Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:14, контрольная работа
Аристотель - (384 до н.э., Стагира, Халкидики – 322 до н.э., Халкис, о.Эвбея в Эгейском море) – великий древнегреческий философ, энциклопедист, систематизатор знания. Сохранившиеся работы мыслителя, представляющие собой свод трактатов и ряд отрывков (некоторые из них признаны учеными подлинниками, другие – изложениями, третьи – подложными) по существу охватывают все направления современных Аристотелю философии и науки в целом. Среди дошедших до нас сочинений особо выделяются: "Органон" (греч. "Орудие") – сборник трактатов по логике, понимаемой как средство научного познания; естественнонаучные работы – "Физика", "О небе", "О душе", "История животных" и др.; "Риторика"; "Метеорология"; "Метафизика" – составленный уже после смерти мыслителя свод трактатов об исследовании сущности бытия с помощью умозрения; этические сочинения – "Никомахова этика",
1. ВКЛАД АРИСТОТЕЛЯ В РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ..........3
2. СОДЕРЖАНИЕ ИДЕОЛОГИИ И ПОЛИТИКИ ЛИБЕРАЛИЗМА, НЕОЛИБЕРАЛИЗМА ............................................................................................6
3. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ....................................................................................................12
4. ПЛАТОН. ГОСУДАРСТВО. ПРОЧИТАЙТЕ КНИГИ 1, 2, 4 И ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ .................................................................................17
УПРАЖНЕНИЯ: ТЕМА 2 ЗАДАНИЕ 6, ТЕМА 16 ЗАДАНИЕ 4 ....................22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Важнейшей
функцией политической власти является
установление общеобязательных норм общественной
жизни и контроль за их соблюдением.
Эти функции нацелены на создание
и поддержание общественного
порядка и условий для
Конкретные государства бывают разными, и конфликты в них протекают тоже по-разному. Характер их определяется тем, каково направление развития власти. Важнейшим моментом здесь является отношение власти к обществу.
Одна
из особенностей политического конфликта
состоит в том, что он непосредственно
или опосредованно затрагивает
интересы больших социальных групп,
социальных слоев, классов, общества в
целом. Поэтому субъекты политического
конфликта (политические организации,
институты и отдельные лидеры)
всегда выступают от имени определенной
социальной общности. Для защиты своих
интересов и ценностей
Все политические конфликты в обществе можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В горизонтальных политических конфликтах борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д.
Цели
и причины возникновения
В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из этих конфликтов носит открытый, публичный характер, например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в конституционный суд и др.
Тоталитарный режим власти не признает никаких политических конфликтов и стремится их не допустить. Если же горизонтальные конфликты в тоталитарной политической системе и случаются, то они приобретают форму заговора или дворцового переворота.
В вертикальных политических конфликтах конфронтация проходит по линии «власть - общество». Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в этой структуре занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Иерархичность статусно-ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали “власть - общество”. Вертикальные политические конфликты, в свою очередь, можно разделить на два подвида:
а) статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества. Примерами являются конфликты между Центром и регионами в современной России.
б) режимные
политические конфликты преследуют
цели свержения существующего
Причины возникновения режимных конфликтов следующие:
· ущемление
базовых социально-
· различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур).
Способы
урегулирования политических конфликтов,
прежде всего, зависят от определения
вида конфликта. Если мы имеем дело
с горизонтальным (частичным) конфликтом,
субъектами которого, как правило, выступают
политические институты и организации,
функционирующие в рамках существующей
политической системы (например, исполнительная
и законодательная ветви
Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от искусства политических лидеров, используя группы поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:
· обращение в Конституционный суд;
· отставка правительства;
· роспуск парламента (Государственной Думы) и назначение досрочных парламентских выборов;
· организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.
Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам.
Но,
пожалуй, самыми сложными для урегулирования
и разрешения являются вертикальные
режимные политические конфликты. Субъектами
таких конфликтов выступают, с одной
стороны, государственные институты
и организации, выражающие интересы
господствующих слоев населения
и правящей элиты, с другой - оппозиционные
организации, представляющие подвластные
массы. Конечной целью режимного
политического конфликта
Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность (легитимность) и незаконность (нелегитимность) носят взаимопереходящий характер.
Для того чтобы не допустить негативный ход развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации. На основании полученных данных появляются возможности:
· составить прогноз возможного развития событий;
· определить возможные варианты урегулирования конфликта;
· разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.
Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:
1. уменьшить
(снять) эмоциональное
2. четко
определить предмет спора и
тем самым локализовать
3. установить
(оговорить) нормы и правила
взаимодействия конфликтующих
4. организовать
диалог между конфликтующими
сторонами и открыто
5. отделить
проблемы от субъективной
Если
в результате принятых мер урегулировать
или локализовать конфликт не удалось
и его дальнейшее развитие представляет
угрозу для общества, то властные структуры
должны быть готовыми применить силу
или остановить развитие конфликта
угрозой применения силы.
4. ПЛАТОН. ГОСУДАРСТВО. ПРОЧИТАЙТЕ КНИГИ 1, 2, 4 И ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
А) КАКИМ ОБРАЗОМ ТРАКТУЕТСЯ ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
В
трактате "Государство" Платон пишет
о том, что "идеальное" государство
должно обладать, по меньшей мере, четырьмя
главными добродетелями:
1.мудростью,
2.мужеством,
3.рассудительностью,
4.справедливостью.
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое "по своей природе жаждет богатства".
Б) В ЧЕМ СУТЬ ВЗГЛЯДОВ АВТОРА НА ПРОБЛЕМУ ГОСУДАРСТВА
Идеальному
(аристократическому) государственному
устройству Платон противопоставляет
четыре других. В трактате "Государство"
Платон пишет о том, что главная
причина порчи обществ и
1. Тимократия - власть честолюбцев, по
мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного"
строя. Она появляется, когда появляется
частная собственность на землю и дома,
происходит превращение свободных в рабов.
Это ведет к вырождению идеальной аристократии
и возникновении тимократии. Люди этого
государства отличаются жадностью, грубостью
и сребролюбием. Их образ жизни переходит
в роскошный, что обуславливает переход
к олигархии.
2. Олигархия. - "строй, основывающийся
на имущественном цензе". В олигархическом
государстве уже имеется четкое разделение
на богатых ( немногочисленный правящий
класс) и бедных, которые не участвуют
в управлении и которые делают возможной
совершенно беззаботную жизнь правящего
класса. В этом государстве как бы два
государства: одно - бедняков, другое -
богачей. У бедных появляется ненависть
против бездельников-богатых, приводящая
к перевороту в государстве и установлению
демократии
3. Демократия. "Демократия, на мой взгляд,
- пишет Платон, - осуществляется тогда,
когда бедняки, одержав победу, некоторых
из своих противников уничтожат, иных
изгонят, а остальных уравняют в гражданских
правах и в замещении государственных
должностей, что при демократическом строе
происходит большей частью по жребию".
В этом государстве будет "полная свобода
и откровенность и возможность делать
что хочешь". В таком обществе к власти
может придти человек, который не имеет
способности к управлению и не добродетелен,
но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил
свое расположение к толпе.
Однако, демократия "опьяняется свободой
в неразбавленном виде", она еще более
усиливает разобщенность бедных и богатых
классов общества, возникают восстания,
кровопролития, борьба за власть, что может
привести к возникновению наихудшей государственной
системы - тирании.
4. Тирания. По мнению Платона, если некое
действие делается слишком сильно, то
это приводит к противоположному результату.
Так и здесь: избыток свободы при демократии
приводит к возникновению государства,
вообще не имеющего свободы, живущего
по прихоти одного человека - тирана. "Из
крайней свободы возникает величайшее
и жесточайшее рабство". Тирания - наихудший
тип государственного устройства, где
царят беззаконие, уничтожение более или
менее выдающихся людей, подозрение в
вольных мыслях и многочисленные казни
под надуманным предлогом предательств,
"очищения" государства от всех тех,
кто мужественен, великодушен,богат. С
позиции своего идеального государства
Платон классифицирует существующие государственные
формы на две большие группы:
1.Приемлемые государственные формы;
2.Регрессивные-упадочные. Первое место
в группе приемлемых государственных
форм - это его "идеальное" государство.
К упадочным, нисходящим государственным
формам он относил тимократию. В античной
Греции к этому типу больше всего относилась
Спарта V и VI вв. Существенно ниже тимократии
стояла олигархия - власть нескольких
личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество.
Главным предметом раздражения. Платона
является демократия, в которой он видит
власть толпы, неблагородного демоса,
и тирания, которая в античной Греции начиная
с VI в. До н. э. представляла диктатуру,
направленную против аристократии.
Информация о работе Вклад аристотеля в развитие политической мысли