Государственная собственность и её роль в рыночной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Тема преобразования государственной собственности актуальна, прежде всего, тем, что в настоящей России необходимо определить значение государственной собственности в переходной экономике, определить, что должна включать в себя категория «государственная собственность» и какую роль она должна играть. Важность этой темы обуславливается также тем, что государственная собственность является одной из характеристик общественно-экономического строя, ее рассмотрение позволит ответить на вопрос: каковы тенденции развития экономики нашей страны.

Содержание

Введение
1. Сущность собственности, как экономической категории. Государственная собственность
1.1 Сущность собственности, как экономической категории
1.2 Формы собственности
1.3 Сущность государственной собственности
1.4 Государственная собственность: понятие, виды
1.5 Уровни государственной собственности
2. Роль и значение государственной собственности в экономике России
2.1. Управление государственной собственностью
2.2. Правовое регулирование отношений собственности
3. Тенденции и перспективы развития государственной собственности
3.1.Сфера распространения государственной собственности
3.2. Перспективы развития государственной собственности
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономическая теория.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Государственное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

С точки зрения финансового  термина - ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - в РФ выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в РФ, автономной области, автономных округов, краев и областей. (Источник: «Словарь финансовых терминов») т.е.государственная собственность - собственность, принадлежащая федеральным и местным властям.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ  - собственность, принадлежащая как РФ в целом, так и субъектам Федерации - входящим в нее республикам, областям и т.д. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности Федерации: золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество Вооруженных Сил, ресурсы континентального шельфа и т.д.

Государственная собственность как экономическая  категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных  им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. Формы собственности и виды государственной собственности, существующие в настоящее время по данным Госкомстата в РФ приведены в Приложении (3.1; 3.2 ), т.е. собственность в экономическом смысле - это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.

Особенностью  института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

 

1.5. Уровни государственной собственности

Государственная собственность в  нашей стране существует на 3-х уровнях:

1. На уровне всей федерации  — федеральная собственность.  К федеральной форме собственности относится имущество (недвижимое и движимое), на которое, в силу закона, возникло право Российской Федерации. Сегодня это имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения  и оперативного управления за федеральными государственными учреждениями (ФГУ) и федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП).

2. На уровне субъектов федерации  (их 89). Каждый из них имеет свою  региональную собственность. Данный уровень подразумевает отношения между людьми внутри контура области, края, округа по поводу того, как владеть, использовать, обмениваться основными активами территории.

 3. Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации). Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепили муниципальную собственность, как объект равной правовой охраны наряду с другими формами собственности (ст. 8 Конституции), важнейшие гражданско-правовые свойства права муниципальной собственности (ст. 212, 215 ГК), подтвердили юридический Статус муниципального собственника за новыми публичными образованиями, выведенными из системы государственного управления, и в основном юридически завершился процесс формирования местного самоуправления.

 

 

 

2. Роль и значение государственной собственности в экономике России

Анализ масштабов и структуры государственной собственности дает основание для следующих выводов:

Во первых главное в характеристике государственной собственности не ее масштабы, а ее качество, ее структура, наличие в ее составе факторов экономического роста, позволяющих осуществлять государственное регулирование в интересах экономического и социального прогресса, что соответствует общегосударственным, общенациональным интересам.

Во-вторых, государственная собственность отличается самым высоким в системе форм собственности уровнем концентрации как наиболее перспективных факторов экономического роста: финансовых ресурсов, научно-технологического потенциала, так и традиционных, базовых – мощностей естественных монополий и природных ресурсов. Использование этих уникальных возможностей государственной собственности для закрепления и развития обозначившейся в самые последние годы тенденции к экономическому росту – главный, наряду с социальными, приоритет государства.

В третьих, управление государственной собственностью – чрезвычайно сложный, системный процесс как в силу разнородности объектов государственной собственности, так и в силу ее многосубъектности, неизбежным следствием которой является организационная разобщенность процесса управления. Данные качества государственной собственности означают необходимость разработки общей концепции управления ею и обеспечения ее сохранности, включающей как общие для всех объектов принципы и нормы управления, так и специфические, учитывающие особенности функционирования разных объектов собственности.

2.1. Управление государственной собственностью

К сожалению, за весь период проведения экономических реформ государство не проявило качеств стратегического эффективного собственника. Его усилия в основном концентрируются не на обеспечении повышения отдачи от использования государственной собственности, а на выполнении функций ее распределения. Органами государственной власти распределяются бюджетные средства, лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых, частичные права собственности в виде различного рода квот (например, на вылов морской рыбы), реализуются объекты государственной собственности в порядке ее приватизации и т.д. В то же время государство неоправданно мало уделяет внимания таким имеющим приоритетное значение функциям управления государственной собственностью как обеспечение ее сохранности, ее воспроизводства, эффективности ее использования, обеспечение реализации государственных интересов.

