально функционирующих конкурентных рынков необходимы соответствующая законодательная баз4л общественные институты, эффективная денежно-кредитная политика, меры по защите интересов национальных производителей на мировом рынке. 
В современных российских условиях проблема защиты конкурентной среды стоит достаточно остро, так как монополия во многих отраслях производства сохранилась со времен СССР. 22 марта 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», первый нормативный акт в России, направленный на развитие конкуренции. В этот закон постоянно по мере изменения рыночной ситуации вносятся изменения и дополнения. Последние изменения были внесены 26 июля 2006 г. В законе и дополнениях к нему определены понятия монопольно высокой и низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта и т.д. Закон запрещает таким субъектам злоупотреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ориентирована на пресечение недобросовестной конкуренции, ст. 17 — на предупреждение монопольных и олигопольных слияний. Крайней мерой, применяемой к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доминирующим положением, является принудительное разделение хозяйствующих субъектов, определяемое ст. 19. 
Конкуренция подразделяется также на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция имеет место, когда предприниматель привлекает покупателей своей продукции снижением цен, и характерна для рынка совершенной конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в условиях рынка монополистической конкуренции и олигополии. Ее методами являются повышение качества продукции, послепродажное обслуживание, реклама и пр. 
В рыночных отношениях существует добросовестная и недобросовестная конкуренция. Первая осуществляется с применением этико-правовых норм при взаимоотношениях с партнерами. Вторая подразумевает технический шпионаж, подкуп работников фирмы-конкурента, ложную рекламу, использование в своих целях силовых органов по отношению к фирмам-конкурентам (ложный донос) и др. 
Обязательными атрибутами рынка являются экономическая неопределенность и риск. 
Неопределенность — это ситуация, не поддающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов и соответственно поведение участников хозяйственной деятельности. Когда неизвестна вероятность ожидаемого события, то оно может развиваться различными способами, т.е. имеет место неопределенность. Даже если известен конечный результат, то все равно могут быть неизвестны сроки осуществления намеченного, отклонения от прогнозируемого варианта развития событий, непредвиденные последствия. Все это элементы неопределенности. В таких условиях принятие хозяйственных решений подвержено риску. Риск — это оценка вероятности ожидаемого события. Она не может быть абсолютно точной. Поэтому хозяйственная деятельность связана с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. Предприниматель всегда идет на риск и готов к нему. Открытие собственного дела, участие в инвестиционном проекте, приобретение пакетов акций — все это связано с разнообразными рисками. Риск в условиях неопределенности неизбежен, так как степень оптимального выбора варианта, как правило, невелика. Проблемы риска имеют большое значение в кредитовании, страховании, инвестиционных проектах. Любой предприниматель стремится свести неопределенность к минимуму и уменьшить степень риска, стараясь лучше изучить рынок, провести маркетинговые исследования, застраховаться от возможных убытков. Однако все эти мероприятия увеличивают издержки. 
В то же время существуют различные способы снижения рисков в условиях неопределенности. Один из них — диверсификация, представляющая собой разностороннее и многообразное размещение средств, покупку инвестором ценных бумаг многих компаний, работающих в различных отраслях экономики, вложение средств в разные активы, обладающие различной доходностью и степенью риска. Вторым способом снижения рисков является система страхования банковских операций — поручительство, передача имущества под залог и т.д., которые применяются при кредитовании. Третий способ — получение разнообразной достоверной информации, на основании которой принимаются решения. Все эти меры позволяют снизить степень рынка, но не исключают его полностью. 
Несмотря на то что сегодня рынок считается наиболее эффективной формой хозяйства, рыночные отношения не являются полностью совершенными и безусловно обеспечивающими прогрессивное развитие общества. Между интересами участников рынка существует множество противоречий, и рынок сам устранить их не в состоянии. Эти противоречия называются несовершенствами рынка или фиаско рынка. Основные из них связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию.


Информация о работе Виды конкуренций