Возможности применения антимонопольного опыта за рубежом в условиях российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

В качестве темы своей курсовой работы я выбрала следующую : « Антимонопольное регулирование экономики России ». Актуальность темы обусловлена тем, что антимонопольное регулирование - это безусловно одна из важнейших составляющих частей экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой. В связи с этим данная тема является актуальной.
Объектом курсовой работы является антимонопольное регулирование экономики России.
Предметом курсовой работы является проблема деятельность Федеральной Антимонопольной службы России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы антимонопольного регулирования……………6
1.1 Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды………….6
1.2Становление антимонопольной политики в России………………..9
1.3 Методы антимонопольной политики в России…………………….11
2. Анализ антимонопольной политики России…………………………...16
2.1 Структура антимонопольных органов в России…………………...16
2.2 Оценка эффективности мер государственного
антимонопольного регулирования РФ…………………………......20
3. Возможности применения антимонопольного опыта за
рубежом в условиях российской экономики…………………………...25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольная экономика показать.docx

— 431.96 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                  Стр

 

Введение………………………………………………………………………….4                                                                                                     

 

  1. Теоретические основы антимонопольного регулирования……………6                 

 

1.1 Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды………….6

 

1.2 Становление антимонопольной политики в России………………..9

 

1.3 Методы антимонопольной политики в России…………………….11

 

  1.  Анализ антимонопольной политики России…………………………...16

 

2.1 Структура антимонопольных органов в России…………………...16

 

    1. Оценка эффективности мер государственного

 антимонопольного регулирования  РФ…………………………......20

 

  1.  Возможности применения антимонопольного опыта за

рубежом в условиях российской экономики…………………………...25

 

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В качестве темы своей курсовой работы я выбрала следующую : « Антимонопольное регулирование экономики России ». Актуальность темы обусловлена тем, что антимонопольное   регулирование   -  это безусловно одна из важнейших составляющих частей экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой. В связи с этим данная тема является актуальной.

Объектом курсовой работы является антимонопольное регулирование экономики России.

Предметом курсовой работы является проблема деятельность Федеральной Антимонопольной службы России.

Цель курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть проблемы и перспективы развития антимонопольной политики в России, подробно изучить понятие, сущность и виды антимонопольного регулирования, а так же познакомиться с особенностями антимонопольного регулирования.

Задачами курсовой работы являются:

- обобщение  теоретических знаний об антимонопольном регулировании экономики

- выявить  особенности антимонопольной политики России

- провести анализ антимонопольной политики России

Цель и задачи определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В введении представлены актуальность, цель и задачи исследования.

Впервой главе описывается общая характеристика, становление и методы антимонопольного регулирования России.

Во второй главе проводится анализ антимонопольной политики России и говорится о структуре антимонопольных органов РФ.

В третьей главе предлагаются возможности применения антимонопольного опята за рубежом.

В заключении сделаны основные выводы по теме исследования.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили основные структуры органов федеральной антимонопольной службы России, законы и нормативные документы, связанные с этой областью регулирования, а также материалы периодических изданий.

При выполнении курсовой работы использовались следующие методы: метод сравнения, логический, исторический, методы экономической и политической статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы антимонопольного регулирования экономики

 

    1. Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды

 

Антимонопольное регулирование является важнейшим составляющим политики. Что бы понять что же такое антимонопольное регулирование Р. М. Нуреев дает такое определение: «Антимонопольное регулирование  - это государственная направленная деятельность, которая образуется на основании, разрешаемых действующим законодательством, по установлению и осуществлению правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты честной конкуренции и снабжения результативности рыночных отношений».[3]

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а)запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения,  б)разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой, а также осуществляют антиконкурентные действия. Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня слияния между фирмами одной и той же отрасли являются основным источником для беспокойства, а к  слияниям между фирмами смежных отраслей и между несвязанными фирмами относятся более терпимо. На антимонопольную политику в большой степени повлияло развитие экономической мысли за последние два десятка лет. Для того, чтобы лучше понять вопросы, связанные с антимонопольной политикой, а конкретно, с её проведением в России, нужно в общих чертах понять суть самой монополии. Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом, целью которых является  установление монопольно высоких цен и извлечения высоких прибылей. Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. В пределах этой теории монополия рассматривается через следующую схему из трёх элементов:

                                                                                               (Рисунок 1)





 

 

 

Рисунок 1 - Три элемента монополии

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует сказать, что опираясь на  рыночную структуру, даётся следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного производителя. Изучая монополию таким образом  большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого производителя. Такое пространство принято называть отраслью. Тем самым монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и границы отрасли и фирмы совпадают.

