Генезис развития экономических взглядов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики - это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней. Еще в прошлом веке А.С. Пушкин, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию или экономику.

Содержание

Ведение 3
Исторические условия возникновения 4-9
Этапы развития 9-16
Основные теоритические достижения 16-21
Основные представители и их работы 21-22
Закдючение 22
Список используемых источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Генезис Развития Экономических Взглядов.docx

— 56.30 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный  университет»(ЮЗГУ)

 

 

Кафедра экономики

Реферат на тему: Генезис развития экономических взглядов

 

 

 

Выполнил:                                                     студент гр. АХ-31б Локтионов А.В.

Проверил:                                                       доцент Журова Г.П.

 

 

 

                                                                                                  

г.Курск

2013 

Содержание

Титульный лист                                                                                                          1

Содержание                                                                                                                2

Ведение                                                                                                                        3

Исторические условия  возникновения                                                                    4-9

Этапы развития                                                                                                         9-16

Основные теоритические  достижения                                                                  16-21

 Основные представители и их работы                                                                 21-22

Закдючение                                                                                                                  22

Список используемых источников                                                                            23

 

Введение

Экономика является одной  из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что  изучение экономики - это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной  деятельности, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля и  Ксенофонта до сегодняшних дней. Еще  в прошлом веке А.С. Пушкин, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию или экономику.

Сутью термина «политическая экономия», в марксистской интерпретации, является изучение общественных отношений, формирующихся  в процессе воспроизводства, и здесь  имеются в виду, прежде всего, классовые  отношения. Вся экономическая и  политическая история XX в. показывает, что классовый подход в экономической теории грешит односторонностью, а попытка построения общества на его методологической базе заводит в исторический тупик.

Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Экономическая  теория изучает не ресурсы как  таковые, а экономическое поведение  людей. Поэтому экономическая теория не техническая, а гуманитарная (общественная) наука. Общепризнанным (в силу своей  краткости и точности) является определение  предмета экономической теории, данное английским экономистом Л. Роббинсом и с небольшими модификациями присутствующее в любом западном учебнике по экономике: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».

 

Исторические условия  возникновения

 

  1. Классическая политическая экономика

До зарождения основ классической школы в экономической науке  в обществе главенствовало мнение о  необходимости государственного вмешательства  в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII — начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Именно в это время зарождается  новая теоретическая школа экономической  мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Представители классической школы  заново сформулировали предмет и  метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый планпромышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

Во времена Древней Греции термин «ойкономия» означал «домохозяйство». В эпоху меркантилистов под экономикой стали понимать науку о государственном хозяйстве, управляемом монархом. Наконец, черты научной дисциплины экономика приобрела в конце 17-го — первой трети 19-го века.

2. Марксизм

В творчестве Маркса выделяют два периода:

  • Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
  • Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

Марксизм в  России

В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый «легальный марксизм» пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии иполитических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества (смотри также статью Тоталитаризм).

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

3.Маржинализ

Возник в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.

4. Историческая школа Германии и институционализм

Историческая школа (англ. history school) — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода.

Направление социально-экономических  исследований, в частности рассматривающих  политическую организацию общества как комплекс различных объединений  граждан —институций.

5. Кейнсианство

Мировой экономический кризис 1920—1930-х годов, великая депрессия 1929—1933 годов наглядно продемонстрировали последствия, к которым приводит либеральный подход неоклассиков. Вероятно, именно они оказались главной «конкретно-исторической» причиной кейнсианства. Кейнс обособил макроэкономику в самостоятельную дисциплину, в то время как классики и неоклассики не выделяли макроэкономические вопросы в качестве самостоятельного объекта рассмотрения. Кейнс предложил варианты преодоления недостатков классического подхода к анализу экономической жизни:

  • отверг принципы оптимизации и методологического индивидуализма в качестве обязательных предпосылок для выведения функций экономических переменных и построения экономических моделей;
  • внёс фундаментальные изменения в экономическую теорию, осуществив принципиально новый анализ макроэкономических взаимосвязей. В результате удалось доказать необходимость активного вмешательства государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства. Такое вмешательство наилучшим образом осуществляется при проведении макроэкономической политики, которая претворяется в жизнь по усмотрению правительства в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.

Дж. М. Кейнс сформулировал  знаменитый основной психологический закон, сутью которого является положение о том, что по мере роста доходов отдельного индивида в составе его расходов возрастает удельный вес сбережений. Подобный подход Кейнс аргументирует «здравым смыслом». При уменьшении доходов, наоборот, население уменьшает выделение средств на сбережение, чтобы сохранить прежний уровень жизни. Ввиду того, что государство обладает большим объемом информации, чем отдельные индивиды, Кейнс предполагает активное государственное вмешательство в экономические процессы с целью поступательного развития страны.

Кейнсианство впервые  за 100 лет подвергло критике классическую теорию, Дж. М. Кейнс в своей «Общей теории занятости процента и денег» именно с этого начинает изложение  своей концепции:

Я назвал эту книгу «Общая теория занятости, процента и денег», акцентируя внимание на определении  «общая». Книга озаглавлена так  для того, чтобы мои аргументы  и вывод противопоставить аргументам и выводам классической теории, на которой я воспитывался и которая — как и 100 лет назад — господствует над практической и теоретической экономической мыслью правящих и академических кругов нашего поколения. Я приведу доказательства того, что постулаты классической теории применимы не к общему, а только к особому случаю, так как экономическая ситуация, которую она рассматривает, является лишь предельным случаем возможных состояний равновесия. Более того, характерные черты этого особого случая не совпадают с чертами экономического общества, в котором мы живём, и поэтому их проповедование сбивает с пути и ведёт к роковым последствиям при попытке применить теорию в практической жизни.

Влияние кейнсианства было столь велико, что в 1971 году президент США Ричард Никсон заявил: «Сегодня мы все — кейнсианцы»

6. Неоклассическая экономическая  теория

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и  развивается неоклассическая экономическая  теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842—1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского  университета. А. Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890). Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

7. Американский монетаризм

Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных  течений в современной экономической  науке, относящееся к неоклассическому направлению. Он рассматривает явления  хозяйственной жизни преимущественно  под углом зрения процессов, протекающих  в сфере денежного обращения. Термин «монетаризм» был введен в  современную литературу Карлом Бруннером  в 1968 г. Обычно он применяется для  характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской), утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает  первоочередное влияние на изменение  денежной массы.

Этапы развития

 

1.Классическая политическая экономика

Принято считать, что классическая политическая экономия зародилась в  конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция).

Время её завершения рассматривается  с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция  устанавливает период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями  школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудамиДж. С.Милля.

  • Первый этап: середина XVII — начало XVIII века. Этот период характеризуется расширением рыночных отношений. Развенчивание теории меркантилизма. Главными представителями этого направления в данный период времени считаются У.Петти и П.Буагильбер[2].
  • Вторая половина первого этапа приходится на середину — начало второй половины XVIII века, характеризуется появлением такого направления школы, как физиократизм. Среди представителей данного направления можно выделить Ф. Кене, А. Тюрго и др. Представители физиократов придавали большее значение изучению сельского хозяйства, чем сферы обращения денежных средств[2].

Информация о работе Генезис развития экономических взглядов