Культура домонгольского периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 14:27, реферат

Краткое описание

Оценивая процесс образования Древнерусского государства, следует, прежде всего, рассмотреть историю Киевской Руси (или державы Рюриковичей), хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало ХII вв. Условно история Киевского государства разделяется на три периода: IX - середина X вв. - время первых киевских князей; вторая половина Х - первая половина XI вв. - правление Владимира I и Ярослава Мудрого и вторая половина XI - начало XII вв. - переход к территориально-политической раздробленности.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство общего и профессионально образования Ростовской области2.docx

— 28.59 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионально образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления(ДСХТ)»

 

 

 

Доклад

По учебной дисциплине

«История»

На тему:

«Культура домонгольского периода»

  

 

Выполнила

Студентка 2 курса

Специальности 40.02.01

«Право и организация

 социального обеспечения»

 

группа 2ю9

Никишина Анастасия Алексеевна

Проверила:

Бардакова И.Н

Г.Миллерово

2015-2016 уч.год

Домонгольский период истории Русского государства

 

Оценивая процесс образования Древнерусского государства, следует, прежде всего, рассмотреть историю Киевской Руси (или державы Рюриковичей), хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало ХII вв. Условно история Киевского государства разделяется на три периода: IX - середина X вв. - время первых киевских князей; вторая половина Х - первая половина XI вв. - правление Владимира I и Ярослава Мудрого и вторая половина XI - начало XII вв. - переход к территориально-политической раздробленности.

Одной из важнейших предпосылок образования Древнерусского государства явилось соперничество двух центров государственности на Руси - Новгорода и Киева. При этом история Новгорода прямо и опосредованно связана с варягами. Кто такие варяги? В IX веке во всей Европе и, в частности, на территории восточных славян действовали норманны, или варяги (варанги), как звали их византийцы и славяне. Они появились в Восточной Европе как пираты и торговцы. Скандинавская сага (сказание) о Торварде Собаке ярко рисует деятельность варяжских искателей приключений. Торвард вступил в соглашение с несколькими смельчаками для организации экспедиции в Белое море. В предприятии принял участие и норвежский король. Участники экспедиции везли с собой товары для обмена на пушнину. Было договорено, что доход с проданных товаров пойдет в пользу владельцев товара, а добыча должна была делиться поровну. Достигнув устья Северной Двины, Торвард и его спутники обменяли с выгодой сукно на меха, а потом ночью напали на местное святилище и разграбили его. При дележе добычи варяги перессорились, и Торвард был убит.

Историки полагают, что мало чем отличался от Торварда и утвердившийся с 862 года в Новгороде Рюрик. Личность этого варяга до сих пор вызывает споры историков. Некоторые из них считают, что Рюрик был реальным историческим персонажем, отождествляя его, в частности, с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы в Западную Европу. Рюрик навязал жителям Новгорода "услуги" по их защите от внешних врагов. Братья Рюрика: Синеус обосновался в качестве князя на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской области), а другой брат Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова). Отдельные историки делают вывод, что имеет место искажение имен "братьев": в переводе со шведского "синеус" - "со своими родами", а "трувор" - "верная дружина", это, в свою очередь, дает им основания считать, что варяжская версия - не более чем легенда.

Преемник Рюрика - новгородский князь Олег (879-912) спустился по Днепру до Киева и овладел им. С этого времени Киев становится "матерью городов русских", центром Киевского государства. Это событие, согласно летописной хронологии, произошло в 882 году, когда Олег, предварительно заняв Смоленск и Любеч, хитростью захватил и убил княживших в Киеве Аскольда и Дира (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия; по легенде, три брата Кий, Щек и Хорив, и их сестра Лыбидь основали город Киев). Объединение двух важнейших культурно-экономических центров восточных славян по великому водному пути "из варяг в греки" позволило князю Олегу приступить к последовательному подчинению его власти прочих восточнославянских земель. С этого времени Олег и его последователи стали именоваться "великими князьями".

Олег развил энергичную деятельность. Прежде всего, он постарался основательно укрепиться в своей новой столице, для чего "рубит" кругом нее города; на Новгород он налагает ежегодную дань и, владея важнейшими пунктами на великом водном пути, начинает покорять соседние славянские племена - древлян, северян и радимичей. Далее, у хазар Олег отвоевал северян и радимичей. Часть племен между Днестром и Дунаем долго сопротивлялись Олегу и окончательно подчинились только его преемнику Игорю (912-945). В 907 и 911 годах Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками. Согласно им, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом они должны были иметь письменные документы и заранее предупреждать местные власти о своем приезде. Договор Олега с греками, таким образом, обеспечивал развитие внешнеэкономических связей между Русью и Византией, а опосредованно через нее - и с Западной Европой.

В год смерти Олега Киевское государство охватывало уже значительную территорию. Зависимые от Киева земли, в том числе и Новгород, вынуждены были признать власть киевского князя (платить дань, выставлять ополчение для военных походов и т.п.). На востоке власть киевского князя простиралась на область, где стоял Ростов, построенный кривичами. Крайними южными племенами, с которыми еще некоторое время велись войны, были тиверцы и уличи. Связь между восточнославянскими землями, поддерживаемая общностью языка, верований, традиций, скреплялась единой централизованной властью. Кроме дани, вошедшие в состав Киевской Руси племена, как уже отмечалось, обязывались поставлять князю ополченцев. Дань-подать трансформировалась в товар и шла преимущественно в Западную Европу через Византию, а другая часть дани направлялась на содержание дружины и иные нужды крепнущего государства.

Больше всего осложнений возникало в западных районах Киевской Руси. Как только умер Олег, древляне подняли восстание против Киева, и преемник Олега Игорь вынужден был их усмирять. Впоследствии во время сбора дани Игорь был убит древлянами, за что его жена - княгиня Ольга (945-964) жестоко им отомстила. Вместе с тем Ольга, как мудрая властительница, пошла на упорядочение сбора податей. Именно она установила так называемые "уроки" (фиксированные размеры дани) и "погосты" (места сбора податей). В первой половине X века Киевская Русь совершила два похода на западный берег Каспийского моря (913-914 и 944-945) и еще два на Византию. Последние византийские походы Игоря (941 и 944) в целом оказались для него неудачными, что и отразилось на условиях нового договора Руси с греками, менее льготных для русских купцов, чем условия предыдущего договора Олега.

Особенной силы Киевское государство достигло при Святославе (964-972) - сыне Игоря и Ольги и при сыне Святослава Владимире Святом (980-1015).

Киевский князь Святослав являлся одним из активных участников международных событий того времени, часто действуя по соглашению с другими государствами. В 964-966 годах он завоевал вятичей на северо-востоке от Киева. Однако главный удар Святослав направил против хазар, борьбу с которыми за возвращение исконно славянских земель начал еще Олег. Источники сообщают о взятии и разрушении войсками Святослава хазарских городов Саркела, Итилия и Семендера, что означало фактически полный разгром хазарского каганата. Затем Святослав устремился на Северный Кавказ, где покорил ясов и касогов (предков осетин и черкесов). В целом были упрочены владения Руси на Таманском полуострове (прежняя Тмутаракань). Однако политические соображения привели Святослава на юго-запад, где он принял непосредственное участие в делах Византии.

В этот период основным направлением внешней политики Древнерусского государства стали византийско-болгаро-русские отношения. На севере Византийской империи, на Дунае, в X веке значительно усилилась Болгария. В IX-X веках это было мощное в экономическом и военном отношении государство. Византия сильно страдала от соседства дунайских болгар. При царе Симеоне (885-927) болгары едва не овладели Константинополем. Империя даже вынуждена была платить дань Болгарии. При преемнике Симеона Петре Кротком (927-968) Болгария распалась на две части. Византийский император Никифор Фока ухитрился втянуть в борьбу с болгарами киевского князя Святослава. В первом же походе в Болгарию (968) Святослав проник в центральную часть страны, покорил множество городов и попытался утвердиться в ключевом городе Переяславце-на-Дунае. Не ожидав от русских такой прыти, Византия тайно подговорила напасть на Киев печенегов, кочевавших в причерноморских степях, отделявших Русь от Византии. Святослав вынужден был покинуть пределы Болгарии, чтобы прогнать печенегов от Киева, но, вопреки расчетам Византии, разгромив печенегов, он возвратился в Болгарию (969).

