Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ, основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение и причины дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; обслуживание долга, методы управления им.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

Введение

Долг является важным элементом  круговорота «доходы-расходы». Когда  в экономике растут доходы, растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами и правительством. Создание долга - это механизм, с помощью  какого сбережения передаются экономическим  агентам, которые осуществляют расходы. Если домохозяйства не склонны к  заимствованиям, то частная задолженность  растет недостаточно быстро, чтобы  поглотить растущий объем сбережений. Следовательно, чтобы экономика  не отошла от состояния полной занятости  ресурсов, эти сбережения должны быть использованы государством путем прироста государственного долга. Однако, это часто приводит к увеличению государственного долга и возникновению бюджетного дефицита.

Современная экономическая  теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности бюджета, а также  проблемам государственного долга. Причиной тому, является стремительный  рост государств с огромными объемами госдолга и дефицитом бюджета. Так  случилось, что на современном этапе  развития мировой экономики, нет  ни одного государства не знакомого  с этими явлениями. Поэтому экономическая  теория кроме того, что исследует эти проблемы, она формирует методы и способы решения проблем на разных стадиях развития экономики страны. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. Поэтому одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и государственного долга. Сущность этих проблем позволяет сказать, что анализируя определенную страну можно сделать выводы общие для всех стран.

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ. Мне бы хотелось рассмотреть основные моменты формирования и структуры  бюджета, возникновение и причины  дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; обслуживание долга, методы управления им.

В первой главе рассматривается  сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны. Во второй главе дается характеристика государственного долга и его  видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются  различные точки зрения на определение  данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности  государства и основные пути покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает  проблемы количественной оценки бюджетного дефицита и долга.

Я выбрала эту тему курсовой работы, во-первых, потому что она  близка и интересна мне как  будущему экономисту, а во-вторых, потому что я считаю ее жизненно важной для экономики любой страны. По моему мнению, без сбалансированного  государственного бюджета трудно достичь  макроэкономической стабильности и  примером этому являются практически  все страны бывшего Союза. Если же нашей стране удастся принять  доходный бюджет и добиться снижения государственного долга, то это поможет  выйти из кризиса не только нам, но и всем странам СНГ.

 

 

 

 

1. Бюджетный дефицит

1.1 Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую в данном году расходы  бюджета превышают его доходы. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. Наконец, дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочнызх и действенных экономическизх мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п., но и соответствующих политических решений. [2]

Причинами бюджетного дефицита могут быть:

· Низкая эффективность общественного  производства, его спад;

· Нерациональная структура  бюджетных расходов (крупные государственные  инвестиции, огромные военные расходы  и др.);

· Массовый выпуск «пустых  денег»:

· Оборот «теневого» капитала в огромных масштабах:

· Неэффективный бюджетный  механизм, не позволяющий государству  использовать его в качестве стимула  развития экономики. [1]

Отношение экономистов к  вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует столько позиций, сколько  вариантов составления бюджета: с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо сбалансированным. Уже давно  возникло мнение, новую жизнь которому дал Д. Кейнс, снабдив его научной базой, что бюджетный дефицит - это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы.

Часто дефицит оправдывается  тем, что заимствованные для его  финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это даже очень логично, однако практика не подтверждает правильность такой  концепции, особенно в странах с  переходной экономикой. [10]

Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

· Увеличение государственных  расходов на социальное обеспечение  и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной  экологической обстановкой);

· Увеличение государственных  расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением  мероприятий по сокращению безработицы);

· Увеличение государственных  расходов в военное время или  в связи с социальными конфликтами;

· Увеличение расходов, связанных  с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

· Увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

· Сокращение налогов в  целях стимулирования экономического развития;

· Уменьшение доходов в  связи с ухудшением показателей  финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

· Сокращение доходов из-за низкой собираемости и др

Заметим, что большинство  из перечисленных факторов, вызывающих увеличение государственных расходов, даже в перспективе не дадут отдачи в виде возможных источников погашения  задолженности, возникшей в связи  с привлечением заемных средств для финансирования бюджетного дефицита. Только отдельные из них позволяют надеяться на повышение эффективности в отраслях экономики и получение источников для погашения государственного долга. По этому поводу следует заметить, что в практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения расходов над доходами, т.е. не закрепленная за какими-либо расходами. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будут ли оно вообще направлены в сферу материального производства не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.

Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие  бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы  будут ежегодно иметь место (без  соответствующей корректировки  доходов), придется признать и последствия вызванного ими бюджетного дефицита - наращивание государственного долга и инфляция.

Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над  расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем  рост производства и прибыли в  них возместят производственные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью  финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный  дефицит неизбежно приведет к  росту отрицательных тенденций  в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов. [8]

1.2 Структура бюджета, виды бюджета

Структура бюджета заключается  в разделении его на две основные части: расходы и доходы. Составление  и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В зависимости от влияния  на процесс расширенного воспроизводства  бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих  потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

Бюджетная классификация  является обеспечением адресного выделения  финансовых ресурсов, с помощью, которой  решается проблема кому, сколько и  на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. [3]

От того насколько реальными  будут статьи доходов и расходов, формирующие бюджет, зависит исполнение бюджетной политики. Рассмотрим основные концепции формирования бюджета:

- ежегодно сбалансированный  бюджет

- циклически сбалансированный  бюджет.

Ежегодно сбалансированный бюджет.

До Великой депрессии 30-х годов в США ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики. Однако тщательное изучение вопроса совершенно явно показывает, что сбалансированный бюджет несовместим  с активным применением фискальной политики в качестве антициклического стабилизирующего инструмента. Хуже того, ежегодно сбалансированный бюджет даже усугубляет колебания делового цикла.

Ежегодное принятие сбалансированного  бюджета не является экономически нейтральным; это проциклическая, а не антициклическая политика. Несмотря на это, предложения о внесении поправки в конституцию, предусматривающей обязательный ежегодно сбалансированный бюджет, встречают широкую поддержку.

Циклически сбалансированный бюджет.

Идея циклически сбалансированного  бюджета предполагает, что правительство  проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, бюджет не должен быть сбалансированным ежегодно. Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла.

Обоснование этой концепции  бюджета просто и разумно. Для  преодоления спада правительство  должно снизить налоги и увеличить  расходы, таким образом, сознательно  создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные  расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может  быть использовано для покрытия федерального долга, образовавшегося в период спада. Таким образом, правительство  в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет.

Основная проблема данной концепции бюджета состоит в  том, что подъемы и спады в  экономическом цикле не одинаковы  по степени и продолжительности. Например, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период весьма умеренного процветания, то это будет  означать возникновение крупного дефицита в период спада, незначительного  или вовсе никакого избытка в  период процветания.

Итак, исходя из выше изложенных концепций, мы можем видеть, что формирование бюджета требует всестороннего  рассмотрения всех плюсов и минусов  выбранной бюджетной политики, и  возникновение дефицита бюджета  должно быть оправданно ею. [9]

 

 

 

 

 

 

1.3 Финансирование бюджетного дефицита и влияние дефицита бюджета на государственный долг

государственный бюджет дефицит  долг

Как я упоминала, бюджетный  дефицит должен быть профинансирован. Государственные расходы, не имеющие  под собой доходной базы, могут  покрываться за счет эмиссии денег, займов в центральном банке, займов в частном секторе и внешних  заимствований. Воздействие дефицита на экономику во многом зависит именно от способа его финансирования.

Эмиссия денег является самым  простым методом покрытия бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажноденежному обращению неоднократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто  применяют это средство в критических  ситуациях - во время войны или  длительного кризиса. Избыточная эмиссия  широко применяется и в настоящее  время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

Информация о работе Государственный долг