Выбор моделей макроэкономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом.
Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости.
Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях.
Стабилизационная политика: перспективы и проблемы.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Модели макроэкономической политики
2. Споры о макроэкономической политики
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

belousov_kursovaia_rabota.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Улан-Удэнский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Экономическая теория

Тема

Выбор моделей макроэкономической политики

Фамилия студента

Белоусов

Имя студента

Александр

Отчество студента

Сергеевич

№ контракта

06112100301001


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Модели макроэкономической  политики

    2. Споры о макроэкономической  политики

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

1 Модели макроэкономической политики

1.1 Кейнсианская модель: соединение  рыночного механизма и государственного  регулирования на основе управления  спросом

Практика государственного регулирования, в основе которой лежит теория «полной занятости», или теория «регу¬лируемого капитализма», разработанная Дж. М. Кейнсом, стала формироваться еще в З0-е гг., но была прервана Второй мировой войной. Послевоенная государственная экономическая политика многих стран Запада находилась под определяющим влиянием этой теории вплоть до конца 70-х годов. Наиболее полное применение кейнсианские постулаты нашли в системе мер государственного регули¬рования США и Англии.

Для того, чтобы наиболее полно  понять суть и направ¬ленность положений  теории Дж. М. Кейнса, следует вспом¬нить исторические условия, в которых появилась эта тео¬рия. Основная работа Кейнса по этой проблеме - «Общая теория занятости, процента и денег» - вышла в свет в 1936 г . К. этому времени экономика стран Запада прошла через глубочайший в своей истории экономический кри¬зис. Отсюда появилась практическая потребность в поиске средств, обеспечивающих динамичное, без глубоких потря¬сений, общественное воспроизводство.

 В кейнсианской модели главным  фактором стимулирования совокупного спроса выступают инвестиции. В экономическом анализе термин "инвестиции" означает использование сбережений для создания новых производственных мощностей и других физических (реальных) активов. В состав инвестиций входят все затраты на приобретение машин и оборудования, осуществление строительно-монтажных работ, изменение запасов. Вложение средств в ценные бумаги, такие, как акции и облигации, называется финансовыми или портфельными инвестициями. В отличие от физических инвестиций, которые создают новые активы и тем самым увеличивают производственные мощности страны, финансовые инвестиции только перераспределяют права собственности на существующие активы от одного субъекта к другому. Именно поэтому экономисты связывают инвестиции с вложением капитала в приобретение физических активов и запасов. Важно и то, что осуществление инвестиций непосредственно связано с товарным рынком, тогда как купля-продажа ценных бумаг - с фондовым рынком.

Поскольку инвестиции - один из компонентов  совокупных расходов, то по сравнению со сбережениями они влияют на объем эффективного спроса прямо противоположным образом: если сбережения сокращают спрос, то инвестиции его увеличивают. Поэтому кейнсианцы исходят из возможности компенсирования падающей склонности к потреблению наращиванием инвестиционных расходов.

Кейнс придавал большое значение инвестициям  как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые  от нее переменные величины – занятость, доход нации, потребительский спрос  населения. В связи с этим он создал теорию мультипликатора, которая определяет, насколько эффективно государственные расходы воздействуют на объём общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым и на эффективный спрос.

Подвергнув критике закон Ж.- Б. Сэя, согласно которому предложение автоматически порождает спрос, Кейнс впол¬не логично предположил, что для обеспечения поступа¬тельного развития необходимо стимулировать спрос, воз¬действовать на факторы, определяющие формирование эф¬фективного спроса и прирост национального дохода.

От чего же зависит эффективный  спрос и каким образом его  можно регулировать? Как отмечено выше, одной из составляющих эффективного спроса является личное потребление. Последнее  зависит прежде всего от уровня занятости  и поэтому безработица является одним из фак¬торов, препятствующих формированию эффективного спроса. Чем же определяется уровень занятости? Неоклассическая экономическая теория считает, что за¬нятость зависит от двух факторов: предельной производи¬тельности труда (определяющей спрос на труд) и предель¬ной тягости труда, измеряемой реальной заработной пла¬той (определяющей предложение труда). При прочих рав¬ных условиях, уровень занятости зависит от позиции рабо¬чих по отношению к реальной заработной плате. Ее поло¬жение ведет к росту занятости и наоборот. 

