Возникновение и развитие экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Порой можно услышать мнение, что экономическая наука – материя сухая и скучная. Между тем экономическое устройство общества содержит не меньше увлекательных проблем, чем неразгаданные тайны самой природы, раскрыть которые пытались и пытаются мыслители и ученые. Неудивительно потому, что экономическая теория – единственная из общеобразовательных наук, по которой присуждается Нобелевская премия.

Содержание

Введение
Возникновение и развитие экономической теории.
Вклад в мировую экономику меркантилистов и классической школы.
Вклад Маркса и Энгельса в развитие экономической науки.
Маржинализм и неоклассическое направление, и их влияние на современную экономическую науку.
Тестовые задания (вариант 1)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

111Microsoft Word.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

  1. Возникновение и развитие экономической теории.
  2. Вклад в мировую экономику меркантилистов и классической школы.
  3. Вклад Маркса и Энгельса в развитие экономической науки.
  4. Маржинализм и неоклассическое направление, и их влияние на современную экономическую науку.
  5. Тестовые задания (вариант 1)

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Порой можно услышать мнение, что экономическая наука –  материя сухая и скучная. Между  тем экономическое устройство общества содержит не меньше увлекательных проблем, чем неразгаданные тайны самой  природы, раскрыть которые пытались и пытаются мыслители и ученые. Неудивительно потому, что экономическая  теория – единственная из общеобразовательных  наук, по которой присуждается Нобелевская  премия. 

Экономика – это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. Сегодня интерес образованных людей  к экономической теории все более  возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые  происходят во всем мире. Понимание  событий происходящих вокруг, требует  умения оперировать большими пространственными  и временными масштабами. Поэтому  важно изучение истории возникновения  экономических знаний и проблематику их развития. Зачатки экономической  науки появились еще в древнем  мире. Уже ученые – философы Древней  Греции, Рима, Востока, Египта, Китая, и  Индии пытались решить отдельные  вопросы экономики: что лежит  в основе цены, как наживать состояние.

Экономическая мысль Древней  Греции и ученые той поры, например Платон и Аристотель, сформулировали исходные положения экономической  теории о полезности как исходной ценности материальных благ.  Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.

Итак, как прикладная наука  о ведении хозяйства экономическая  теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI – XVIII вв. появилось  ее название – политическая экономия (от греческих слов: «политейя» - общество, «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон). Таким образом, политическая экономия – наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства.

 

 

 

 

 

    1. Возникновение и развитие экономической теории.

Для лучшего понимания  экономической теории нужно хотя бы в общих чертах ознакомится  с историей становления и развития экономической мысли и экономических  учений, взглядов и концепций, объясняющих  экономические процессы и их закономерности.

В развитии экономической  науки условно можно выделить четыре фазы: фазу до научного развития (до XVIII века), фазу рождения экономической  науки (1750-1870 годы), фазу открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870-1930 годы) и фазу современных теоретических  исследований и разработок.

Древнейшими зачатками экономической  мысли считаются дошедшие до нас  письменные источники Древнего Египта, Месопотамии, Древних Индии, Китая  и Греции. Когда основным было натуральное  хозяйство, дорыночная экономика анализировалась философами и религиозными деятелями, доказывавшими преимущества натурального хозяйства, осуждавшими спекулятивные торгово-ростовщические сделки как безнравственные и считавшими рабство нормальным и вечным явлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Вклад в мировую экономику меркантилистов и классической школы.

Первой теоретической  школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте » - купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Меркантилисты считали, что деньги и их накопление в виде золота и серебра составляют богатство нации. Запрет вывоза драгоценных металлов и ввоза иностранных товаров, не эквивалентный обмен во внешней торговле по принципу «разори соседа», превышение экспорта над импортом позволит привлечь в страну зарубежное золото.

Идеология меркантилизма  впоследствии получила самые различные  оценки. Не внеся в экономическую  теорию существенного вклада, хозяйственная  практика этого периода, а точнее ее осмысление привела к появлению  новой науки - политической экономии.

