Государственный долг Республики Беларусь и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:56, реферат

Краткое описание

Цель работы:: раскрыть сущность государственного долга и проанализировать методы по его регулированию.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи:
1.1 Экономическая сущность государственного долга
1.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия
2. Государственный долг в Республике Беларусь и динамика его роста
2.1 Государственный долг в Республике Беларусь
2.2 Анализ динамики внутреннего и внешнего в Республике Беларусь долга за первый квартал 2013
2.3 Совершенствование управления государственным долгом в Республике Беларусь
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ГОС.ДОЛГ.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования Республики Беларусь

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Исторический факультет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

Реферат по предмету

«Экономическая теория»

на тему «Государственный долг и его регулирование в Республике Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск 2013

ПЛАН

Введение

    1. Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи:

1.1 Экономическая сущность государственного долга

1.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия

2. Государственный долг в Республике Беларусь и динамика его роста

2.1 Государственный долг в Республике Беларусь

2.2 Анализ динамики внутреннего и внешнего в Республике Беларусь долга за первый квартал 2013

2.3 Совершенствование управления государственным долгом в Республике Беларусь

Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.

Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Цель сообщения поставлена следующая: раскрыть сущность государственного долга и проанализировать методы по его регулированию.

 

 

 

1 Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи

 

 

1.1 Экономическая сущность государственного долга

 

 

Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Он является одним из важнейших макроэкономических показателей, который отражает состояние и дальнейшие перспективы финансов государства.

Государственный долг - это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством  гарантий (поручительств) по обстоятельствам третьих лиц, других обязательств, а также принятых на себя государством обязательств третьих лиц.

В более широком смысле, государственный долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Он связан с использованием госу-дарственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов с це-лью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать долги. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам и кредитам; покрывая старые долги, они де-лают новые (см. рисунок 1)

 

 

 

 

 

 

Государственный

Долг




 

Дефицит

бюджета


 Дефицитное

финансирование

Государственный займ (облигации)

Кредит правительству

Другие ценные бумаги

Другие формы

заимствования





                                              


   

Обслуживание

государственного долга




 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Формирование государственного долга

Примечание – Источник: [6, c. 329]. Т

 

Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объем государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счет бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.

 

Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободной конвертируемой валюте для расчетов с другими государствами и др.

В мировой практике страны прибегают к заимствованиям при дефиците государственного бюджета, при пассивном платежном балансе, недостаточном количестве ресурсов для проведения экономических реформ и соответствующих им преобразований, реализации инвестиционных проектов и государственных программ.

Государственный долг формируется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К первым из них можно отнести неблагоприятный инвестиционный климат, трансформационный состав производства и сужения на этой основе налоговой базы, отрицательное сальдо торгового баланса, преобладание устаревшей технологической базы и др. Субъективные факторы связаны с ситуативными просчетами в тактике внедрения реформ и фактическим отсутствием стратегии относительно развития финансового рынка. С позиции долгосрочной исторической перспективы причинами возникновения государственного долга могли быть войны и спады. Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих

Существуют различные точки зрения по поводу воздействия государственного долга на экономику.

Согласно одной из них государственный долг является бременем, осложняющим функционирование экономики, так как долги правительства являются долгами налогоплательщиков и требуют расходов по их обслуживанию. Это подход обосновывается экономистами либеральной ориентации, полагающими экономическую активность государства и связанный с ней государственный долг нежелательными.

Считается, что рост государственных расходов приводит к сужению частных расходов. С этих позиций следует стремиться к сбалансированному бюджету при минимальной активности государства. В соответствии со вторым подходом государственный долг является долгом государства населению и по существу представляет собой задолженность налогоплательщиков самим себе, так как население одновременно является и держателем государственного долга, и в лице государства должником по нему. Исключение составляют зарубежные долги, по которым возврат основного долга и платежи процентов осуществляются за счет текущего ВВП, уменьшая его величину, остающуюся в стране. Сбалансированный бюджет в принципе не является обязательным. Более того, сохранение бездефицитного бюджета в течение длительного времени может стать причиной экономического спада, а в период экономического спада попытки ликвидировать связанный с ним дефицит бюджета путем увеличения налогообложения лишь усугубят ситуацию.

Существует также третий подход, провозглашающий гипотезу нейтральности государственного долга. Он возник в середине 1970-х гг. Согласно этому подходу влияние государства на экономику не зависит от того, осуществляется ли финансирование государственных расходов за счет налогов или за счет заимствований, увеличивающих государственный долг. При этом не проявляется ни эффект множителя, ни оживление хозяйственной деятельности за счет импульса от государственных расходов. По этим причинам уровень отечественных государственных и частных сбережений не меняется. Данная позиция находится среди критических отзывов как у неокейнсианцов, так и у неолибералов.

По мнению современных экономистов, многое зависит от конкретной финансово-экономической ситуации и соотношения различных социально-экономических и политических сил. В зависимости от масштаба долга, его динамики, характера его использования, размеров расходов на погашение и обслуживание, способов финансирования дефицита бюджета государственный долг может как содействовать, так и тормозить экономическое развитие, оказывать позитивное и негативное воздействие на потребление, сбережение, инвестиции, денежное обращение, валютный курс и другие важнейшие показатели.

 

 

1.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия

 

 

Государственный долг выполняет и ряд функций, среди которых принято выделять [6, c. 330]:

• фискальную, т.е. создание финансовой базы, для выполнения государством соответствующих денежных обязательств и функций;

• стабилизирующую, которая предполагает позитивное воздействие на макроэкономические пропорции (удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение внутреннего рынками товарами, рост занятости и сокращение безработицы).

Государственный долг выступает в различных формах. В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг – это долг правительства перед физически-ми и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Он представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета (излишков бюджета) [6, c. 330].

Внутренний долг порождается бюджетным дефицитом, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Долговые обязательства погашаются в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет. Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования. Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них. Рост внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны.

Образование внутреннего государственного долга вписывается в общую схему «доходы — расходы». Созданию долга и государственным расходам предшествует формирование денежных сбережений в секторе домашних хозяйств и бизнеса, которые на определенных условиях передаются государству во временное распоряжение. Не исключено, что в определенный период прирост государственного долга будет компенсировать недостаток совокупного спроса. А это будет способствовать поддержке приемлемых темпов экономического развития, стимулировать рост денежных доходов населения и хозяйствующих субъектов. Таким образом, ещё раз подчеркнем, что внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны. В качестве основных компонентов внутреннего государственного долга обычно выделяют [6, c. 330]:

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь и его регулирование