Виды контроля за дорожным движением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

На территории Российской Федерации основная нагрузка по осуществлению контроля и надзора за дорожным движением лежит на дорожно-патрульной службе ГИБДД МВД России. Данной службе являющейся крупнейшим подразделением ГИБДД МВД России, принадлежит важная роль в предупреждении ДТП, поскольку именно она при несении службы непосредственно организует движение на дороге, осуществляет контроль за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения РФ и иных норм, действующих в области дорожного движения, предостерегает участников дорожного движения от совершения противоправных действий либо пресекает такие правонарушения, а также применяет административные наказания в области дорожного движения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Контроль за соблюдением Правил дорожного движения………………5
2. Виды контроля за дорожным движением.............................................7
3. Стационарный пост ДПС…………………………………………….…10
4. Выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

мой реф.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Контроль за соблюдением Правил дорожного движения………………5

2. Виды контроля за дорожным движением.............................................7

3. Стационарный пост ДПС…………………………………………….…10

4. Выявление и пресечение  нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………20

 

 

 

 

Введение

В последнее время решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны. В условиях стремительной «автомобилизации» населения страны и недостаточно высокого уровня культуры и правосознания участников дорожного движения в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает или получает увечья несметное количество граждан.

Дорожно-транспортная аварийность отнесена Организацией Объединённых Наций к основным угрозам современности. В связи с этим осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других предписаний в области обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время признается одним из важнейших направлений деятельности органов государственной власти.

На территории Российской Федерации основная нагрузка по осуществлению контроля и надзора за дорожным движением лежит на дорожно-патрульной службе ГИБДД МВД России. Данной службе являющейся крупнейшим подразделением ГИБДД МВД России, принадлежит важная роль в предупреждении ДТП, поскольку именно она при несении службы непосредственно организует движение на дороге, осуществляет контроль за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения РФ  и иных норм, действующих в области дорожного движения, предостерегает участников дорожного движения от совершения противоправных действий либо пресекает такие правонарушения, а также применяет административные наказания в области дорожного движения.

Однако, несмотря на наличие такой отлаженной на первый взгляд государственной системы по обеспечению дорожной безопасности, на совещании по вопросам безопасности дорожного движения Президент РФ Д. Медведев в своем выступлении подчеркнул: «У нас ситуация в области обеспечения дорожного движения очень тяжёлая, просто неудовлетворительная… Сегодня обязанность организации дорожного движения возложена на органы исполнительной власти... Однако результаты проверки, которую проводило Контрольное управление Президента, показывают: организацией дорожного движения фактически никто не занимается. Основная претензия к сотрудникам подразделений ГИБДД заключается в том, что они не стремятся предупреждать правонарушения, а наказывают только уже за совершённые действия…».

Из чего следует, что контроль ДПС ГИБДД МВД России за дорожным движением, от эффективности осуществления которого во многом зависит предупреждение, и пресечение нарушений Правил дорожного движения и предотвращение ДТП, находится на неудовлетворительном уровне.

 

1. Контроль за соблюдением Правил дорожного движения

Дорожно-патрульная служба ГИБДД МВД России играет важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения. Являясь структурной составляющей ГИБДД МВД России, она выполняет специальные надзорные и контрольные функции в области дорожного движения.

Контроль и надзор за безопасностью дорожного движения со стороны ДПС заключается в:

1. наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения;

2. предостережении участников дорожного движения от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений;

3. применении мер административного принуждения к участникам дорожного движения.

Главными задачами такого контроля выступают: сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

Контроль за соблюдением Правил дорожного движения – это одна из главных функций ДПС, от эффективности которой во многом зависит предупреждение и пресечение Правил дорожного движения и предотвращение ДТП.

Для более полного анализа правовой природы данной функции представляется необходимым остановиться на краткой характеристике Правил дорожного движения.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Правила дорожного движения устанавливают на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения. Данные правила призваны регулировать общественное поведение участников дорожного движения и обеспечить безопасность везде, где возможно движение всех наземных транспортных средств, за исключением железнодорожных.

К основным требованиям, предъявляемым Правилами дорожного движения к участникам дорожного движения, относятся:

1. обязанности водителей механических транспортных средств по исполнению требований разрешительной системы допуска к управлению транспортными средствами и допуска их к эксплуатации;

2. обязанности по соблюдению установленного порядка движения;

3. обязанности по осуществлению перевозок пассажиров и грузов;

4. обязанности по соблюдению установленного порядка управления в области дорожного движения; и т.д.

Данные требования главным образом направлены на предупреждение возникновения опасности на дорогах и причинение вреда, которые могут возникнуть в результате нарушения участниками дорожного движения Правил дорожного движения.

Контроль со стороны компетентных органов (ДПС ГИБДД МВД России) за соблюдением данных правил является действенным способом регулирования поведения участников дорожного движения. В свою очередь данный контроль служит основой применения всех последующих действий ДПС (к примеру, пресечение правонарушения).

Контроль за соблюдением Правил дорожного движения включает в себя:

1. визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов;

2. наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства. 
2. Виды контроля за дорожным движением

Контроль за дорожным движением может осуществляться:

1. в пешем порядке;

2. на патрульном автомобиле, мотоцикле или вертолетах;

3. на стационарном посту дорожно-патрульной службы.

Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС.

Пешее патрулирование – простейшая форма несения ДПС, которая находит широкое применение при ведении контроля за дорожным движением. Данная форма контроля применяется с целью обеспечения безопасности дорожного движения на небольших по протяженности (не более 1,5 км), напряженных по интенсивности и опасных за аварийностью участках улично-дорожной сети. Место несения службы при этом задается при условии предоставления возможности работнику подразделения ДПС своевременно фиксировать и пресекать административных правонарушениях в сфере дорожного движения без создания аварийных обстановок или препятствий в движении.

Патрулирование на автомобилях – самая многофункциональная форма ДПС. Наличие у инспекторов автомобилей позволяет им контролировать протяженные участки улиц и дорог, обеспечивать мобильность и высокую скорость передвижения нарядов, оснащенных мощными средствами связи, контрольно-диагностической аппаратурой, специальной техникой, комплектами дорожно-сигнальных знаков и оборудованием для ликвидации последствий ДТП.

Данный вид патрулирования имеет возможность пресекать неправомерные действия участников дорожного движения и других лиц, немедленно начинать преследование и поиск правонарушителей, осуществлять их доставку в ОВД, быстро оказывать необходимую помощь пешим нарядам и т.д. На автомобилях могут нести службу экипажи от одного до нескольких человек. Специальная окраска, проблесковые маячки и звукоусилительные установки делают их легко различимыми в транспортных потоках, что оказывает сдерживающее воздействие на участников дорожного движения, склонных к нарушениям Правил дорожного движения .

На практике существует два основных приема автопатрулирования:

1. движение в потоке транспортных средств;

2. движение впереди транспортного потока.

Движение в потоке транспортных средств применяется для предупреждения и пресечения таких распространенных и опасных нарушений Правил дорожного движения, как неправильные обгон, маневрирование, расположение транспортных средств на проезжей части и т.д. В данном случае патрулирование осуществляется экипажем в составе не менее двух сотрудников ДПС, один из которых ведет постоянное наблюдение за движением и подает нарушителям сигналы остановки при помощи жезла или автомобильной громкоговорящей установки, а второй управляет автомобилем, поскольку выполнение необходимых при этом маневров требует повышенного внимания.

Движение впереди транспортного потока применяется преимущественно на опасных участках дорог с высокой интенсивностью движения. Патрульный автомобиль в этом случае следует по участку с установленной скоростью, «удерживая» следующий за ним транспортный поток в определенных скоростных пределах. Систематическое применение этого приема способствует стабилизации скоростного режима на дорогах и вырабатывает у водителей навыки «регламентированного» движения. Наибольший эффект «сдерживания» достигается на дорогах с ограниченной пропускной способностью и без пересечений в одном уровне, где происходит быстрый разгон транспортного потока.

Что касается таких форм несения дорожно-патрульной службы как патрулирование на мотоциклах и вертолетах, то их используют значительно реже. В связи с тем, что мотоцикл не защищает инспектора ДПС от неблагоприятных климатических воздействий, неустойчив, требует применения специальной экипировки, стесняющей действия инспектора, а также существенно проигрывает автомобилю в возможностях оснащения специальной техникой и оборудованием.

Приемы патрулирования на мотоциклах во многом аналогичны тем, которые применяются автопатрулями (за исключением приемов блокирования движущихся транспортных средств).

Согласно п. 40 Административного регламента для выполнения своих служебных задач сотрудниками ДПС применяются и такие летательные аппараты как вертолеты, которые позволяют контролировать дорожное движение на большой территории вне зависимости от плотности, интенсивности транспортных потоков и состояния улично-дорожной сети. Указанные качества позволяют применять вертолеты для проведения следующих действий:

1. оперативного изучения условий движения;

2. выявления и пресечения нарушений Правил дорожного движения на участках дорог большой протяженности;

3. розыска и преследования похищенных, скрывшихся с мест ДТП или используемых в преступных целях транспортных средств; и др.

Однако существуют некоторые недостатки, свойственные использованию вертолетов для патрулирования, в частности:

1. невозможность повсеместного приземления;

2. необходимость сил наземной поддержки действий воздушного патруля; зависимость от метеоусловий и сложность пилотирования в ночных условиях. 
3. Стационарный пост ДПС

Наряду с пешим патрулированием и на транспортных средствах для осуществления контроля за соблюдением Правил дорожного движения организуется несение службы на стационарных постах.

Под стационарным постом следует понимать любое капитальное, временное или транспортабельное сооружение, предназначенное для создания благоприятных условий личному составу, занятому несением дорожно-патрульной службы на определенном участке автомобильной дороги или улицы.

Из всех форм контроля несение службы на стационарном посту обеспечивает круглосуточную работу сотрудников ДПС по контролю за соблюдением правил и требований всеми участниками дорожного движения .

На стационарном посту инспектор ДПС обладает более широкими полномочиями по отношению к водителям. Так, согласно п. 63 Административного регламента только на стационарных постах ДПС основанием для остановки транспортного средства является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров.

В остальном задачи несения службы на стационарном посту аналогичны задачам пешего патрулирование и патрулирования на транспортных средствах.

В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.

Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортного средства, имеющих окраску и оборудование, предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов. При ведении открытого контроля сотрудник ДПС располагается в местах, где он хорошо виден участникам дорожного движения и имеет возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений. Как правило, необходимость в этом возникает тогда, когда по отношению к определенной категории участников движения функция предостережения не реализуется, а их внешний вид и характер движения транспортного средства вызывает какие-либо подозрения у инспектора. При определенных условиях, например, в зонах вынужденной концентрации транспортных потоков открытый контроль бывает весьма эффективным при выявлении и профилактике правонарушений, не связанных с движением транспортных средств (например, отсутствие водительских регистрационных и путевых документов у владельцев и водителей транспортных средств, технические неисправности транспортных средств, с которыми их эксплуатация запрещена, нарушение правил перевозки людей и т.п., обнаружение которых возможно при осмотре остановившегося транспортного средства).

Информация о работе Виды контроля за дорожным движением