 

Кейнс утверждал, что с увеличением  занятости растет национальный доход  и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем  доходы, так как по мере роста  доходов у людей усиливается  стремление к сбережениям "Основной психологический закон, — пишет Кейнс, — состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере в какой растет доход

Следует отметить, что Дж. М. Кейнс  своеобразно интер¬претировал имеющую место в действительности законо¬мерность. Она заключается в том, что по мере роста наци¬онального дохода доля потребления в нем относительно сокращается. Это происходит в условиях преимущественно экстенсивного типа экономического роста и формирова¬ния базовых отраслей промышленности. Причем, как от¬мечал Кейнс, чем богаче общество, тем выше склонность к сбережениям и слабее предельная склонность к потреб¬лению. Это ведет к ограничению объема производимой продукции и масштабов занятости.

 Итак, недостаточный спрос населения, отстающий от роста доходов, следует компенсировать увеличением инве¬стиционного спроса. Прирост инвестиций зависит от двух факторов - ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда и набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - кредитно-денежные и бюджет¬но-финансовые.

1.2   Роль кредитно-денежной  и бюджетно-финансовой политики  в стимулировании роста инвестиций  и занятости

Увеличение нормы прибыли и  спроса возможно за счет снижения денежной (номинальной) заработной платы. Этой концепции придерживалась классическая теория. Со¬кращение заработной платы ведет к снижению цен и перераспределению реального дохода от наемных работни¬ков к другим субъектам рынка (предпринимателям) и от предпринимателей к рантье. В целом это перераспределе¬ние уменьшает склонность к потреблению. Однако это повысит предельную эффективность капиталовложений. Кроме того, снижение цен и денежных доходов уменьшит потребность в наличных деньгах, что приведет к снижению нормы процента, созданию благоприятных условий для инвестиций.

Этот путь, именуемый политикой  гибкой заработной платы, представляет собой способ изменения количества денег, выраженного в единицах денежной заработной пла¬ты. Его практическая реализация в рыночной экономике  в демократическом обществе весьма проблематична. Только в авторитарном обществе заработная плата декретируется сверху. В рыночной экономической системе единообраз¬ное декретирование и тем более снижение денежной зара¬ботной платы невозможно. Поэтапное снижение заработ¬ной платы со стороны отдельных предпринимателей сталкивается с борьбой профсоюзов. Кроме того, результатом

политики гибкой заработной платы  стала бы «крайняя неустойчивость цен, возможно, настолько значительная, что всякие деловые расчеты оказались  бы совершенно бессмысленными». А это в конечном счете отрицательно скажется и на инвестиционном спросе.

Кроме того, понижение процента по депозитам будет способствовать увеличению потребления, так как  денеж¬ные вклады в банке станут менее выгодными.

Однако всех этих мер может быть недостаточно для создания эффективного спроса и полной занятости. В целях увеличения спроса и занятости Кейнс предлагал проводить активную бюджетно-финансовую политику.

Реализация активной инвестиционной деятельности требует перераспределения национального дохода в пользу государства путем роста налоговых ставок. Изъятые через налоговую систему денежные средства, которые в ином случае могли бы использоваться в виде сбережений в банках, государство должно направить на расширение ин¬вестиционного спроса и увеличение занятости.

Помимо непосредственно предпринимательской  дея¬тельности Кейнс рекомендовал государству осуществлять также  бюджетное финансирование нерентабельных отрас¬лей промышленности, коммунального  хозяйства, выплату пособий. Причем государственные расходы он не огра¬ничивал масштабами доходной части государственного бюджета и допускал дефицитное финансирование. Кейнс понимал, что это приведет к инфляции, однако счеты, что темпы инфляции будут регулироваться государством, так как оно определяет размеры бюджетного дефицита и де¬нежной эмиссии.