Рассматривая определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает применение субъектом основных инструментов. При монополии производитель использует эти инструменты, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов. Существуют также признаки монополии:

•Монополистический рынок представлен одним производителем и массой покупателей.

•Производимая продукция является уникальной.   

•Вход новых фирм на рынок практически невозможен из-за высоких барьеров. Существуют различные причины наличия таких барьеров, например:       

· Крупные размеры фирмы и экономия от размеров производств.

· Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, которое связанно с производством исключительного блага.

· При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

· Система лицензий на выполнение отдельных видов работ, которое может выдаваться правительством.

· Недобросовестная конкуренция, то есть влияние на покупателей нечестными по отношению к сопернику способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

  Сложность  в получении полной информации  обо всём рынке. Существует три  вида монополии: закрытая, естественная  и открытая. Закрытая монополия  – это монополия, которая защищена  от конкуренции юридическими  ограничениями, институтом авторских  прав, патентной защитой и т. д. Естественная монополия возникает  в отрасли, в которой долгосрочные  издержки достигают минимума, когда  одно предприятие удовлетворяет  спрос всего рынка в целом. С естественными монополиями, в  основе которых лежит экономия  на масштабах производства, тесно  связаны монополии, базирующиеся  на владении уникальными природными  ресурсами, о чём говорилось выше. Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма  является  единственным производителем товара, но не имеет специальной юридической  защиты от конкуренции. Фирмы, впервые  вышедшие на рынок с новой  продукцией являются хорошим  примером таких монополий.  Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества естественных монополий могут быть сведены «на нет» появлением новых технологий. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-заменителей.[16]

 

1.2Становление антимонопольной политики в России

 

Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного  управления. Решающая роль и обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам — все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями — целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонопольное регулирование, так и более сложные действия государства по развитию и поощрению конкуренции на отдельных рынках.

Основными целями антимонопольной политики России сегодня являются: формирование единого экономического и правового пространства,  обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство. К его источникам относятся:  Конституция Российской Федерации, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а так же поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст.8) и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст.34); Гражданский Кодекс Российской Федерации ( ГК РФ ), который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.[4] 

Весьма интересным нам представляется история становления антимонопольного законодательства РФ, без знания которой трудно будет понять Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».[5] 
 В июле 1991 был создан Государственный комитет Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур , позже Государственный антимонопольный комитет, в 2003г. – Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу РФ ( ФАС России ).  

Таблица 1- 5 этапов становления истории  антимонопольного законодательства РФ

1 этап

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(1991)

2 этап

Формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

3 этап

Связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

4 этап

Создание ряда новых направлений Закона о конкуренции

5 этап

Формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц


 

1.3. Методы антимонопольной политики  в России

 

В предыдущих пунктах были подробно рассмотрены и изучены методы антимонопольной политики России.

Запреты на монополистическую деятельность разделяются на запреты, ориентированные против договоренностей, которые ограничивают конкуренцию, и запреты на злоупотребление фирмами своим господствующим положением. Такие нарушения являются наиболее стандартным (более 70%) нарушением антимонопольного законодательства.

Достаточно часто встречаются такие нарушения, как навязывание невыгодных условий соглашения, нарушение порядка ценообразования, скоординированные действия фирм, устремленные на ограничение конкуренции. Исследования более 200 цен показали, что треть предприятий, занимающих преобладающее положение на рынке товаров , завышают цены на товары и услуги.

Также закон налагать запрет на  установление  монопольно высоких или монопольно низких цен; а также изымать товар из обращения, чтобы формировать и поддерживать дефицит товара или повышать цену; навязывать такие условия договора, которые не могут быть  выгодными для фирмы или не относящиеся к предмету договора, также  включать в договор ущемляющие условия, которые ставят фирму в положение ниже по сравнению с другими предприятиями, а также мешать входу на рынок (или уходу с него) другим фирмам, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

Информация о работе Возможности применения антимонопольного опыта за рубежом в условиях российской экономики