Анализ безубыточности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточностью на предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть экономическую модель безубыточности;
 рассмотреть затраты, как один из элементов анализа безубыточности;
 определить методы анализа безубыточности производства;
 провести анализ безубыточности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа безубыточности производства 5
1.1. Экономическая модель безубыточности 5
1.2. Затраты: определение, классификация и анализ поведения, как один из элементов анализа безубыточности 8
1.3. Методы определения точки безубыточности 11
Глава 2. Анализ безубыточности производства на примере ООО «Доброе дело» 18
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Доброе дело» 18
2.2. Анализ безубыточного объема продаж и зоны безопасности ООО «Доброе дело» 19
2.3. Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение 1 31
Приложение 2 34

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ безубыточности производства.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

 

Факультет _______________________________________________

Кафедра _________________________________________________

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине __________________________________________________________

 

Студента _______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

На тему:______________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Автор работы:      

___________________    ___________________

           (ФИО)      (подпись) 

Научный руководитель:     

___________________    ___________________

(ученая степень, звание, ФИО)    (подпись)

 

Дата сдачи:

«____»______________20__г.

Дата защиты:

 «____»_____________20__г.

 

Оценка: __________________

 

 

Москва 2015

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржинального дохода. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой и удельными переменными затратами. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:

  • более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
  • определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов, при которых финансовый результат будет равен нулю;
  • установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
  • исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
  • обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение маржинального анализа, основанного на соотношении «затраты - объем - прибыль» требует соблюдения ряда условий таких, как:

  • необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточностью на предприятии.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть экономическую модель безубыточности;
  • рассмотреть затраты, как один из элементов анализа безубыточности;
  • определить методы анализа безубыточности производства;
  • провести анализ безубыточности предприятия.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты анализа безубыточности производства

    1. Экономическая модель безубыточности

безубыточность рентабельность учет

Анализ безубыточности основан на исследовании зависимости изменений объемов произведенной продукции, затрат на ее производство и прибыли. Проведенный анализ поможет принять решение по установлению цены реализации продукции и регулированию объемов реализации продукции.

На первый взгляд, кажется, чем больше продукции реализуется, тем выше доходы организации, а, следовательно, больше прибыль. Из этого следует вывод: главная цель предприятия – увеличение объема производства продукции. Но при проведении анализа выясняется, что такая ситуация будет сохраняться лишь на определенном временном промежутке, который будет ограничен производственными мощностями, численностью квалифицированного персонала, занятого в производстве продукции, ограниченными объемами заключенных договоров на поставки материалов, необходимых для производства. Можно предположить, что дополнительные поставки материалов будут быстро организованы, но увеличить за короткий промежуток времени производственные мощности, привлечь рабочих нужной квалификации практически невозможно. К тому же это повлечет за собой дополнительные затраты, а значит, повлияет на себестоимость продукции и прибыль.1

Следовательно, модель безубыточности действует в рамках ограниченного времени, обусловленного действующими производственными возможностями.

Кроме внутренних факторов, на ограниченность временного промежутка влияют и внешние факторы, такие как конкуренция, покупательная способность потребителей и другие, не зависящие от производства, факторы.

Объем затрат, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка называют точкой безубыточности. То есть под точкой безубыточности понимают такой объем выручки и такой объем производства, которые обеспечивают покрытие всех затрат организации. Эту точку также называют «критической», «мертвой» или «точкой равновесия», встречается также название «порог рентабельности».

Рассмотрим экономическую модель безубыточности.

Для построения графика по оси абсцисс откладывается объем производства (реализации), а по оси ординат – доходы и затраты, соответствующие объемам производства (реализации).

Рис. 1.1. Экономическая модель безубыточности.

 

Как видно из рис. 1.1., линия выручки от реализации пересекает линию совокупных затрат в двух точках. Это означает, что в экономической модели безубыточности существует два уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, то есть две точки безубыточности.

Линия выручки на графике представляет собой кривую, которая показывает, что вначале, с ростом объема производства и реализации продукции, выручка растет, но наступает момент, когда для повышения уровня доходов приходится значительно увеличить объем производств и снизить цены реализации и, наконец, когда при увеличении объемаa реализации доходы начинают падать.2

Изменение переменных затрат в значительной степени влияет на поведение совокупных затрат организации. На представленной модели на отрезке АВ совокупные затраты растут из-за роста переменных затрат в связи с увеличением объема производства.

