Вариативность решения задач по математике как средство развития логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 07:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно–экспериментальным путем доказать влияние вариативности решения задач по математике на развитие логического мышления младших школьников.
Объект исследования: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: вариативность решения задач по математике как средство развития логического мышления учащихся 4 класса.
Гипотеза: Вариативность решения задач по математике, является средством развития логического мышления учащихся 4 класса, при условии, если учитель будет:
предлагать задачи, содержащие условия и ответ, требующие найти возможные варианты решения этой задачи;
использовать их на этапе: Актуализация знаний;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
1.1 Исследование развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных учёных
1.2 Средства развития логического мышления
1.3 Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в процессе вариативного решения задач

Глава II. Экспериментальное исследование развития логического мышления у детей младшего школьного возраста средствами вариативности решений задач
2.1 Исследование уровня развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
2.2 Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста средствами вариативного решения задач

Вложенные файлы: 1 файл

логика и задачи.docx

— 109.67 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»

 

 

 

КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФОРМАТИКИ И ПРАВА

 

 

 

ПЦК школьной и социальной педагогики и психологии

специальность 050709.52 – Преподавание в начальных классах

 

 

 

ВАРИАТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

   

Студент(ка): Байкалов Дмитрий Константинович_________________

   

Научный руководитель: Пивоварова Надежда Ивановна, ___

        (ФИО, ученая степень, ученое звание)


 

 

 

 

 

 

Абакан 2013

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»

 

 

КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФОРМАТИКИ И ПРАВА

 

 

ПЦК школьной и социальной педагогики и психологии

специальность 050709.52 – Преподавание в начальных классах

 

 

ВАРИАТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

Студент - дипломник

___________________

(подпись)

___________________

(ФИО)

Консультант

___________________

(подпись)

___________________

(ФИО)

Научный руководитель

___________________

(подпись)

___________________

(ФИО)

Рецензент

___________________

(подпись)

___________________

(ФИО)


 

 

 

 

«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»

 

Зав. кафедрой (ПЦК) ____________________________________

   
 

“____ ” _______________________  20___ г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан 2013

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у детей младшего школьного возраста

1.1 Исследование развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных учёных

1.2 Средства развития логического мышления

1.3 Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в процессе вариативного решения задач

 

Глава II. Экспериментальное исследование развития логического мышления у детей младшего школьного возраста средствами вариативности решений задач

2.1 Исследование  уровня развития логического мышления у детей младшего школьного возраста

2.2 Развитие  логического мышления у детей младшего школьного возраста средствами вариативного решения задач

2.3 Анализ  опытно-экспериментальной работы

Заключение 

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования: Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления. Потребность в целенаправленном формировании логического мышления у детей осознаётся психологами и педагогами. Однако, часто, работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления даже в старших классах школы, а эти приёмы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Проблемами  развития логического мышления детей  младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи.

 

Проблема  состоит в том, что учащимся начальной  школы для полноценного усвоения материала требуются навыки логического  анализа. Однако даже в 5-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет  приемами сравнения, подведения под  понятие, выведения следствий и  т.п. Существует много различных  средств развития логического мышления, мы выбрали одно, это и будет  являться темой нашего исследования «вариативность решения задач как  средство развития логического мышления»

Цель исследования: теоретически  обосновать и опытно–экспериментальным путем доказать влияние вариативности решения задач по математике  на развитие логического мышления младших школьников.

Объект исследования: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: вариативность решения задач по математике как средство развития логического мышления учащихся 4 класса.

Гипотеза: Вариативность решения задач по математике, является средством развития логического мышления учащихся 4 класса, при условии, если учитель будет:

  1. предлагать задачи, содержащие условия и ответ, требующие найти возможные варианты решения этой задачи;
  2. использовать их на этапе: Актуализация знаний;

Задачи  исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть сущность понятия «мышление», «логическое мышление», рассмотреть виды, свойства и функции мышления.
  2. Изучить особенности и средства развития логического мышления у младших школьников.
  3. Раскрыть сущность понятия «задача», «вариативность решения задач», и рассмотреть возможность использования их на уроках математики.
  4. Проанализировать учебник математики 4 класса, по учебной программе «Начальная школа 21 века», автор Рудницкая В.Н с целью выявления задач содержащих условие и ответ, требующих найти возможные варианты решения.
  5. Составить комплект задач по математике, содержащих условие и ответ, требующих найти возможные варианты решения направленных на развитие логического мышления детей 4 класса и опытно – экспериментальным путем подтвердить их эффективность.

Методологическая  основа: теории развития логического мышления Л.С. Выготского.

Методическая  основа: методика использования решения задач в развитии логического мышления детей Истоминой Н.Б.

Методы  исследования:

  1. теоретические: анализ литературы;
  2. эмпирические: «Диагностика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста Э.Ф. Замбицявичене».
  3. методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость: систематизирован материал по проблеме развития логического мышления у младших школьников.

Практическая  значимость: составленный комплект задач с многовариантным решением, направленных на развитие логического мышления у учащихся 4 класса, могут использовать учителя начальных классов и студенты педагогических профессий на уроках математики.

База  исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бейская общеобразовательная школа-интернат», 4 «В» класс (26 учащихся).

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список (30 источников), приложение (диагностический материал, комплект задач с многовариантным решением).

 

Теоретико-методологическая основа исследования:

- теории развития логического мышления Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.И. Мещерякова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, З.А. Зак, А.М. Матюшкина и других;

- рекомендации по развитию логического мышления С.Л.Рубинштейна, Ж. Пиаже, Л.М. Фридмана, Н.А. Подгорецкой;

- методика  использования решения задач  в развитии логического мышления  детей Л.Г. Петерсон.

Для решения  поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические:  изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования; анализ учебника «Математика» Л.Г. Петерсон

2. Эмпирические: педагогические наблюдения, тестирование; проведение педагогического эксперимента,

3. Количественной и качественной обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: класс МОУ .

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у детей  младшего школьного возраста

1.1 Исследование развития логического  мышления у детей младшего  школьного возраста в трудах  отечественных и зарубежных учёных

 

Предметы  и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые  можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве), и  такими свойствами и отношениями, которые  можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т. е. посредством  мышления.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид  умственной деятельности, заключающийся  в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений  между ними.

Первая  особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может  познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические  знания, косвенное познание и есть познание опосредованное [15, c. 131].

Вторая  особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и  существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется  лишь в отдельном, конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится  не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных  объектов. Обобщенность также присуща  и образам, но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т. д. - широчайшие обобщения, выраженные словом [17, c. 126].

Мышление - высшая ступень познания человеком  действительности. Чувственной основой  мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи  организма с окружающим миром - поступает  в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая  мыслительные задачи, которые перед  человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает  сущность вещей и явлений, открывает  законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению [29, c.106].

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с  помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии.

Информация о работе Вариативность решения задач по математике как средство развития логического мышления