Между тем критики меркантилизма  справедливо отмечали, что во время  торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в  обмене – богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда  же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

 Зарождение в последней трети XVIII века классической школы* связано с именем Адама Смита (1723-1790 гг.).Он установил, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. В своей работе «Исследование о причинах и природе богатства народов» А. Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под направляемыми А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.

Дальнейшее развитие классической школы в конце XVIII - начале XIX в принадлежит таким экономистам, как Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй и Т. Мальтус.

Так, Д. Рикардо выявил закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработал теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении.

Ж. Б. Сэй впервые исследовал проблему равновесия между спросом и предложением, реализации совокупного общественного продукта в зависимости от коньюнктуры рынка.

 Важное место в истории развития экономической мысли отводится физиократам* . Эта школа возникла во Франции в середине XVIII века. Ее основателем был придворный медик Франсуа Кенэ. Физиократов считают предтечей появления классической школы. Одной из основных заслуг этой школы является то, что в отличии от меркантилистов, они считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Для того времени это были очень прогрессивные взгляды.

В соответствии с этим физиократы выделяют следующие классы: производители, собственники земли и  бесплодный класс (занятые в торговле).

 Подводя итоги классической  школе, необходимо отметить, что  основным объектом исследования  здесь выступает производство а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Вклад Маркса и Энгельса в развитие экономической науки.

Следующий шаг в развитии экономики связан с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Сконструированная  ими экономическая теория – марксизм -  развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается  только трудом наемного рабочего, а  присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может  лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной  собственности. К. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная  жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления  политической экономии. В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. К.Маркс (1818-1883гг.) в своем главном труде «Капитал» над которым работал 40 лет, глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

Во-первых, это не соответствовало  историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы  капитала, свободной конкуренции  и невмешательства государства  в экономику.)

На рубеже 19-20 веков экономика  сильно преобразилась (в ней стали  преобладать крупные акционерные  общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало  активно вмешиваться в хозяйственную  жизнь). Во-вторых - при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В. И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К. Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

С конца XIX в. начинают формироваться  новые подходы в экономической  науке и в течение длительного  времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

В последней трети 19 в. В  Австрии, США, Англии произошел подлинный  переворот в экономической теории: возникло неоклассическое (по греч. неос - новый) направление. Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской - К. Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас.

Оно возникло как реакция  на экономическое учение К. Маркса. Учение  господствовало до 30-х годов  нынешнего столетия и воспевало  эпоху свободного предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Маржинализм и неоклассическое направление, и их влияние на современную экономическую науку.

Возникновение теории берущей  за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Быстрое экономическое  развитие сопровождалось кризисами, наблюдался определенный кризис классической школы, Поэтому не менее существенной причиной возникновения маржинализма можно  считать стремление ученых найти  выход из кризиса экономической  теории. Маржиналисты доказывали необходимые общие закономерности экономической жизни, первостепенность абстрактно-логического метода научного анализа, вне зависимости от национальной специфики. Логика методологических установок маржиналистов вела к выделению основной проблемы, максимально удаленной от идеологии предмета исследования. Таким предметом была объявлена «вечная» проблема рационального распределения ограниченных ресурсов.

Маржиналистов называют еще и «неоклассиками». Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков – удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Альфреда Маршала (1842-1924 гг.) состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Согласно выбранному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства.

Спор между представителями  классической школы и маржиналистами так же вечен, как выяснение вопроса: «Что появилось раньше: материя или идея». Но австрийская школа вошла в историю экономической мысли не только данным подходом, но и принципиально новыми методами экономического анализа, базирующимися на предельных величинах. У маржиналистов не стоимость продукта, а его полезность становится исходной категорией исследования.

Возникновение предельного  анализа в работах маржиналистов А. Маршалл понимал не как революцию в науке, а как результат ее эволюции. Ему удалось связать классику с современностью, обеспечить преемственность идей и показать неразрывность развития экономической мысли. Книга А. Маршалла «Принципы политической экономии» стала на многие годы полным и систематическим курсом экономической теории.

Информация о работе Возникновение и развитие экономической теории