Вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их применения в современных условиях.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрение причин и предпосылок вмешательства в рыночный механизм ценообразования;
Рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
Анализ основных инструментов государственного регулирования экономики;
Рассмотрение примеров и последствий государственного вмешательства в рыночный механизм в

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ  ВПО «ВГУ»)

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономической  теории и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «

на тему: «

 

 

Направление

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель  курсовой работы                            

 

к.э.н., доц.

 

 

 

Курсовую работу выполнил

студент 2 курса 2 группы

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют коммерческие результаты деятельности предприятия; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы. Свободно функционирующий рынок не гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, стабилизации уровня цен и других социальных эффектов.

Проблема государственного вмешательства в экономику является одной из основных для любого государства. Государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не должна отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Основная проблема состоит не столько в усилении государственных начал, сколько  в формировании инфраструктуры цивилизованного рынка,структур гражданского общества и правового государства. Данная проблема требует детального анализа теоретического материала и практического опыта  с учетом эволюционных особенностей экономики России.. Совершенствование отечественного рыночного механизма позволит интегрироваться рыночной экономике в мировое экономическое сообщество, повысить уровень конкурентоспособности отечественных товаров и предприятий, что незамедлительно скажется на уровне жизни российского населения .

Объектом исследования является политика в области ценообразования в системе государственного регулирования национальной экономики.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе государственного вмешательства в рыночный механизм ценообразования.

Цель данной работы состоит в анализе основных инструментов государственного регулирования  экономики и особенностей их применения в современных условиях.

Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • Рассмотрение причин и предпосылок вмешательства в рыночный механизм ценообразования;
  • Рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
  • Анализ основных инструментов государственного регулирования экономики;
  • Рассмотрение примеров и последствий государственного вмешательства в рыночный механизм в Российской Федерации.
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

    1. Причины и формы государственного вмешательства в рыночный механизм ценообразования

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством рыночного механизма, но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля уровня цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций) и некоторыми другими методами.

На конкурентном, свободном от государственного регулирования  рынке цена на товар под воздействием различных факторов изменяется и  уравновешивает спрос и предложение: при равновесной цене количество товара, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому продавцами количеству. Но результаты функционирования свободного рынка не учитывают интересы всех членов общества. Максимальный предел цены называют «потолком» (верхним пределом) цены, а минимальный придел цены называют «полом» (нижним пределом) цены. Рассмотрим подробно последствия каждого из решений. В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные.

 

Методы прямого  регулирования цен:

А) Административное установление цен;

Б)Замораживание цен;

В)Установление предельного  уровня цен;

Г)Регламентация уровня рентабельности;

Д)Установление нормативов для определения цен;

Методы косвенного регулирования цен:

А)Налогообложение;

Б)Регулирование денежного  обращения

В)Оплата труда.

Г)Кредитная политика

Д)Регулирование государственных  расходов

Е)Установление норм амортизации  и др.

 

 

Рис.1.1 Формы и методы государственного регулирования цен1

При помощи прямых методов государство непосредственно  воздействует на порядок, методы определения  и уровень цен. К ним можно  отнести: регламентирование порядка  определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным  относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Вместе с  тем, государство использует и такие  косвенные методы, как "цены вмешательства", "цены поддержания", введение количественных ограничений на импорт, установление "рекомендательных" цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

Прямым государственным  вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие  на цены и лидерство в ценах  имеет место в отраслях, где  доля государства в потреблении  товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами "контрактные цены", которые затем становятся базовыми для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены.

Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе "социального  партнерства". Одной из таких форм является контроль цен  на потребительские  товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Наблюдение  за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются органы государственной статистики. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры, специальные комиссии и международные организации.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

 

    1. Излишки потребителя и производителя. «Эффект благосостояния» от государственного вмешательства в рыночный механизм.

 Излишек производителя - это разница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую дополнительную единицу продукции. Графически этот излишек может быть показан в виде площади над кривой предложения, вплоть до линии рыночной цены (на рис. 1.2 заштрихованная область).

 

Рис 1.2. Излишек производителя2

Смысл понятия излишек  потребителя заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу  товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, которая предшествует этой последней, потребитель получает некоторую выгоду. Идею излишка потребителя можно пояснить на графике (рис. 1.3)

Рис.1.3. Излишек потребителя3

 
Понятие излишка потребителя и  излишка производителя могут  быть использованы для оценки последствий  государственной политики в области ценообразования. Предположим, что государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне Р1 ниже цены равновесия Р0 (см. рис. 1.4). Это приводит к возникновению дефицита (Q2- Q1), поскольку при снижении цены величина спроса возрастает, но производители сокращают производство.

А что от такой государственной  политики выигрывают или проигрывают потребители и производители? Потребители платят за товар меньшую цену, поэтому их потребительский излишек возрастает на величину, равную площади прямоугольника а. Но в связи с возникшим дефицитом ряд потребителей не может приобрести необходимый им товар. Потеря их потребительского излишка показана треугольником b. Таким образом, если спрос достаточно эластичен и площадь прямоугольника а больше площади треугольника b, то потребители в результате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, равном (а-b). 
Что касается производителей, то они терпят чистые убытки: оставшиеся в отрасли производители получают более низкую цену и теряют избыток, равный площади прямоугольника а. Кроме того, в результате общего сокращения объемов производства производители дополнительно теряют часть избытка, равную треугольнику с. Таким образом, общие потери производителей составляют (-а - с).

Рис 1.4. Последствия государственного контроля над ценой4

Нетрудно заметить, что  общее изменение совокупных излишков потребителей и производителей составляет (а - b - а - с) = (- b - с). Другими словами, потери производителей превышают выигрыш потребителей, и следовательно, государственный контроль над ценами приводит к чистым потерям благосостояния. В целом можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сложившейся на рынке цене является взаимовыгодной для продавцов и покупателей. И те, и другие получают в результате обмена определенный выигрыш (излишек). Важно, однако, подчеркнуть, что совокупный размер этого выигрыша максимизируется именно в условиях совершенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия (в результате вмешательства государства или каких-либо других причин) приводит к потерям общественного благосостояния.

Рассмотрим подробнее влияние государственного вмешательства на благосостояние. Как отмечено выше, важной целью анализа эффекта изменения цен является нахождение точной количественной меры, с помощью которой можно было бы проводить оценку последствий мероприятий экономической политики для благосостояния потребителей. Такой мерой является излишек потребителя, поскольку его изменения позволяют оценить последствия для благосостояния изменений цен, вызванных различными действиями правительства, например, такими как введение налогов, таможенных тарифов или иных торговых барьеров. Напомним, что излишек потребителя есть чистый выигрыш в благосостоянии потребителя в результате приобретения какого-либо блага, то есть разница между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель, и той, которую ему приходится платить в действительности. Теперь мы можем уточнить, что это относится к потребительскому излишку при обычном (маршаллианском) спросе, поскольку измеряется как площадь между кривой обычного спроса и уровнем рыночной цены данного блага. Соответственно излишек потребителя при компенсированном спросе геометрически есть область между кривой компенсированного спроса и ценой, заплаченной за данное благо (на рисунке она заштрихована горизонтальными линиями, а различие между излишками потребителя при компенсированном и обычном спросе дополнительно заштриховано косыми линиями) (рис.1.5).

Информация о работе Вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования