Ландшафтное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:25, контрольная работа

Краткое описание

Фрагменты культурного ландшафта по существу синтетичны. Наряду с природными элементами для их пространственной организации необходимы оборудование, детали внешнего благоустройства, произведения монументального искусства.
Архитектурными деталями открытых пространств, связанными непосредственно с природными элементами, являются: устрой

Содержание

1.Архитектура малых форм в композиции паркового пейзажа. 3
2.Поляны в композиции паркового пейзажа. 3
3.Предпроектная оценка объектов ландшафтного искусства. 4
4.Сад Прудки. 5

Вложенные файлы: 1 файл

кр проектирование.docx

— 15.64 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа

по дисциплине «Ландшафтное проектирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1.Архитектура малых форм в композиции паркового пейзажа. 3

2.Поляны в композиции паркового пейзажа.  3

3.Предпроектная оценка объектов ландшафтного искусства. 4

4.Сад Прудки.  5

Использованные источники: 5

 

  1. Архитектура малых форм в композиции паркового  пейзажа.

Фрагменты культурного ландшафта  по существу синтетичны. Наряду с природными элементами для их пространственной организации необходимы оборудование, детали внешнего благоустройства, произведения монументального искусства.

Архитектурными деталями открытых пространств, связанными непосредственно  с природными элементами, являются: устройства для растений – трельяжи, перголы, вазы и контейнеры для цветов; парковая скульптура; элементы водных устройств – спуски к воде, обрамление водоёмов, мостики и т.п.; элементы обработки рельефа – лестницы, пандусы, подпорные стенки, покрытия.

Размещение большинства малых  архитектурных форм непосредственно  связано с теми  функционально-планировочными элементами, для которых они предназначены.

Для композиции садовой мебели, оборудования игровых и прочих площадок, поиска их архитектурной формы важно  выявление связей между объектом и окружением. Вариаций этих связей может быть множество: природный  объект в природном окружении )формованная  зелёная скульптура на поляне в парке), природный объект в окружении  городской застройки (зелёная скульптура или дерево на замощенной площади), декоративные элементы или информационный стенд в лесопарке, сквере или  на административной площади города и т.д.

В качестве общих композиционных принципов  создания малых архитектурных форм следует выделить контраст, нейтральность  или подчинение ландшафтной среде. Выделяются два аспекта: когда одна и та же малая архитектурная форма  соотносится с различной средой, и когда в одной и той  же ситуации размещаются разные по цвету, форме, материалу объекты. Например, если оборудование, штампованное из ярких  пластмасс, контрастно по отношению  к среде лесопарка, нейтрально и  уместно на улице современного города, подчинено общему стилю окружения  на выставке по промышленной эстетике, то для скамьи из слегка обработанного  дерева по отношению к названным  средам выстраивается обратный ряд: подчинение, нейтральность, контраст.

Нельзя не учитывать то, на каком  фоне будет восприниматься ваза (естественный пейзаж или многоэтажная застройка), на композиционную организацию какого пространства (большого или малого) она рассчитана, на каком основании  будет поставлена (газон, бетонное или  другое мощение). Парковая ваза может  иметь традиционные формы вазы для  цветов или сама быть стилизованным  цветком. Очевидно, что если ваза задумана для цветов, то её автор принимает  во внимание масштаб и структуру  растений, цвет и форму цветков, листьев.

Природное в малых архитектурных  формах может быть передано или опосредованно, путём художественной стилизации или  прямым копированием, подражанием. Во втором случае, объекты, как правило, испытывают в естественном пейзаже  «реакцию отторжения».

Понятия «скульптура в пленере», «парковая скульптура» - ассоциативно связываются прежде всего с известными дворцово-парковыми комплексами. Там  скульптура – произведение пластического  искусства и неотъемлемый элемент  архитектурного ансамбля. В наше время  пластика в пленере значительно  многообразнее по форме, функции, материалу. 

Какова же композиционная обусловленность  скульптуры и архитектурно-ландшафтной  среды? При выявлении взаимосвязи  «скульптура – среда под открытым небом» начинают размываться границы  между сферами деятельности архитектора, скульптора, дизайнера и ландшафтного архитектора. Возникает проблема синтеза  искусств.

В современном городе взаимосвязи  человека с его окружением и сама структура урбанизированной среды  усложняются. Постоянно находясь в  окружении многоэтажной застройки, горожанин все больше утрачивает связь с живой природой и чувство  сомасштабности своему окружению. Поэтому  столь существенное значение приобретает  эстетика деталей городского ландшафта, воспринимаемых наиболее близко и создающих  необходимый гармоничный переход  от масштаба человека к масштабу сооружений.

  1. Поляны  в композиции паркового пейзажа.

Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов  парков. В регулярных парках это  прежде всего партеры,  в пейзажных  – поляны. Они являются планировочными и композиционными узлами пейзажных  парков, позволяют формировать пейзажные  картины с участием древесно-кустарниковых  групп и водоемов. Их зеленые плоскости  включаются в поле картины в качестве переднего плана или фона и  создают необходимый фронт восприятия пейзажей. Поляны являются не только местом построения и обзора пейзажей, но и  используются как места отдыха. Такие  поляны могут быть и буферными  зонами, принимающими на себя большую  часть рекреационных нагрузок

В структуре парка поляны могут  занимать обширные районы, представляющие собой систему открытых пространств (Парадное поле, Белая береза в Павловском парке). Ценнейшей чертой открытых пространств  является обеспечение динамичности смен пейзажных картин. Чаще поляны решаются как самостоятельные внутренние пространства. Они могут изолированно размещаться в лесном массиве (характерно для лесопарков) либо решаться как  серия полян, связанных друг с  другом анфиладно (парк Вороново под  Москвой) или незаметно «перетекающих» одна в другую (Тростянец). Имеются  примеры их решения в виде небольших  лужаек, подчиненных одному главному пространству (Большая поляна в Невском  лесопарке). Во всех случаях каждое изолированное пространство может  иметь индивидуальное решение, но оно  обязательно связано с общим  замыслом поляны и парка в целом.

По конфигурации поляны могут быть округлыми и вытянутыми, со спокойными и изрезанными контурами. Выступы  и впадины, образованные насаждениями в опушке, формируют композиционно  интересное пространство поляны, которое  нельзя охватить взглядом с одной  точки. Тем самым создается иллюзия  пространства, значительного по величине, уходящего за пределы восприятия и побуждающего к его дальнейшему  изучению. Насаждения, как бы выходящие  наполяну, являются обрамляющими кулисами и создают множество пейзажных  картин.

Важное место в композициях  полян занимает опушка, являющаяся частью ее пейзажных картин, создающая  нейтральный или активный фон.

Ориентация полян по сторонам света, ее размеры и конфигурация определяют характер освещенности. Так, неширокие  поляны (в 2-3 высоты опушки), вытянутые  в меридиональном направлении, будут  освещены солнцем в середине дня, а утром и вечером их поверхность  будет затенена. При широтной ориентации значительная часть полян будет  затенена днем, а их западная и восточная  опушки получат соответственно утреннее и вечернее освещение, хорошо моделирующее структуру насаждений.Освещением выделяются те или иные акценты в пейзаже. Солнечные поляны вносят мажорное настроение в облик парка.

Отдельно стоящие деревья, древесно-кустарниковые  группы, сооружения и скульптура являются композиционными компонентами полян, формирующими их пространство. Растительный состав поляны – ее травяной покров и древесные насаждения подбираются в соответствии с экологическими свойствами местности, функциональным назначением и художественным замыслом объекта.

Поляны являются частью общего паркового  маршрута и могут иметь внутренние дорожки. Парковый маршрут должен обеспечить вход на поляну из закрытого пространства или смежной поляны, дать возможность  обзора общей картины поляны и  обеспечить смену пейзажных картин при постепенном раскрытии ее участков. Внутренние маршруты по-своему решают эти же задачи. Они прокладываются с целью более длительного  пребывания на поляне, подробного знакомства с ее пейзажами и обеспечения  как динамической смены картин, так  и их стационарного обзора.

Парковый маршрут охватывает все  поляны, нанизывая их на нить своей  трассы и формируя представления  о парке. Однако каждая поляна по-своему диктует прокладку этого маршрута на своем участке. Необходимо максимально  раскрыть посетителю ее индивидуальные достоинства.

Закономерное соотношение открытых и закрытых пространств ландшафтов, отдельных ландшафтных районов  и парковых картин в целом образует динамичную и выразительную основу пространственной композиции. Массивы  древесных насаждений составляют своеобразные зеленые «стены», ограничивающие открытые пространства – большие и малые, иногда организующие их анфиладное решение  или сливающиеся в единый массив с просветами близких и далеких, глубоких перспектив.

  1. Предпроектная оценка объектов ландшафтного искусства.

 

Изыскания и сопутствующая им предпроектная  оценка территории представляют собой  процесс взаимосвязанного изучения ее природных условий и на этой основе – определение значения территории как объекта ландшафтного искусства, т. е. ее эстетической и санитарно-гигиенической  ценности, функциональных возможностей и сложности освоения.

Такой подход обусловлен взаимодействием  природных и социальных факторов, формирующих любой объект ландшафтного искусства.

Изучение природных условий  – один из важнейших этапов предпроектная  оценки территории; его главным звеном является комплексное полевое обследование территории. Оно включает сбор и  систематизацию данных по основным компонентам  природного ландшафта – климату, почвам, гидрологии и растительности.

Полевые работы ведутся с привлечением специалистов – почвоведов, гидрологов и гидротехников, климатологов, геоморфологов  и др.– в зависимости от сложности  объекта. По материалам обследования составляются соответствующие карты (раздельно  по каждому из компонентов или  совмещенные).

На основании полученных материалов ведется дальнейшее изучение территории объекта – анализ его объемно-пространственной структуры и оценка.

Анализ объемно-пространственной структуры включает выделение территориальных  единиц объекта –участков, характеризующихся  общностью наиболее типичных признаков, а также обобщенную характеристику объекта  в целом.

Выделенные территориальные единицы  подлежат дальнейшему оцениванию. Эта  работа ведется с целью выявления  достоинств каждого участка и  территории в целом, а также выбора наилучшего варианта решения по его  использованию, чтобы на этой основе определить планировочное и композиционное решения и виды работ по осуществлению  проекта в натуре. В процессе оценки возможно некоторое изменение границ выделенных участков.

Объекты ландшафтного искусства формируются  взаимодействием и взаимосвязью следующих факторов: эстетического, санитарно-гигиенического, функционального, природоохранного и технологического. Каждый из указанных факторов отражает достоинства территории со своих  позиций. Эстетический характеризует  красоту участка, санитарно-гигиенический  – его комфортность для человека, функциональный – соответствие проектируемому назначению объекта, возможности организации  тех или иных видов отдыха, транспортную и структурную взаимосвязь с  окружающими территориями, природоохранный  фактор определяется по устойчивости участков к антропогенному воздействию. В городских условиях – это  в первую очередь устойчивость насаждений к загрязнениям атмосферного воздуха (загазованности и запыленности), а  в рекреационных лесах (лесопарки, зоны отдыха, национальные парки) –  устойчивость природных комплексов к рекреационным нагрузкам. Технологический  фактор характеризует возможности  освоения территории – благоустройства, проведения коммуникаций, формирования пейзажей. С позиций рассмотренных  факторов и следует вести оценку территории. Каждый из факторов имеет  свой набор оценочных критериев  и показателей оценки.

Таким образом, каждый из рассмотренных  факторов характеризуется определенными  чертами и имеет свой набор  оценочных критериев. Рекреационная  ценность парковых объектов определяется по значимости всех указанных факторов.

Выявленные факторы находятся  в определенной взаимосвязи, которая  определяет роль каждого по отношению  к остальным. По роли в формировании парковых объектов их можно сгруппировать  следующим образом:

  • факторы, стимулирующие формирование парков,– эстетический и санитарно-гигиенический;
  • факторы, лимитирующие этот процесс,– природоохранный и технологический;
  • фактор, регулирующий взаимодействие первых двух групп, – функциональный.

Характер взаимосвязи обусловлен смысловым значением каждого  фактора и его ролью по отношению  к остальным. Значимость же самих  факторов и их взаимодействие обусловлены  взаимосвязями социальных и природных  условий объекта.Изучение и оценка по каждому из факторов требуют учета  его связи в первую очередь  с функциональным, а уже затем  – с остальными, имеющими свое значение в каждом конкретном случае.

Универсальный подход к определению  перспективной ценности территорий может осуществляться с помощью  ландшафтного анализа. В этом случае он является заключительным этапом оценки. В случае выраженности всех факторов ландшафтный анализ используется для  их сравнения, в результате которого определяется значимость каждого из них и выделяются доминирующий фактор или их сочетание. Это сложный  творческий процесс осмысления как  каждого участка, так и объекта  в целом, результаты которого ложатся  в основу дальнейшего проектирования. На объекте учитываются все ценные участки или их отдельные элементы – живописный рельеф, насаждения, уникальные экземпляры деревьев, камни, родники  и др. Особое место занимают видовые  точки. Их фиксируют на плане и  описывают. В описание входят следующие  данные: местоположение вида, направление  вида по сторонам света, угол обзора, тип  пейзажной картины, ее схема и  далее – словесная характеристика с указанием сюжета, центра картины, ее переднего плана, кулис, а также  других особенностей. Завершается описание оценкой и рекомендуемыми мероприятиями.

Все ценные участки, их элементы и  особенности формируют облик  будущего парка, и чем тщательнее проведено его изучение, тем успешнее решение художественных задач по формированию парка. Одновременно фиксируются  и малоценные участки, с тем чтобы  их улучшить и рационально использовать в общей структуре объекта. Итогом работы является план ландшафтного анализа, на котором отражены все данные и  пояснительная записка.

Информация о работе Ландшафтное проектирование