Бюджетное расширение спроса выступает  одним из решающих факторов рассасывания безработицы и помимо решения  экономических проблем способствует снятию ос¬троты социальных противоречий. Концепция Дж. М. Кейнса лежит в основе длительной практики государственного регулирования, параметры и направления которого имели свои особенности в различ¬ных странах и модифицировались под воздействием объ¬ективных тенденций общественного развития.

Подводя итог анализу кейнсианской модели регулирова¬ния, отметим, что ее главными чертами являются:

во-первых, высокая доля национального  дохода, пере¬распределяемая через  госбюджет, от 34,2% в Японии и 37,6% в  США до 50% и выше в странах Западной Европы. Причем эта доля имела тенденцию к росту;

во-вторых, создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования  государствен¬ных и смешанных предприятий;

в-третьих, широкое использование  бюджетно-финансо¬вых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Дж. М. Кейнсом и взятая на вооружение странами Запада, позволила ослабить циклические колебания в течение бо¬лее чем двух послевоенных десятилетий. Очевидно, разра¬ботанный Кейнсом инструментарий государственного ре¬гулирования вписывался в русло объективных тенденций послевоенного хозяйственного развития.

Сложившаяся после Второй мировой войны кейнсианская модель государственного регулирования могла быть приемлемой в условиях высоких темпов экономического роста, устойчивой тенденции к повышению производи¬тельности труда и улучшению эффективности производст¬ва. Высокие темпы роста национального дохода, создавшие материальную основу для его перераспределения без ущер¬ба накоплению капитала. Однако в середине 70-х гг. усло¬вия воспроизводства резко ухудшились. Возник эффект стагфляции, упали темпы роста. Экономические реалии 70-х гг. опровергли аксиоматичный, с точки зрения неокейнсианцев, закон Филлипса, согласно которому безра¬ботица и инфляция являются обратными величинами и не могут расти одновременно. Вопреки теории Кейнса инф¬ляция сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы.

Кроме того, кейнсианская модель государственного ре¬гулирования не вписывалась и  в требования, диктуемые НТР. В  условиях НТР возникла настоятельная  потребность в усилении гибкости, быстрой приспособляемости отрас¬лей  и компаний к резкой смене поколений техники, тех¬нологий и знаний. Все это вызывало необходимость быст¬рой переориентации массированных капиталовложений и снятие различных ограничений на этом пути, т.е. большей свободы предпринимательства. Однако изъятие значитель¬ной части прибыли через налоговую систему (до 50%) и бюрократизация системы централизованного регулирова¬ния стали тормозом на пути структурных преобразований и технического прогресса.

Так, в США к концу 70-х гг. 58 регулирующих агентов издавали ежегодно до 7 тыс. правил и указаний, регламен¬тирующих деятельность частного бизнеса.

Экономический кризис 1979-81 гг. стал не просто очередным циклическим кризисом, причем самым продолжительным в  послевоенное время, но кризисом кейнсианской модели государственного регулирования. Под воздействи¬ем этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного

регулирования и сложилась но¬вая, неоконсервативная модель государственного регулирования.

1.3 Неоконсервативная модель государственного  регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения

В 70-е г. экономика западных стран  столкнулась не только с глубокими  циклическими кризисами и затуханием темпов экономического роста, но и с  рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-

финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении  циклических кризисных потрясений, но и в серьезной структурной  перестройке экономики. Именно необходимость  решения этих задач и определила содержание формирующейся модели государственного регулирования.

Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической тео¬рии, в частности, таких ее современных  вариантов, как монетаризм, теории экономики  предложения и рациональных ожиданий. Наиболее видными представителями этих на¬правлений являются американские экономисты М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер и Дж. Гилдер (концепция экономики предложения), Дж. Мут, Р. Лукас и Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий).

Итак, как было отмечено выше, к  концу 70-х гг. регули¬рование воспроизводства  путем формирования эффектив¬ного  спроса не только не дало эффекта, но и  само стало дополнительным источником кризисных потрясений. Трансформация  модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо:

Информация о работе Выбор моделей макроэкономической политики