Государственное регулирование экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики - это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. На сегодняшний день, актуальность темы заключается в необходимости развития собственного рынка и расширения экономики, за счет государственного регулирования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Взгляды экономических школ на государственное регулирование……...4
1.2. Роль и пределы государственного вмешательства в экономику………...10
Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики
2.1. Основные направления экономической деятельности государства…….14
2.2. Методы государственного регулирования экономики…………………..19
Глава 3. Государственное регулирование экономики в России
3.1. Роль и методы государственного регулирования в современной России………………………………………………………………………….....25
3.2. Последние тенденции экономического развития в России………………32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Монетаристский подход состоит в том, что рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству, считают они, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность, так как в достаточной мере конкурентна. Государственное управление считается бюрократическим, неэффективным и даже вредным для индивидуальной инициативы; оно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию.[6, с.92]

Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетаристов на роль государства в экономике, на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим и другим кризисным явлениям. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль и пределы государственного вмешательства в экономику

      Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенного рынка, созданию благоприятных условий для функционирования национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.[7, с.82]

Итак, государство является неотъемлемым субъектом экономики  в любой экономической системе. Место и роль государства в  экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.

Существенные позиции  государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной  техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство  выполняет важные распределительные функции, осуществляя перераспределение значительной части национального дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения.

В плановой экономике  роль государства достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной плановой экономики, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования. В условиях командной плановой экономики государство сосредотачивает в своих руках экономическую власть, принимает основные экономические решения (что, сколько, как и для кого производить), распоряжается государственной собственностью, которая занимает доминирующее место в экономике.

В связи с тем, что  государство жестко контролирует и  опекает предприятия, они лишаются хозяйственно-оперативной самостоятельности, хозрасчет провозглашается лишь на словах. Конечно, предприятия стремятся ориентироваться на рынок, но требования рынка не являются определяющими. Да и сам такой рынок состоит из сплошного дефицита.

Государство стремится достичь сбалансированности, пропорциональности в экономике посредством директивного планирования. До хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) из единого планового центра (министерства, комитета) доводятся планы работы, утверждаются цены, определяются и прикрепляются поставщики, регламентируется сбыт. Органы государственной власти строго контролируют выполнение планов. Объективной основой директивного планирования является наличие в экономике только одного собственника - государства.

Директивное планирование превращается для предприятий в администрирование, которое противоречит законам экономического развития. Отрицательные черты государственного вмешательства в экономику заключаются в бюрократизации хозяйственных и политических структур. Не случайно они назывались административно-командной или административно-бюрократической системой. Такое вмешательство государства переходит разумные границы, блокирует механизм конкуренции, ставя на ее место государственную монополию.[7, с.88]

       В смешной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворение полностью совокупного спроса, директивное планирование и др.). Оно занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики. Такая экономика основана на многоукладном хозяйстве, на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.

Даже система свободной  конкуренции не работает без государства, которое берет на себя определенную ответственность в тех пределах экономической жизни, где механизм рынка не дает нужного обществу эффекта, так как имеет как положительные, так и негативные моменты (монополизм, инфляция, кризисы, безработица). Поэтому естественно, что государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования рынка.

В результате должен быть осуществлен переход к системе, где рынок регулирует деятельность предприятий и фирм, а государство - функционирование рынка в соответствии с его законами. Это означает минимум вмешательства государства в деятельность предприятий и рынка. Данное вмешательство осуществляется через механизм государственного регулирования экономики, который должен отвечать интересам не только государства, но и интересам предприятий, фирм и работников.[12, с.89]

В настоящее время  экономической основой государственного регулирования экономики является ВВП, перераспределяемый через госбюджет  и внебюджетные фонды, и государственную  собственность. Эффективность ГРЭ при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем больше доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет госсектор. Но у государственных доходов и госсектора есть относительные границы роста.[2, с.99]

1. Границы роста государственных  доходов: границы достаточной  мотивации предпринимательской  деятельности; социальные границы  налогообложения лиц, работающих  по найму и средних слоев;  границы прироста ВВП (конъюнктурные  границы).

2. Ограничены и возможности государственной собственности. Госсектор не может расти, захватывая все новые позиции в ключевых отраслях народного хозяйства.

Итак, главная граница  ГРЭ - возможное несовпадение его целей с частным интересом собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.

В общих чертах допустимые пределы государственного вмешательства  в экономику достаточно широки для  того, чтобы разумные меры государственного регулирования и эффективно работающий рыночный механизм позволили решать основные социально-экономические проблемы. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, то, как правило, происходят негативные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства и, как следствие, снижается уровень и качество жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, освобождение ее от чрезмерного государственного вмешательства.[2, с.103]

Таким образом, по главе  можно сделать следующие выводы:

- Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики. Поэтому, в современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо.

- Определяя цели государственного  регулирования на конкретно временном  отрезке, государство сталкивается  с проблемой взаимопротиворечивости  целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.

- Для эффективного  развития экономики необходимо  все же более решительно снимать  с государства ненужные, обременительные  функции в экономике, передавая их рыночной системе. В связи с этим, говоря о проблеме государства и рынка, решение обязательно должно строиться на основе рыночного механизма, но, ни в коем случае не в отдельности.

 

Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики

2.1 Основные  направления экономической деятельности  государства

      Одним из важнейших направлений деятельности государства в социальной рыночной экономике является регулирование экономики. В свою очередь, государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества и направленно на достижение следующих целей:

- создание нормальных  условий для функционирования  рыночного механизма;

- обеспечение устойчивых  темпов роста;

-регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;

- обеспечение социальной  стабильности и социального прогресса;

- решение экологических  проблем.[5, с.241]

Государственное регулирование  экономики включает различные направления  экономической деятельности государства.

1. Создание правовой основы экономической деятельности разработка законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных ее субъектов. Посредством этой функции государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике.

2. Создание общественных  благ - создание и реализация общественных благ являются задачей государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета. Их производство сверх этого уровня возлагается на негосударственные организации.

3. Проведение антимонопольной политики может быть возложено только на государство, которое, используя административные и экономические меры, оказывает активное влияние на поддержание конкурентного порядка. Антимонопольное законодательство включает комплекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

4. Внешний эффект - это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг, может быть как отрицательным, так и положительным. Например, строительство железных дорог вызвало загрязнение окружающей среды - это отрицательный внешний эффект. А строительство оросительной системы одним фермером, в результате которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций - пример положительного внешнего эффекта.

5. Создание инфраструктуры экономики - комплекс организаций, обеспечивающих условия воспроизводства, выделяют несколько видов инфраструктуры:

- производственная (сеть  энергоснабжения, транспорта и связи);

- институциональная (государственный  аппарат управления);

- социальная (учебные,  медицинские, культурные заведения);

- информационная (совокупность  информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

Общество остро нуждается  в создании и эксплуатации инфраструктуры экономики. Вместе с тем рынок в силу неопределенности платежеспособного спроса на элементы инфраструктуры ограничивает свое участие в этом процессе и передает эту функцию государству.

6. Государственное предпринимательство - деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, а с другой - как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя, государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.[5, с.246]

7. Перераспределение доходов - это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Существуют различные формы перераспределения доходов.

- Государственная закупка  товаров и услуг - такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли, а так же способствует решению проблем занятости, благосостояния.

- Государственные кредиты  и субсидии - предоставляются юридическим  и физическим лицам, местным  органам власти за счет средств  государственного или местных бюджетов, а так же специальных фондов.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в России