На отрезке ВС линия совокупных затрат начинает выравниваться, достигается оптимальный режим производства без каких-либо экономических потерь, средние переменные затраты на единицу продукции снижаются, возникает так называемый «положительный эффект масштаба». Предприятие может получать большие скидки от поставщиков сырья и материалов, расходы на рабочую силу в расчете на единицу производимой продукции снижаются.

Далее, на отрезке СЕ совокупные затраты начинают расти, так как производственные мощности работают с перегрузкой, используется сверхурочный труд рабочих, внеплановые закупки сырья и материалов влекут за собой дополнительные расходы. Возникает отрицательный эффект масштаба.

На экономической модели в точках В и Д совокупные доходы и совокупные затраты равны, это точки безубыточности. Точка В характеризует завершение периода превышения затрат над доходами и начало получения прибыли от реализации продукции. Точка Д показывает, что предприятие вышло на недопустимые объемы производства и наступил период, когда совокупные доходы стали падать при одновременном росте совокупных затрат. Зона между совокупными доходами и совокупными затратами, берущая начало в точке В и заканчивающаяся точкой Д, является зоной прибылей.

 

 

1.2. Затраты: определение, классификация и анализ поведения, как один из элементов анализа безубыточности

 

Одним из основных факторов, влияющих на прибыль предприятия, являются затраты.

Затраты организации представляют собой основной объект учета и анализа в экономике предприятия, поскольку эффективное управление затратами позволяет организации добиваться необходимого уровня прибыли. Затраты – это стоимость ресурсов, использованных предприятием на конкретные цели, в процессе осуществления своей деятельности.

Важнейшей предпосылкой правильной организации учета и исчисления себестоимости продукции, а также эффективного управления затратами служит экономически обоснованная классификация затрат.

Разнообразие классификаций затрат объясняется, в первую очередь, целями и задачами управленческого учета, в зависимости от которых применяют ту или иную классификацию.

Постоянными затратами являются такие затраты, величина которых не зависит от динамики объема производства. Постоянные затраты, оставаясь независящими от объема производства, могут изменяться под влиянием других факторов (рост цен при инфляции). Затраты являются постоянными только в пределах устоявшегося уровня деловой активности (объема производства или продаж). При существенном изменении уровня деловой активности (релевантного уровня) изменяются и постоянные затраты.3

К переменным относятся затраты, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции. Отдельные элементы переменных затрат в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные.

Пропорциональные затраты увеличиваются теми же темпами, что и объем выпуска и реализации продукции (оплата счетов поставщиков товаров).

Дегрессивные затраты – это такие затраты, темпы роста которых отстают от темпов роста объемов производства (услуги сторонних организаций).

Прогрессивные затраты увеличиваются быстрее роста объемов производства (расходы на оплату труда работников, находящихся на сдельно-премиальной системе оплаты труда).

Деление затрат на постоянные и переменные условно, поскольку многие виды затрат носят условно-постоянный характер.

Условно-постоянные затраты зависят от объема производства, но эта зависимость не прямо пропорциональная. Часть таких затрат изменяется вместе с изменением объема производства, а часть остается неизменной (плата за телефон, состоящая из фиксированной абонентской платы (постоянная часть) и оплаты междугородных и международных телефонных разговоров (переменная часть)).

Все затраты могут быть распределены по трем группам - производственные, коммерческие и управленческие. Внутри каждой такой группы можно выделить переменные и постоянные элементы (таблица 1.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1.

Классификация затрат

Производственные затраты

Коммерческие затраты

Управленческие затраты

Переменные

Постоянные

Переменные

Постоянные

Постоянные

Материальные затраты

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Премии, бонусы менеджерам по продажам

Затраты на рекламу

Заработная плата работников управленческого персонала и обеспечивающих служб

Расходы на тару и упаковку готовой продукции

Арендная плата, лизинговые платежи

Командировочные расходы, связанные со сбытом конкретного вида продукции

Расходы на содержание отдела маркетинга

Заработная плата производственных рабочих


 

 

Особенность постоянных затрат заключается в том, что при увеличении объема реализации товаров удельный вес таких затрат снижается. Получается, что при прочих равных условиях прибыль организации растет в несколько большем объеме, нежели объем реализации продукции.

Переменные затраты в отличие от постоянных затрат остаются неизменными в расчете на одну единицу реализованного товара, однако в общем объеме реализации они прямо пропорциональны объему выручки.

 

 

1.3. Методы определения точки безубыточности

 

В системе бухгалтерского управленческого учета для определения точки безубыточности применяются следующие методы:

  • графический метод;
  • метод уравнений;
  • метод маржинального дохода.

Информация о работе Анализ безубыточности производства