Государственный долг Хабаровского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что государственный долг сопровождает деятельность любого государства и требует внимания по управлению и своевременному возврату. От этого зависит престиж государства, по показателям государственного долга судят о степени зрелости и мощи национальной экономики. В последние годы в России проблема госдолга обострилась и приобрела характер долгового кризиса. Это связано с переходным характером российской экономики и конкретной экономической политикой государства.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура государственного внутреннего долга
1.1. Понятие государственного внутреннего долга
1.2. Структура
1.3. Величина и динамика внутреннего долга РФ
1.4. Значение государственного внутреннего долга
2. Хабаровский край
2.1. Общие сведения
2.2. Экономический потенциал
3. Государственный долг Хабаровского края
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по государственному долгу.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

       Оглавление 

Введение 

1. Понятие и  структура государственного внутреннего  долга

      1.1. Понятие государственного внутреннего долга

      1.2. Структура

      1.3. Величина и динамика внутреннего долга РФ

      1.4. Значение государственного внутреннего долга

2. Хабаровский край

      2.1. Общие сведения

      2.2. Экономический потенциал

3. Государственный долг Хабаровского края

Заключение

Список литературы

Приложения

3

4

4

4

8

9

18

18

20

26

31

32

34


 

 

 Введение.

       Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

       Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или  местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

       Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета  на текущий финансовый год без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. В данной работе проблема долга будет рассмотрена для Хабаровского края.

         Актуальность темы заключается  в том, что государственный  долг сопровождает деятельность  любого государства и требует  внимания по управлению и своевременному возврату. От этого зависит престиж государства, по показателям государственного долга судят о степени зрелости и мощи национальной экономики. В последние годы в России проблема госдолга обострилась и приобрела характер долгового кризиса. Это связано с переходным характером российской экономики и конкретной экономической политикой государства.

 

  1. Понятие и структура государственного внутреннего долга.

         «Финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь».

         Остап Бендер

       1.1. Понятие государственного внутреннего долга.

       Государственный (внутренний) долг – в первую очередь  категория бюджетного дефицита, долг – это аккумулированная сумма  дефицитов прошлых лет. «Государственный долг – общая накопленная сумма  всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране»1; государственный долг – это «то, что правительство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета»2.

       1.2. Структура.

       Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие основные элементы:

       1) рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги:

  • ГКО - государственные краткосрочные облигации со сроком обращения 3, 6, 12 месяцев. Они выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купоном и размешаются на аукционах с дисконтом от номинала.
  • ОФЗ-ПК - облигации федерального займа с переменным купонным доходом относятся к облигациям с неизменным купонным доходом. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Номинал облигации 1000 рублен, срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.
  • ОФ3-ПД - облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, имеют срок обращения 3 гола и нулевой купон. Они могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 года, а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.
  • ОФЗ-ФК - облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом;
  • ОГНЗ - облигации государственного нерыночного займа, выпускаются в бездокументарной форме. Доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год.3
  • векселя Министерства финансов РФ и др.

       2) нерыночные долговые обязательства  — это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:

       • некоторые виды займов, размещенных  среди населения, например целевой заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили и др.;

       • целевые долговые обязательства  по гарантированным сбережениям  граждан РФ;

       • задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ (например, на покрытие дефицита бюджета в 1991 — 1994 гг.), включая задолженность по процентам;

       • задолженность предприятий отдельных  отраслей, переоформленная в государственный  внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность Пенсионному фонду и др.);

       3) государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

       В целом, структура государственного внутреннего долга РФ представлена в табл. 1.

       Таблица 1

       Структура государственного внутреннего  долга РФ, млн. руб.4 

  На 1 января 2004 г. На 1 января 2005 г. На 1 января 2006 г. На 1 января 2007 г.
Целевой заем 1990 г. 2 760,10 3014,6 3 077,20 3 039,2
Целевые вклады и чеки на автомобили 1 592,40 1 389,20 1 691,20 1 549,30
Государственный внутренний заем РФ 1991г. 0,4 0,4 - -
Российский  внутренний выигрышный заем 1992 г. 30 - 20 10
Казначейские  обязательства 9,3 9,8   -
Задолженность по централизованным кредитам и начисленным  процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз проекции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Минфина РФ 5 984,7 2 992,5 - -
Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленным и в вексель Минфина РФ 140 70 - -
Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная  в вексель Минфина РФ 533,8 290,6 47,3 -
Государственные гарантии 8 160,00 33 333,10 19112,2 44 894,20
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) 34 601,00 10033,5 -  
Государственный сберегательный заем 94,5 0,012 - -
Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) 24 100,8 24 100,80 - -
Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 50476,3 50 047,40 124161,7 208 150,6
Облигации государственных нерыночных займов (ОГН31) 11500 - - -
Облигации федерального займа с фиксированным  доходом (ОФЗ-ФК) 236 028,4 196898 131990,3 122694
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) 415856,2 491050,00 597071,2 638 907,40
Государственные сберегательные облигации (ГСО) - 30000 60000 124000
Индексация  вкладов населения 1100 30000 40000 40 000,00
ИТОГО: 792452 843231,6 937 171,1 1 143 244,8

 

       Как видно из табл. 1, наибольшую долю в  структуре внутреннего долга  РФ занимают рыночные долговые обязательства. В настоящее время они составляют около 95% всего внутреннего долга РФ. Причем доля рыночных обязательств за последние годы многократно увеличилась.

