Государственное регулирование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие, как программы страхования по безработице, смягчают экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретические аспекты безработицы………………………………….4
1.1. Сущность безработицы………………………………………………………4
1.2. Измерение безработицы……………………………………………………...5
1.3. Причины безработицы……………………………………………………….6
1.4. Виды безработицы……………………………………………………………7
1.5. Порядок и основание признания граждан безработными…………………9
Глава 2 Социально-экономические последствия безработицы……………...12
2.1. Социальные последствия………………………………………………...…12
2.2. Экономические последствия. Закон Оукена……………………………..13
Глава 3 Современное состояние рынка труда в России. Безработица на Дальнем Востоке…………………………………………………….…………..17
Глава 4 Государственное регулирование безработицы………………..……..23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 110.65 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что разрыв во времени между формированием  новой рабочей силы и ее продажей порождает ситуацию, при которой  наряду с огромной безработицей существует огромная потребность в рабочей  силе.

3.Циклическая безработица, которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса.

4.Застойная безработица характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Это нищие, бродяги, инвалиды и т. д. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.

5. Региональная безработица связана с целым комплексом фактором исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных государств.

6. Скрытая безработица.

В условиях, когда спрос  на рабочую силу почти отсутствует, многие люди, потеряв надежду ее найти, не идут на биржу труда и  не регистрируются. Поэтому эта часть безработных остается вне поля зрения официальной статистики и считается скрытой.

К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится  технологическая безработица, связанная  с внедрением малолюдной и безлюдной  технологии, основанной на электронной  технике. Следует так же отметить, что полная занятость населения  не исключает наличия в экономике  фрикционной и структурной безработицы. Значит, полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы.[2]

 

1.5. Порядок и  основания признания граждан  безработными

В российском законодательстве нет определения ”безработный гражданин”, но в ст.3 Закона о занятости названы  условия, с учетом которых гражданин  может быть признан безработным: он должен быть трудоспособным, не иметь  работы и заработка (трудового дохода), должен искать работу и быть готовым  приступить к ней, быть зарегистрирован  в органах службы занятости.

Наличие у гражданина инвалидности (при любой степени потери трудоспособности) не означает, что ему будет автоматически  отказано в присвоении статуса безработного. Для решения вопроса о признании  его безработным он должен предъявить в орган службы занятости индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную бюро медико-социальной экспертизы и  содержащую заключение о рекомендуемом  характере и условиях труда.

Второе условие, необходимое для признания гражданина безработным, предполагает, что он относится к числу незанятых граждан и, как следствие, не имеет заработка.

Третье условие - поиск подходящей работы и готовность приступить к ней - документальное подтверждение имеет не всегда. В некоторых случаях можно заметить, что несмотря на уверения гражданина, готовность приступить к работе у него явно отсутствует (это может быть связано с временной нетрудоспособностью, нахождением на медицинском обследовании в стационарном учреждении и т.д.). Поскольку начать работать он в данный момент не может, признавать его безработным нет оснований. Нельзя также считать готовой приступить к работе мать, осуществляющую уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, требующим постоянного ухода со стороны взрослого члена семьи (если, конечно, в семье нет других лиц, которым можно перепоручить уход).

Регистрация в  органах службы занятости (четвертое  условие) производится следующим образом: в день, когда гражданин, претендующий на получение статуса безработного, приходит в службу занятости со всеми необходимыми документами, заводится карточка персонального учета. Законом о занятости (п.1 ст.3) установлено минимальное количество документов, которые необходимо представить: паспорт, трудовая книжка, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Впервые ищущие работу и не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Для подбора подходящей работы, назначения пособия по безработице  отдельным категориям граждан могут  понадобиться и другие документы: инвалидам - индивидуальная программа реабилитации, выданная в установленном порядке  и содержащая заключение о рекомендуемом  характере и условиях труда; лицам, имеющим ограничения в работе по состоянию здоровья, - соответствующие  заключения из учреждений здравоохранения. Уволенные с военной службы предъявляют  военный билет, беженцы и вынужденные  переселенцы - удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие их регистрацию по месту жительства.

Служба занятости в  течение десяти дней со дня обращения  гражданина в целях поиска подходящей работы по возможности предлагает ему  два варианта работы, включая работы временного характера, а впервые  ищущему работу (ранее не работавшему) и при этом не имеющему профессии (специальности) - два варианта получения  профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Повторное обращение в  службу занятости для признания  безработным возможно через месяц.

Исходя из п.4 ст.13 Федерального закона ”О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации” от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ безработными могут  быть признаны иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, то есть имеющие вид на жительство, а также временно проживающие, имеющие разрешение на временное  проживание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Социально-экономические  последствия безработицы

2.1. Социальные  последствия

Безработица ставит людей  в нестандартные ситуации, она  не только деформирует сложившийся  экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести  привычный образ жизни. Она качественно  изменяет восприятие самих себя как  личностей, разрушает необходимый  уровень социальной стабильности. Безработица  стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая  охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую  бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Можно предложить развернутую  классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых  с точки зрения отрицательного и  положительного влияния на систему:

 

Отрицательные

Положительные

 

Обострение криминогенной ситуации

Повышение социальной ценности рабочего места

 

Усиление социальной напряженности

Увеличение личного свободного времени

 

Рост количества физических и душевных заболеваний

Возрастание свободы выбора места работы

 

Увеличение социальной дифференциации

Увеличение социальной значимости и ценности труда

 

Снижение трудовой активности

   
     

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется  не только тем, что вследствие низкого  душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что  эта категория населения вынуждена  ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве  своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части  населения. Можно выделить следующие  особенности социального статуса  безработных:

· Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

· Самооценки безработных  свидетельствуют об ощущении собственной  ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных - это квалифицированные работники - рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

Безработица - опасное и  в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может  служить приход к власти Гитлера  в Германии и Пиночета в Чили).[3]

 

2.2. Экономические  последствия

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует  о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

Уже к началу 90-х годов  миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности.

Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь  при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение  издержек безработицы среди различных  социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

Известный исследователь  макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием - не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%. Например, если в начале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1%.

Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.

Несмотря, что в России в последнее время наблюдается  стабильный экономический рост, этого  не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с  развитой рыночной экономикой. Экономические  потери периода массовой безработицы  значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

Можно предложить развернутую  классификацию наиболее значимых экономических  последствий безработицы, рассматриваемых  с точки зрения отрицательного и  положительного влияния на систему:

 

Отрицательные

Положительные

 

Обесценение последствий  обучения

Создание резерва  рабочей силы для структурной  перестройки экономики

 

Сокращение производства

Конкуренция между  работниками как стимул к развитию способностей к труду

 

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости  для переобучения и повышения  уровня образования

 

Утрата квалификации

Стимулирование  роста интенсивности и производительности труда

 

Снижение жизненного уровня

   

Недопроизводство  национального дохода

   

Снижение налоговых  поступлений

   
     

Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учётом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Повышение или снижение экономической  активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.[4]

Информация о работе Государственное регулирование безработицы