Вторая война с Болгарией также началась для Святослава удачно. Он взял Филиппополь и прошел Балканы. Новый византийский император Иоанн Цимисхий, связанный в это время военными походами в Азию, предложил Святославу заключить соглашение, которое последний оценил как невыгодное для Руси. В это же время русское войско, заняв Македонию и опустошив Фракию, уже стало угрожать Константинополю.

Только в начале 971 года Цимисхий смог выставить против русских достаточное количество войск. Теперь война перешла в новую фазу. Святослав был осажден неприятелем в крепости Доростоле-на-Дунае. Голод, следствие осады, вынудил его вступить в переговоры о мире.

Согласно договору 971 года, Святослав вынужден был уйти с Балканского полуострова. Греки обязались пропустить русское войско домой и снабдить его провиантом. Показательно, что этот договор уже говорит не о военных обязательствах Византии по отношению к Руси, а лишь о ненападении Киевской Руси на страну греческую, корсунскую и болгарскую и о помощи Святослава грекам в случае нападения неприятеля на Византию. В 972 году по дороге в Киев Святослав с малой дружиной попал в засаду, которую устроили печенеги, предупрежденные о возращении князя византийцами, и был убит. Источники утверждают, что печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, полагая, что таким образом к нему перейдет слава убитого киевского князя.

Кульминационным пунктом в истории державы Рюриковичей явилось правление князя Владимира Святославовича (Святого) (980-1015), при котором все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Рассматривая многоаспектную деятельность Владимира Святого как государственного деятеля в контексте общеевропейской истории, особо следует сказать о том, что при нем в 988 году в качестве государственной религии было принято христианство. Этот факт имел большое значение для дальнейшего развития Руси.

Принятие христианства, с одной стороны, укрепляло централизованную власть и территориальное единство Киевской Руси, с другой - имело большое международное значение. Наконец, это событие сыграло важную роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе прямое влияние византийской, а опосредованно через нее - античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен "митрополит", назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население государства обязано было платить единый налог на содержание церкви - "десятину". За свой непосредственный вклад в крещение Руси Владимир был канонизирован церковью как святой.

Принятие христианства в качестве господствующей государственной религии имело много важных последствий. Во-первых, христианство как религия, общепринятая в Европе, еще больше сблизила Киевское государство с западноевропейскими странами. Во-вторых, внедрение христианской церкви, организованной на феодальных началах, способствовало дальнейшему развитию в Киевской Руси феодальных общественных отношений. В-третьих, церковная организация, которую взяли на себя греки (византийцы), заняла весьма видное место в восточнославянском обществе как новое сильное орудие воздействия на массы в целях дальнейшего их подчинения господствующей верхушке и государственной власти в целом. В-четвертых, христианство заметно подняло статус княжеской власти и упрочило связь между отдельными частями государства. Наконец, христианство всемерно способствовало повышению уровня культуры Киевской Руси, сыграв тем самым прогрессивную роль.

В частности, после принятия христианства в Киевской Руси еще энергичнее распространяется письменность. Напомним, что еще в IX веке византийские миссионеры Кирилл и Мефодий, славяне по происхождению, проповедовавшие христианство в Чехии, изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги. В славянских землях на Балканах, особенно в Болгарии, появилась переводная и оригинальная славянская литература. После крещения Руси эта литература хлынула в Киев и другие восточнославянские города. Именно при Владимире Святом была создана специальная школа для подготовки образованных государственных деятелей славянского происхождения.

Принятие христианства благотворно воздействовало на отношения Киевской Руси со странами Западной Европы. Уже Владимир, как отмечают исторические источники, жил в мире с королями многих европейских государств. Понятно, что отмеченные выше следствия обнаружились не сразу. Так, культурное влияние христианства в Киевской Руси проявлялось по мере его проникновения в народные массы, по мере распространения грамотности и образования в широких слоях населения Древнерусского государства.

Информация о работе Культура домонгольского периода