       1.3. Величина и динамика  внутреннего долга  РФ.

       Если  говорить о динамике внутреннего  долга, то за последние10 лет его величина существенно выросла. Так, если в 1995 г. Он составлял 190,0 млрд. руб., в 1996 г. — 372,6 млрд. руб. (в деноминированных рублях), то в 2001 г. он вырос до 561,3 млрд. руб. К 2002 г.общий размер государственного внутреннего долга составил уже604,9 млрд. руб. На 1 января 2004 г. внутренний долг РФ составил 792,5 млрд. руб. В последующие годы внутренний долг продолжал расти. В 2005 г. он составил 843,2 млрд. руб., в 2006 г. — 937,2 млрд. руб. Предполагается, что к концу 2007 г. государственный внутренний долг РФ составит 1 143,2 млрд. руб.

       Расходы на обслуживание государственного внутреннего  долга также за последние годы растут. Так, если в 2000 г. они составляли55,0 млрд. руб., то в 2003 г. — 57,5 млрд. руб., в 2004 г. — 64,4 млрд. руб., а в 2005 г. уже 68,2 млрд. руб.

       Государственный внутренний долг РФ, выражений в  государственных ценных бумагах, млрд. руб.

       Рост  внутреннего долга РФ в 90-е гг. был обусловлен выпуском в 1993—1998 гг. государственных бумаг для покрытия дефицита бюджета и принятием на государственный долг задолженности, возникшей до и сразу после распада СССР. На государственный долг списывалось также все текущее бюджетное недофинансирование, приобретая суррогатные формы в виде переоформленных задолженностей предприятиям АПК., текстильной, топливной промышленности и др.

       В 1995 г. только за счет размещения государственных  облигаций было профинансировано 60% дефицита государственного бюджета. К октябрю 1997 г. внутренний долг, оформленный в ГКО-ОФЗ и облигациях сберегательного займа, достиг 12,5—13%ВВП. В 1998 г., когда обрушился рынок государственных ценных бумаг, все невыплаты по государственным ценным бумагам составили значительную часть государственного внутреннего долга РФ.5

       1.4. Значение государственного внутреннего долга.

       В узком смысле государственный долг – обязательства исполнительных органов государственной власти соответствующих уровней перед юридическими и физическими лицами. Они складываются из совокупной (кумулятивной) задолженности прошлых лет и текущих процентных выплат. При этом следует различать «номинальный долг» – обязательства по займам на определенный период времени, выраженный в текущих ценах, и «реальный долг» – те же обязательства, но скорректированные с учетом инфляции. Инфляция, как известно, работает в пользу должника и уменьшает его долг, в то время как для кредитора она оборачивается своеобразным «инфляционным налогом».

       Когда мы говорим, что долг – категория  бюджетного дефицита, то имеем в  виду то, что, во-первых, долг возникает  в связи с дефицитом бюджета, его размер и динамика тесно связана  с размерами и динамикой бюджетного дефицита и, во-вторых, заемные средства предназначаются главным образом для покрытия бюджетных расходов. Рост бюджетного дефицита ведет к увеличению долга, сокращение дефицита не всегда сопровождается уменьшением долга, если учесть, что платежи по его обслуживанию могут нарастать и в периоды временного сокращения бюджетного дефицита.

       В то же время государственный долг имеет более широкое значение, выходящее за рамки одной функции  – компенсацию бюджетного дефицита. В широком политико-экономическом  смысле под государственным внутренним долгом подразумевается вся совокупность финансово-кредитных отношений в бюджетной сфере, при которых органы государственной власти выступают в качестве как заемщика, так и кредитора, а заемные средства – по форме и целевому назначению – используются не только для финансирования бюджетных расходов, не покрытых доходами, но также для инвестирования в объекты, в том числе местного и регионального значения, по созданию так называемых «платных услуг».

       Государственный долг и на субфедеральном уровне приобретает  определенное социально-экономическое и макроэкономическое значение и последствия.

       Анализ  этой проблемы предполагает учет сложной  и противоречивой комбинации позитивных и негативных моментов, возникающих  в налогово-бюджетной и денежно-кредитной  сферах. Позитивное значение долга увязывают с воздействием государственных расходов на совокупные расходы и, следовательно, на совокупный спрос, в первую очередь в условиях недостаточного спроса и низкого уровня деловой активности. Этот аспект, выраженный в понятии «активный бюджетный дефицит», лежит в основе концепции так называемого «дефицитного финансирования». Считается, что дефицит бюджета побуждает власти вовлекать часть сбережений, обращающихся на финансовых рынках, в качестве заемных средств для финансирования инвестиций и бюджетных расходов. В соответствии с кейнсианской моделью совокупных доходов и совокупных расходов увеличение государственных расходов способствует преодолению спада и активизирует экономический рост.

       Правительства большинства западных стран перешли в настоящее время от политики дефицитного финансирования (финансового накачивания экономики за счет бюджетного дефицита) к бюджетной политике, основанной на неоклассической теории. Исходя из того, что государство использует национальный доход менее эффективно, чем частный сектор, масштабы его перераспределения через бюджет должны уменьшаться, значительно сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджетов. Новая бюджетная политика нашла выражение, прежде всего, в изменениях в доходной части государственных бюджетов.

Информация о работе Государственный долг Хабаровского края