Логика государственного регулирования в сфере управления государственной собственностью предполагает, что именно эти функции должны быть в центре внимания органов государственной власти, а их деятельность по обеспечению эффективности использования и сохранности государственной собственности, несмотря на ее большую трудоемкость по сравнению с распределительными функциями, должна стать доминирующей в процессе управления

Между тем, природа факторов экономического роста, наметившегося в России в самые последние годы, свидетельствует о том, что он в значительной мере был обусловлен не столько повышением эффективности государственного регулирования экономики, в том числе – повышением эффективности использования государственной собственности, сколько конъюнктурой на мировых рынках нефти и последствиями финансового кризиса. В то же время анализ эффективности использования различных структурных элементов государственной собственности показывает наличие значительных, почти для всех очевидных, но тем не менее не используемых резервов повышения темпов реального экономического роста, пополнения доходов бюджета, снижения растущей социальной напряженности, связанных с использованием государственной собственности.

Значительные неиспользуемые резервы повышения темпов экономического роста и увеличения доходов государственного бюджета наблюдаются в процессе использования государственных бюджетных средств на всех стадиях их движения: начиная с формирования налоговых доходов бюджета и кончая их распределением и использованием. Правительство в процессе формирования бюджета на 2002 год проводило жесткую политику сокращения государственных расходов на науку и образование – наиболее значимые факторы современного экономического роста, отказалось от создания бюджета развития в рамках федерального бюджета, сократило расходы на инвестиции в основной капитал до 0,4% ВВП. При этом в результате снижения расходов на науку и образование оказались нарушенными установленные законом нормы их финансирования. В то же время правительство чрезмерно либерально относится к использованию трансфертных цен, с помощью которых легально укрываются от налогообложения громадные доходы крупного бизнеса; к сохранению в собственности добывающих компаний, в большинстве своем также представленных крупным бизнесом; большей части рентных доходов, что противоречит принятым в мировой практике принципам их распределения; к неконтролируемому, принимающему угрожающие размеры уходу от налогообложения лжеэкспортеров, производителей алкогольной продукции и т.д. Все это есть не что иное как незаконное отчуждение государственной собственности, возможность которого, отнюдь, не предотвратил Налоговый кодекс РФ.

В целом идеология государственного бюджета 2006 года не стала идеологией экономического роста. Экономический рост не стал приоритетом в процессе использования государственных средств на стадии формирования доходной и расходной частей бюджета.

Существенные резервы позитивного воздействия государственной собственности на экономический рост связаны с повышением эффективности деятельности государства в качестве собственника государственных унитарных предприятий и значительного по масштабам государственного акционерного капитала.

Доходы от этого вида государственного имущества поступают в бюджет только в виде налогов и дивидендов на акции, принадлежащие государству.

Следует отметить, что при оценке эффективности управления данным сегментом государственной собственности бюджетные доходы являются важным, но не единственным критерием, поскольку главное основание сохранения предприятий в государственной собственности – их стратегическое значение для обеспечения предпосылок экономического роста для хозяйствующих субъектов всех форм собственности, обеспечения экономической безопасности страны, а также их оборонное значение и т.д.

Как показывает десятилетний опыт функционирования государственных унитарных предприятий и смешанных акционерных обществ, государство за этот период не проявило себя в качестве их стратегического, эффективного собственника, ограничиваясь в большинстве случаев выполнением самой пассивной функции собственника – функции владения. В результате ГУП и смешанные АО практически функционируют как частные предприятия, обеспечивая в основном реализацию экономических интересов их менеджмента и других акционеров (применительно к акционерным обществам) и отчуждая финансовые потоки, а также другие активы из под контроля государства. С наибольшей очевидностью данную ситуацию иллюстрирует опыт функционирования естественных монополий и предприятий ВПК.

Государство крайне неудовлетворительно справляется с регулированием тарифов на услуги естественных монополий, превратившихся в постоянно действующий фактор инфляции и угрожающих наметившейся тенденции к экономическому росту. По некоторым оценкам, признаваемым Минэкономразвития, дальнейший рост тарифов на условиях естественных монополий в 2010 г. привели к замедлению роста ВВП на 0,1–0,6% и к росту инфляции на 2–8%. Сложившаяся ситуация является прежде всего результатом «антимонопольного» регулирования правительством цен на услуги монополий, которые, начиная с 1991 года росли значительно быстрее розничных цен (примерно в 3–4 раза) и существенно быстрее цен на продукцию промышленности. Такое регулирование не столько подавляет монопольные тенденции, сколько содействует практической реализации монополистами своего монопольного положения, перераспределяя через систему ценообразования финансовые источники роста из отраслей обрабатывающей промышленности в сырьевые отрасли. Итогом такого перераспределения является и неоправданно завышенная эффективность естественных монополий: в то время как их прибыль в результате госрегулирования составляет 25% ВВП, доля их продукции равна всего лишь 10% ВВП.

Приведенные факты свидетельствуют о формальном характере государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий, о том, что государственная собственность в данном случае используется явно не в общегосударственных интересах, не в интересах обеспечения условий для экономического роста во всех отраслях хозяйства, а в интересах крупного бизнеса в ущерб общенациональным интересам. Государство как собственник практически не интересуется наличием и степенью использования естественными монополиями источников дополнительных ресурсов для их развития, связанных со снижением издержек производства, практически не контролирует финансовую сторону их деятельности, осуществляющуюся в МПС – полностью за счет государства, в РАО ЕЭС – более чем наполовину, в РАО Газпром – в несколько меньшей степени. Правительству не удалось обеспечить ориентацию интересов менеджмента монополий на снижение издержек производства своих услуг.

Информация о работе Государственная собственность и её роль в рыночной экономике России