Государство в рыночной экономике и его роль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 16:09, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время трудно представить себе общество, где бы
государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно
ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением
социальных и других важных проблем.
Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап.
В России происходит формирование рыночной экономики. В результате
экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в
основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной
экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности
этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом,
сращивание денег и власти.

Содержание

Введение
Сущность государственного регулирования экономики
Экономические функции государства
Методы государственного воздействия на рынок
Государственный сектор
Государственное предпринимательство
Государственное программирование
Административные методы государственного регулирования экономики
Проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику
Роль государства в экономике России
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

эк.теория.docx

— 40.92 Кб (Скачать файл)

Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России складывается именно такая ситуация.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.

Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. [3]

 

 

Государственный сектор

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1)   несамостоятельные  публично-правовые предприятия (монетные  дворы, тюрьмы, государственные и  муниципальные колы, детские сады);

2)   самостоятельные  предприятия, действующие в рамках  публичного права (почта, железные  дороги, государственные холдинги  и корпорации);

3)    юридически самостоятельные  предприятия, действующие в рамках  частного права (в форме акционерных  обществ). [4]

 

 

 

 

Государственное предпринимательство

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства: первоочередная цель состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач (таких, как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.).

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь).

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, также относятся: предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры; помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве; проведение региональной политики — строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий и строительства очистных сооружений; развитие фундаментальных научных исследований; производство товаров. Это является по закону государственной монополией.

Государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, которые не интересуют частных предпринимателей. Дело в том, что государственные предприятия по сравнению с частными являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в хозяйственной самостоятельности. В его деятельности присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы.

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У них нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники — именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо, поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран, не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе, поскольку люди рассчитывали, что они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий. [5]

Приватизация - преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.

В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют   несколько видов приватизации:

·      большая приватизация - преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;

· малая приватизация - продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;

· спонтанная приватизация - приватизация по " закону джунглей", при которой государство отказывается от регулирующей роли;

· частичная имущественная приватизация - продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное программирование

Государственным органам приходится сталкиваться не только с определенными проблемами реализации стратегических планов, но и с кризисными процессами, охватывающими целиком всю страну и все сферы экономики. На решение подобных проблем требуются огромные финансовые средства, развитие НИОКР, необходимые трудовые ресурсы, обладающие требуемой степенью квалификации. Все эти предпосылки привели к появлению государственных экономических программ, призванных решать возникающие трудности. Разработка подобных программ называется экономическим программированием. Экономическое программирование является сложным многостадийным методом воздействия на процессы воспроизводства.

Под экономическим программированием понимается система государственного регулирования экономики на основе комплексных общехозяйственных программ. Управление экономикой на разных уровнях власти реализуется в форме экономических прогнозов и государственных программ социально-экономического развития различного уровня, комплексности и продолжительности выполнения.

Известны три основные формы экономического программирования в развитых странах: конъюнктурное, частично структурное и структурное.

Краткосрочное программирование, основывающееся, как правило, на конъюнктурном подходе, рассчитано на достижение общего экономического равновесия, "хорошего" платежного баланса. При этом используются традиционные общие меры налоговой и финансовой политики.

Для достижения краткосрочных целей используется и разработанная голландскими экономистами форма частично структурного программирования. Она является производной от государственной бюджетной политики. Экономическая программа рассматривается при этом как метод определения политики в отношении основных секторов экономики и служит в первую очередь целям поддержания высокого уровня активности. Как считают голландские экономисты, форма частично структурного программирования может использоваться и на периоды средней продолжительности. Такой подход претерпевает изменения по мере увеличения сроков осуществления программы и эволюционирует в сторону структурного программирования.

Обеспечение экономического роста на длительный период предусматривается формой структурного программирования. Этот тип программирования возник во Франции в связи с планами послевоенной реконструкции, а в дальнейшем был направлен на достижение заранее определенных структурных изменений, без которых невозможен длительный экономический рост. При реализации данной концепции возрастает роль государства в регулировании рыночного механизма. Предполагается, что структурные изменения производства и эволюция основных количественных взаимоотношений в экономике могут быть достигнуты благодаря новым капиталовложениям. Селективные политические меры, с помощью которых осуществляются эти изменения, на практике не всегда поддаются количественному определению в рамках отраслевых моделей, используемых при разработке краткосрочных и среднесрочных планов.

Основными задачами государственного программирования социально-экономического развития являются следующие:

1. Обеспечение достижения  целей государственного регулирования экономики.

2. Разработка иерархии  целей государственных программ  с точки зрения их важности и срочности.

3. Устранение противоречий  между намечаемыми целями и  инструментами осуществления государственных  программ.

4. Поиск эффективных направлений  расходования бюджетных средств.

По срокам решения проблем и достижения целей различают краткосрочные (продолжительностью до 2 лет), среднесрочные (продолжительностью от 3 до 10 лет) и долгосрочные программы (продолжительностью от 10 до 20 лет). По способу их принятия и осуществления программы подразделяются на обычные и чрезвычайные. Обычные программы охватывают отдельные сектора экономики страны: регионы, отрасли, научные изыскания и т.п. Чрезвычайные программы разрабатываются во время критических ситуаций в стране: стихийные бедствия, война, голод, социальные волнения и т.п.

Среди объектов государственного экономического программирования можно выделить транспортный комплекс, промышленность, сельское хозяйство, регионы, развитие инноваций, внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Разработке любой программы предшествует составление определенного плана действий, который включает в себя замысел, проект и систему программных мероприятий. Методология разработки подобных программ представляет собой совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования действующих условий социально-экономического развития.

Любые программы с теоретических позиций имеют принципиально одинаковые стадии формирования.

Первая стадия - аналитическая. Проводятся сбор информации и комплексный анализ текущей ситуации и оценка состояния развития выбранного объекта. Затем полученные данные в процессе их обработки подлежат сравнению с аналогичными показателями других объектов хозяйствования, осуществляется анализ приоритетных направлений развития на планируемый период.

Вторая стадия - целевая, где происходит формирование стратегических целей программы. На этой стадии (или в период, предшествующий ей) выполняется важнейшая работа - разработка стратегии развития избранного объекта на средне- и долгосрочную перспективу. Она может разрабатываться отдельно (раньше) от программы или же в период начальных стадий формирования программы. Значимость этой стадии определяется тем, что состав целей определяет характер тех мер, которые органы управления должны разработать и реализовать, чтобы повлиять на развитие объекта в заданных направлениях. Эта стадия является наиболее важной, так как неверно поставленные стратегические цели развития объекта хозяйствования могут не ускорить его социально-экономическое развитие, а наоборот, замедлить темпы роста.

Третья стадия - программная. Разрабатывается комплекс программных мероприятий по развитию объекта, уточняется состав программных работ по комплексам, устанавливаются сроки их реализации, определяются потребности в ресурсах, разрабатывается система управления программой.

Заключительная стадия - оценочная. Происходит оценка результативности программы и ее влияния на социально-экономическое развитие.

Программирование невозможно без использования соответствующих методов. Методы разработки государственных программ социально-экономического развития представляют собой набор определенных способов и процедур по установлению целей развития, выявлению программных мероприятий, обоснованию и обеспечению требующихся ресурсов на выполнение поставленных целей. К настоящему времени сложилось четыре основных методических подхода к построению программ развития.

1. Списочный метод.

2. Ленточные графики Ганта.

3. Программно-целевой метод.

4. Метод критического  пути. [7]

 

 

Административные методы государственного регулирования экономики

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора.

Информация о работе Государство в рыночной экономике и его роль в России