Виды рынков и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель объяснить существования рынков и найти причины, предопределяющие масштабы распространения рыночной системы в мире.
Задачи: проанализировать сущность рынка и дать его определение, систематизировать представление о функциях рынка, провести анализ структуры рынка, рассмотрение конкуренции и монополии в рыночном механизме, а также роль государства в формировании рыночной инфраструктуры, выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 4
1.1. Понятие и сущность рынка. Его основные функции и роль в общественном производстве. 4
1.2. Структура и инфраструктура рынка. 6
2. МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 9
2.1. Классификация видов рынков. 9
2.2. Рынок совершенной конкуренции. 10
2.3. Рынок несовершенной конкуренции. 13
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ФИАСКО РЫНКА. 20
3.1. Эффективность рынка. 20
3.2. Фиаско рынка. 21
3.3. Роль государства в развитии рыночной инфраструктуры (на примере России). 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 Особенности процесса становления рыночной инфраструктуры в РФ:

1. Создание институтов  рыночной инфраструктуры.

2. Отсутствие регулирования государством становления рыночной инфраструктуры обусловило спонтанность, волнообразный и стихийный характер.

3. Рыночная инфраструктура  России отличается неравномерностью  своего развития. 4. Протекционизм  государства в отношении российских институтов рыночной инфраструктуры привел к тому, что они менее конкурентоспособны в сравнении с их зарубежными аналогами.

5. Существуют региональные  диспропорции в распределении  институтов рыночной инфраструктуры  России.

Без контроля и поддержки демократических институтов государство не может стать ведущим звеном рыночной системы. Российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, это ведет и к укреплению демократизма. Ведь последовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства, во-вторых, поддержку конкуренции и борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для экономической реализации всех форм собственности, в-четвертых, наличие в достаточном количестве и качестве общественных благ, в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы были рассмотрены следующие вопросы: сущность и структура рынка, типология рынков, их эффективность и фиаско.

Рынок является экономической категорией, он тесно  связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Существуют  множество видов рынков, главные  из которых можно сгруппировать по четырем признакам: по виду продаваемого товара,  по масштабам охвата территории, с точки зрения соответствия действующему законодательству и по уровню конкуренции. Важнейшей особенностью рыночной экономики является конкуренция.

Эффективность рыночной экономики тем выше, чем  сильнее развита в ней конкуренция. Фиаско рынка представляет собой  ситуацию, при которой рынок оказывается  не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов (внешние эффекты, общественные блага, неравенство в доходах, рыночная власть, асимметричность информации).

Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Его – цель создать условия, выполнения которых бы обеспечило бы полную хозяйственную независимость предприятий, как в области производства, так и реализации, свободу заключения договоров с хозяйственными субъектами, выход на внешний рынок.

Итак, из хода работы мы можем заключить, что рыночная система – это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого.

Рынок позволяет  решать проблемы уровня жизни, структуры  и эффективности производства, пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует и в развитых странах, и в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

На рынке  осуществляются реализация стоимости  и доведение товаров до потребителя. Рынок влияет на все фазы воспроизводства — производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного  развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономической политики оно создаёт «правила игры», которыми следуют участники рынка.

Развитие предприятий  и предпринимательства имеет  решающее значение для экономического роста России. К сожалению, на сегодняшний момент предприниматели постоянно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами и трудностями в своей деятельности.

Зачастую это объясняется  несовершенством и неразвитостью  инфраструктуры предпринимательства, однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные тенденции, наблюдаемые в российской экономике, и у российского предпринимательства при условии продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего развития. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены, и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бардовский, В. П. Экономика: учебник / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова, - М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА – М, 2009.
  2. Бархатов, В. И. Экономическая теория: учебник / под ред. В. И. Бархатов, Г. П. Журавлева, - М.: «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА», 2007.
  3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник, издание 2-е, - М.: «ПРОСПЕКТ» 2011.
  4. Булатова, А. С. Экономика: учебник, издание 4-е/ А. С. Булатова, - М.: «ЭКОНОМИСТЪ», 2006. - 831 с.
  5. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник / В.Д. Камаев, - М.: ВЛАДОС, 2005.
  6. Липсин, И.В. Экономика: учебник издание 2-е стереотипное / И. В. Липсин, - М.: «КНОРУС», 2012.
  7. Николаева, И. П. Экономическая теория: учебник, издание 2-е / под ред. И.П. Николаевой, - М.: Проспект, 2009.
  8. Пястолов, С.М. Экономическая теория: учебник / С.М. Пястолов, - М.: «АКАДЕМИЯ», 2007
  9. Радаев В.В. Электронный журнал «Экономическая социология» Статья "Что такое конкуренция?" № 2, Март 2003
  10. "Российское образование" Федеральный образовательный портал http://www.auditorium.ru
  11. Экономический словарь, http://ekslovar.ru/

 


Информация о работе Виды рынков и их характеристики